В современном мире большое внимание уделяется качеству продукции, о чем свидетельствует принятие и внедрение стандартов серии ИСО. Согласно стандартам работа организации рассматривается как система взаимосвязанных процессов, рассмотрим учебную деятельность студента с этой позиции.

Система менеджмента качества учебной работы (СМК УР) студента, разработанная студенческим конструкторским бюро «Качество» Тольяттинского государственного университета, активно внедряется в учебный процесс ТГУ на факультете экономики, управления и права на кафедре «Управление качеством, стандартизация и сертификация». Общая концепция проектирования СМК УР в соответствии с МС ИСО 9000:2000 и с философией менеджмента позволяет структуры управления и обеспечения качеством через нормативный менеджмент (политику качества и ее проектирование), стратегию менеджмента (стратегию и планирование качества) и оперативную деятельность развернуть в формировании способности групп при их стремлении к качеству через конкретные виды деятельности.

СМК УР полностью совместима с базовой концепцией ИСО. В ней определены и нормативный менеджмент, и стратегия, и направления деятельности на усовершенствования качества учебной работы. Эти направления представляют развертывание способностей студентов к развитию умения учиться. Результатом этого развития являются культура качества и относящееся к качеству развитие поведения. Сюда включаются социальные, управленческие, коммуникативные, рефлексивные и другие компетенции (единство знаний, опыта, способностей, действий и навыков, позволяющих выполнять любую работу, в том числе и учебную, квалифицированно и эффективно). Они являются частью профессиональной квалификации специалиста и выражаются в различных формах, в многообразных ситуациях учебной работы.

Исследования зарубежных специалистов по менеджменту показывают, что стратегия в системах качества является важнейшим вопросом менеджмента и будет таковой еще долго (см. А. Блентон Годфри. TQM – рулевая эффективность бизнеса. /Сборник трудов предварительного семинара международной академии по качеству. – Йокагама: IAQ, 1996.-37с.).

Стратегия внедрения СМК УР включает следующие положения:
1) ясное понимание каждым студентом, что он должен получить в процессе обучения;
2) четкое определение ключевых целей, которые должны быть достигнуты, если студент или группа реализуют свою стратегию;
3) информирование об этих ключевых целях всей группы, чтобы каждый студент знал, как выполнение его учебной работы помогает группе достичь этих целей.

После того как основные шаги по управлению ключевыми процессами и постоянному и непрерывному их усовершенствованию определены, необходимы:

• идентификация ключевых процессов учебной работы студентов и доведение стандартов по их выполнению до каждого студента;

• организация проведения необходимых измерений показателей качества процессов;

• назначение ответственных за процесс и организацию отчетности;

• SWOT-анализ результатов и определения путей совершенствования.

Рассматривая проблемы управления качеством учебной работы (УР) и учебной деятельности (УД), следует выделить в них три различных иерархических уровня. Первый уровень – проблемы качества как объекта управления, проблемы качества как показателя (параметра) состояния управляемого объекта и проблемы управления процессами. Второй уровень – это выделение проблемы взаимосвязи объектов этих трех уровней. Третий – проблемы всех уровней необходимо рассматривать с системных позиций, т.е. как целое, состоящее из частей.

Любая система может быть рассмотрена в виде системной пентады (рисунок 1), которая имеет свою цель (или предназначение для технических систем), объект, содержание, связи, развитие. Надсистемой для СМК УР является система управления качеством высшим образованием, подсистемой – нормативы УР в вузах, образовательные технологии. Содержание системы составляют следующие аспекты: планирование, организация, управление, координация и контроль.

Рисунок 1.  Системная пентада качества СМК УР.

Система управления качеством вуза имеет те же характеристики и системные свойства, поэтому будем рассматривать СМК УР, во-первых, как целостную совокупность взаимосвязанных элементов, во-вторых, как одну из составных частей всей системы управления качеством образования в вузе. Управление качеством учебной работы предусматривает 3 уровня, на которых происходит управление УД (кафедральный, групповой, студенческий), и определение технологии управления УР, которая рассматривается с позиций обеспечения качества и улучшения качества.

Рассмотрим подробнее учебную деятельность студента. Согласно МС ИСО серии 9000, любая деятельность или операция, которая получает что-то на «входе» и превращает это в нечто «на выходе», может быть рассмотрена как процесс, независимо от того, связано ли это с изготовлением продукции или предоставлением услуги.

Учебная деятельность многоаспектна и может быть представлена в виде разнородных процессов необходимых для достижения главной цели – подготовки специалиста. В то же время каждый процесс может быть представлен как совокупность отдельных типовых операций (модулей и элементарных процессов), расписанных в соответствии с МС ИСО 9000 и реализующих, например, типовой цикл Деминга РДСА (планирование – реализации – проверка — исправление).

Запросы и пожелания потребителей становятся «входом» для системы менеджмента качества. Вход служит основой для планирования и последующего производства образовательного продукта. Прямоугольник, соответствующий процессам жизненного цикла образовательного продукта, обозначает совокупность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить выходной результат в виде образовательного продукта. На рисунке 2 показана процессная модель, адаптированная к учебной работе студента.

Модель подчеркивает важность получения информации об уровне удовлетворенности потребителей.

Рисунок 2. Модель процессного подхода, адаптированная к учебной работе.

Методика обеспечения качества формируется из существующей, зарекомендовавшей себя практики обучения и постоянной самооценки (метод Рекомейт) выполненной работы с помощью специально разработанного квалиметрического инструментария, которая задействует механизмы непрерывного совершенствования.

Для успешного функционирования учебной деятельности студент должен определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образуется непосредственно вход следующего.

Применение в УД системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». Процессный подход для учебной работы студента имеет следующие особенности:

— студент сам является владельцем процессов учебной работы и должен нести ответственность за её результаты;

— выходы из процессов могут быть двух видов:

— образовательный продукт (ОП) в виде письменных проверяемых работ (ППР),

— добавленная ценность в психические новообразования в виде приращений норм (ΔН), потребностей (ΔП) и способов действий (ΔСп), составляющих интеллектуальный потенциал (ИП) будущего специалиста, который в совокупности составляет приращение его компетентности (К);

— процессы учебной работы имеют сложную иерархическую структуру (линейной структуры);

— приращение компетенции имеет циклический характер и накапливается при переходе от одного процесса к другому.

Для УД была определена схема взаимодействия основных процессов на основе методологии IDEF0, где представлены входы, выходы, управление и ресурсы для подпроцессов (рисунок 3).

«Единственное важнейшее слово в определении процесса, по мнению Майкла Хаммера, это потребитель». Учебный процесс является уникальным в том смысле, что владелец процесса является одним из главных потребителей его результатов? Нами были определены методы, которые позволили студенту эффективно управлять выделенными процессами.

Рисунок 3. Взаимодействие основных процессов учебной работы на основе методологии IDEF0.

В УД применяются следующие современные методы управления качеством:

1) методология IDEF0 — предназначена для представления функций системы и анализа требований к ним через описание их входов, выходов, управления и ресурсов. Особенности функционирования данного метода в условиях УД заключаются в том, что он позволяет визуально представить все процессы, связанные с обучением, определить входы, выходы, управление и ресурсы;

2) метод «Шесть сигм» — статистически измеряет и демонстрирует отдельную характеристику процесса, связывая ее с такими параметрами, как число дефектов на единицу продукции и вероятность успешного или неудачного завершения процесса. Особенности в условиях УД — студент оценивает степень затрат всех ресурсов на выполнение, исправления или переделку своих письменных проверяемых работ. Для повышения эффективности процессов используется методология DMAIC (Define – определять, Measure – измерять, Analyze — анализировать, Improve – совершенствовать, Control – контролировать).

3) методы Тагучи — предназначены для управления качеством системами через робастное проектирование. Среди них выделяются:
отношение сигнал/шум — все результаты работ студентов анализируются через среднее и среднеквадратическое отклонение, а их отношение показывает уровень усвоения материала;
функция «Qualcost» («Цена-качество») — в учебном процессе стоимость предлагается заменить на затраты времени на выполнение письменных, проверяемых преподавателем домашних заданий. В этом случае функция потерь будет звучать «Qualtime».

Методология IDEF0 показана на рисунке 3. Метод «Шесть сигм» хорошо иллюстрируется на примере выполнения письменных проверяемых работ (ППР).

Как сказал английский историк и политик Джеймс Брюс «Если мы хотим получить результаты как можно быстрее и сохранить подход «Шести сигм», то должны стремится к целям, которых добиться легче всего». Потому выбор ППР соответствует такому критерию: высокие результаты при минимуме усилий (Принцип менеджмента – срывайте низко растущие фрукты).

Раньше преподаватель ставил оценку за всю работу. При этом не определялись временные и материальные затраты на устранение ошибок. В качестве критериев их качества определены: качество содержания, качество структуры, выполнение стандартов, оригинальность, визуализация. Выделив пять характеристик качества ППР, для каждого из которых определены признаки, измеряемые по пятибалльной шкале, можно оценить как дифференциальные и интегральные показатели качества их выполнения. Пограничных критериев два:
K1 — уровень дефекта, при котором выполняется работа над ошибками;
K2 — уровень дефектов, при котором студент выполняет новый вариант заданий.

На работу над ошибками и выполнение нового варианта задания нужны время и средства. Зная критерии, каждый студент может обозначить для себя проект – выявление «узких мест» посредством изучения каждого шага процесса и измерения результатов.

Вклад каждого студента в проект «Шести сигм» должен быть признан и оценен по достоинству. Определяя индивидуальные показатели и привязывая поощрения к достигнутым результатам, можно добиться уровня, к которому каждый студент стремится.

Работа над устранением ошибок в ППР – это отличный источник совершенствования других процессов и экономии затрат. Это подход с большой перспективой, позволяющей получить и короткосрочные и долгосрочные результаты. Это прекрасный пример того, как «срывать низкорастущие фрукты» и как начать внедрение программы «Шести сигм» в учебной работе студентов. Фактически это неустанное выявление ошибок и поиск скрытых резервов.

Новый подход в экономике состоит в том, что факторы, влияющие на качество продукции, Тагути условно разделил на две категории: факторы неконтролируемые, называемые шумами, и факторы контролируемые, называемые сигналами. Улучшения качества можно добиться за счет уменьшения шумов и усиления сигналов. Здесь работает известное в электросвязи отношение «сигнал/шум», которое успешно Тагути применил в экономике, а Щипанов В.В. и Чернова Ю.К. – в образовании. Но в этом отношении напрямую не задействована «цена» или стоимость продукции или услуги.

Анализируя параметры стоимости, можно заметить, что цена продукции или услуги чаще всего снижается за счет неинженерных решений (переговоры с поставщиками, сокращение штатов, применение социальных мер, стимулирования, научной организацией труда). Новый взгляд на эту проблему состоит в том, что Тагути предложил применять единое понятие, объединяющее качество и стоимость: «Qualcost». Этот термин часто стал использоваться в научной и практической деятельности. В русском переводе он применяется как «цена-качество».

Нет необходимости получать наилучший и поэтому дорогостоящий результат, достаточно получать результат близкий к нему. Это обеспечивает устойчивое или в терминах Тагути робастное проектирование. Все параметры изделия и выходные характеристики должны определяться с использованием идеальных значений, для установления которых используется трехстадийный подход: системное проектирование, параметрическое проектирование, проектирование допусков.

При этом на второй и третьей стадии широко используются статистические методы. Отношения «сигнал/шум» в проектирование используется в качестве целевой функции или выходной статистики. Оптимальным считается тот набор параметров, при котором это отношение принимает наибольшее значение, при этом существующее производство и процессы становятся нечувствительными к шумам. Происходит возрастание качества без увеличения стоимости.

Нельзя улучшить то, что нельзя измерить количественно. Тагути предложил определять качество через потери (1). Он взял функцию Qav (Avtrage Quality Loss Function):

Qav = k [ (m — µ ) 2 + σ2 ], _______________________________ (1)

где m-номинальное значение характеристики;
µ- наблюдаемое значение характеристики;
σ 2 — воздействие шумов (дисперсия);
k- коэффициент стоимости.
µ и σ – статистические характеристики, известные как среднее и среднеквадратическое отклонение. Q av – техноэкономическая функция или «Qualcost». Она содержит и техническую, и стоимостную части. Нижняя граница Q av — есть средняя величина потерь, уровнем является оптимальное сочетание цены и качества. Формула (1) состоит из двух частей: технической и экономической.

Техническая часть [ (m — µ) 2 + σ 2 ] состоит из двух слагаемых. Первое (m — µ) 2 – характеристика исполнения или достижения цели. Регуляция этой величины может уменьшить потери, через инженерные решения без дополнительных затрат. Второе слагаемое σ 2 есть дисперсия и регулирует потери в зависимости от шума и является главной причиной экономических болезней или проблем.

Экономическая часть формулы (1) k интерпретируется как результат нескольких составляющих (2).

k=k 1 + k 2 +…+ k 6 , _________________________________ (2)

где k 1 – стоимость сырья на единицу продукта;
k 2 – ремонт или неполадка на единицу продукта;
k 3 — капиталовложения на единицу продукта;
k 4 – обслуживание на единицу продукта;
k 5 – маркетинг на единицу продукта;
k 6 – административное управление на единицу продукта.

Обычный подход исключения шумов приводит к дополнительным затратам, а следовательно к увеличению стоимости, так как при этом возрастают компоненты k i в формуле (2). Качество улучшается, а следовательно стоимость растет, что огорчает и производителей, и потребителей. При этом средние потери качества возрастают. Если уменьшать компоненты k i , то стоимость снижается (переговоры с поставщиками, сокращение издержек и т. д.), однако общее значение k не может значительно быть снижено с помощью этих методов, что приводит к недостаточности оптимизации Q av .

Оптимизация по Тагути заключается в уменьшении σ при использовании обычного оборудования и даже сырья низкого качества. Увеличение надежности и долговечности продукции даже в присутствии шумовых факторов (влажности, нагрузки и т.д.) автоматически сокращает нескольких влиятельных компонентов «k», приводя к понижению средних величин потерь. Это приводит к оптимизации Q av и значительному улучшению продукции для потребителей. При этом удобно рассматривать разные значения k из уравнения баланса, так чтобы был получен наибольший эффект по отношению «сигнал/шум». Это показано на рисунке 4, где Q – уровень качества продукции, а C – уровень стоимости продукции.

Рисунок 4. Оптимальное соотношение цены и качества.

Для того, чтобы выиграть гонку, надо не только быть впереди на 2 шага по качеству, но и по стоимости. Для этого необходимо:

1) иметь способность оглянуться назад, определить, где находиться главный конкурент, сравнить качество и стоимость продукции конкурентов со своими показателями;

2) уметь собрать интеллектуальные и материальные ресурсы для того, чтобы обогнать конкурентов.

Для наилучшего понимания функции Q av можно использовать геометрическую интерпретацию этой функции в виде «Stick» (отрезок или вектор), показанного на рисунке 5, где рассматриваются три возможных варианта управления величиной Q av .

1. Продукт высокого качества при той цене. Эта стратегия принимается, если рынок удовлетворен ценой, но не качеством.

2. Продукт того же качества, но, стоимость ниже. Эта стратегия подходит, когда уровень качества подходит, однако со стоимостью проблемы.

3. Продукт с улучшенным качеством и сниженной стоимостью. Эта стратегия приемлема, когда есть проблемы и с качеством, и со стоимостью.

Рисунок 5. Стратегии управления ценой и качеством.

Из рисунка 5 видно, что качество и стоимость взаимообусловленные величины. На основе функции средних потерь качества и понятия робастности по отклонению к шуму лучше всего выбирать стратегию 3, подбирая оптимальное соотношение цены и качества. Именно благодаря этому подходу в Японии достигнуты хорошие результаты в области качества продукции. Японцы фанатично относятся к качеству и сокращению стоимости своей продукции и получили повышение производительности труда на 100-200% и понижение стоимости продукции на 35%.

Робастные технологии прекрасно зарекомендовали себя для производственных процессов технического направления. Студентами СКБ «Качество» при кафедре «Управление качеством, стандартизация и сертификация» применяют методы Тагути для управления уровнем сформированности умений учиться. Оперативное управление качеством усвоения учебного материала студентами является первостепенной задачей. Наличие информации об уровне усвоения прошлого и текущего материала позволяет корректировать технологию обучения и регулировать поток учебной информации с целью повышения эффективности учебной деятельности.

Для достижения более высокой информированности можно применить отношение среднего арифметического к среднему квадратичному отношению. Это отношение подобно отношению «сигнал/шум».

Идея улучшения качества основывается не на акцентировании внимания на повышении математического ожидания, а на уменьшении дисперсии, то есть на уменьшении размаха рассеивания данных. А это не что иное как увеличение надежности объекта или процесса, так как обратная величине «сигнал/шум» есть коэффициент вариации.

При анализе эффективности квалитативных технологий обучения, наряду с ранее рассмотренными показателями, можно использовать экономические факторы. Необходимость экономической оценки учебно-воспитательного процесса давно назрела, так как наличие оценочной функции в виде минимизации затрат позволит ставить и решать задачи численной оптимизации.

При решении данной проблемы можно использовать функцию потери качества. Потери могут быть обусловлены тем, что реальный показатель качества (Q) отклонился от номинала (m), как бы мало на было это отклонение. Возможные потери F(Q) функция, которая достигает своего минимума при Q = m, причем потери в этом случае будут равны нулю, т. е. F(m) = 0. Необходимым условием экстремума является равенство нулю первой производной, т. е. F’(Q) = 0. Из этих условий функция потерь будет иметь следующий вид:

F(Q) = λ (Q — m) 2 , ___________________________________ (3)

Для нахождения величины λ используются следующие соображения. На любой показатель качества назначается предел изменения Δ, выход за пределы которого недопустим. Например, при оценке ниже 3 обучающийся считается не усвоившим материал. Если студент не пересдаст предмет, то будет отчислен, и общество понесет прямые невозвратимые финансовые потери. Потерь не будет, если студент достиг номинального показателя (оценки 5), а при получении оценок 3 и 4 потери будут, но в пределах допустимого значения. При достижении равенства показателя с граничным допустимым пределом потери окажутся равным тем, какие были понесены затраты на обучение студента до данного момента (при условии, если он будет отчислен). И если эти затраты обозначить через S (руб.), то функция потерь в этот момент будет равна S, т. е. F(Q) = S, при m — Q=Δ.

Следовательно, окончательно получим равенство:

S = λ Δ 2 , _______________________________________ (4)

Из равенства величина λ будет выражаться формулой:

λ = S / Δ 2 , ____________________________________ (5)

Окончательно выражение для функции потерь может быть получено подставкой (5) в (3):

F(Q) = S [ (m — Q) 2 ] / Δ 2, ____________________________________ (6)

По формуле (6) можно определить потери для каждого студента, если известен его показатель качества (оценка или рейтинг). Эти потери существенно зависят от величины S – суммы денег, потраченных на обучение на данный момент. Если же необходимо найти потери для всей группы, то надо произвести статистическое усреднение потерь для всех студентов, входящих в группу, то есть:

L = F (Q i ) = (S / Δ 2 ) Σ [ (m — Q i ) 2 ] / n, __________________________________ (7)

где L – усредненные потери качества.

В формуле (7) величина Σ [ (m — Q i ) 2 ] / n есть ни что иное, как дисперсия или статистическое среднее квадратическое отклонение в квадрате. В этом случае функция потерь качества принимает вид:

L=λ σ 2 , для α = λ σ 2 = S / Δ 2 σ 2 , ______________________________ (8)

Если потери качества есть квадратичная функция отклонения от номинала, то улучшения качества технологии обучения необходимо минимизировать дисперсию рассматриваемого показателя, а не математическое ожидание, представляющее ожидаемый уровень качества.

Таким образом, уровень качества подготовки специалистов можно оценивать с помощью квадратичного отклонения от номинала или от идеального результата. Принципиальным в функции потерь является то, что представляется возможность количественной характеристики технологии обучения в общедоступных и наглядных терминах. Одновременно этот подход открывает дорогу к четкой количественной оценке любых мероприятий, направленных на усовершенствование учебного процесса и повышение качества подготовки специалистов, значит, исчезнет субъективизм при принятии решений, оценке вкладов различных инновационных методов. Здесь качество и стоимость рассматриваются совместно, они связаны общей характеристикой, называемой функцией потерь, что представляет собой функция «Qualcost».

На основании рекомендаций Тагути отношение «сигнал/шум» можно записывать в различных формах, в зависимости от соответствующей реакции результата на сигнальные и шумовые факторы. Идеальный результат будет отвечать сигналам преподавателя и не отвечать на случайные факторы шума (опоздание на занятие, погода, плохое настроение и т. д.). Цель мероприятий по улучшению качества может быть определена, как попытка предельно увеличить отношение «сигнал/шум» для данного учебного процесса. В качестве такого отношения из числа различных функций Тагути более всего для учебного процесса подходит функция, выраженная через дефектные доли P (в нашем случае доля неуспевающих студентов в группе). Тогда необходимо минимизировать процент неуспевающих студентов, испытывающих побочные внешние воздействия на процесс усвоения учебной информации. Функция «сигнал/шум», обозначаемая Eta, идентична logit преобразованию и имеет вид:

Eta = — 10 log [ p / (1 — p)], ________________________________ (9)

где р – доля неудовлетворительных оценок, доля неуспевающих студентов и так далее.

Возможности усовершенствования технологии обучения безграничны (Eta→∞), а наименьшее критическое значения Etaкрит. =7. Добиться такого отношения «сигнал/шум» очень трудная задача и решение ее только путем увеличения среднего балла, то есть «сигнала», является бесперспективным. Эффективнее путь уменьшения дисперсии распределения, то есть «шума», при некотором увеличении среднего балла посредством формирования мотивации и достижения познавательного резонанса.

Следует отметить, что уменьшение дисперсии распределения показателей автоматически ведет к увеличению надежности технологии обучения. Технология обучения будет надежной, если Eta>7. В самом деле, из двух сравниваемых технологий обучения надежнее будет та, для которой дисперсия меньше, а следовательно, Eta будет больше. Таким образом, функция потерь и отношение Eta позволяют с разных сторон оценивать качество технологии обучения и находить пути его улучшения.

Использование отношения Тагути «дефектная доля» полезно для минимизации процента неуспевающих учащихся. Недостатком этого отношения является невозможность его использования при отсутствии неуспевающих (p=0). Кроме того в нем не учитывается доля успевающих на 4 и 5.

Для преодоления этих трудностей эффективней использовать отношение «номинал-наилучший», когда имеется фиксированное значение сигнала (номинальное значение), а дисперсия от этого значения принимается как результат факторов шума. Eta в этом случае определяется по формуле:

Eta = 10 log [ m2 / D(x) ], ____________________________ (10)

Величина Eta зависит от log (m / σ), а следовательно от отношения μ = ( m / σ), которое определяет границы качества технологий обучения (Eta 1 , Eta 2 ). Так как величину μ вычислять значительно проще, то для практики удобнее пользоваться при определении качества технологии обучения знаниями μ 1 и μ 2. Результаты расчетов по определению граничных значений отношения «сигнал/шум» Eta и функция m приведены в таблице 1.

Таблица 1. Зависимость качества технологии обучения от отношения Eta  и m

В. В. Щипановым разработано методика определения отношения «сигнал/шум» для ориентировочной оценки качества усвоения текущего учебного материала, которая достаточно проста и основывается на обработке тестов всех видов контроля. В конце каждого определенного учебного времени студентам предлагаются тесты по прошедшему материалу. Для простоты подсчетов количество вопросов в тесте равно десяти. Материал предлагается сгруппированный по разделам, что позволяет стратифицировать полученные результаты для анализа уровня усвоения отдельных разделов. Ответы с целью экономии времени должны быть краткими, лучше всего типа «да-нет». Каждый правильный ответ оценивается одним баллом, неправильный – нулем.

Учебный процесс считается нормальным, если усвоение учебного материала находится в пределах 70-100% от запланированного объема. Предполагая нормальный закон распределения баллов как в планируемом, так и в реальном учебном процессе можно рассчитать планируемое отношение «сигнал/шум» и реальное для десятибалльных тестов.

Среднее арифметическое значение качества усвоения в планируемом учебном процессе равно:

Уср = 0,5 ( Унб + Унм) = 0,5 ( 10 + 7 ) = 8,5.

Среднее квадратичное отклонение определится отношением:

σ = ( Унб + Унм ) / 6 = 0,5.

Следовательно, отношение «сигнал/шум» планируемого учебного процесса будет равно:

Eta = Уср / σ = 8,5 / 0,5 = 17.

В реальных учебных процессах, как показывает опыт, отношение Eta существенно ниже.

Для облегчения процесса определения отношения «сигнал/шум» в СКБ «Качество» была разработана программа в Excel, позволяющая быстро произвести вычисления и диагностировать качество усвоения учебной программы группой студентов.

В настоящее время СКБ «Качество» работает над системой on-lein оценки эффективности внедрения системы менеджмента качества учебной работы. Для этой цели для экспериментальной программы «Сотвори себя сам» отслеживаются показатели развития умений учиться на основе самооценки и экспертной оценки еженедельно, которые вносятся в индивидуальную информационную систему студента(личная книжка результатов) и тьютора, а затем в базу данных по всей группе. Отношение «сигнал/шум» при этом выполняет роль критерия достижения требуемого качества. Студенты в ходе самооценки не только лишь понимают суть выполняемой деятельности, но и овладевают квалиметрией и методами Тагути на практике, что способствует повышению уровня их профессионализма. Для возможности применения функции «Qualcost» в учебном процессе стоимости C предлагается заменить на затраты времени Т на выполнение письменных, проверяемых преподавателем домашних заданий. В этом случае функция потерь будет звучать «Qualtime». Этот подход начинает разрабатываться СКБ «Качество».

Перспективным методами является параметрическое проектирование в связи с тенденцией доли самостоятельных работ студента ему придется самому определять управляемые параметры, чтобы процесс его обучения был не чувствителен к шумам. (ищем подходы). Мы постепенно стараемся перейти от онлайнового управления к офлайновому, т.е. исправлять ошибки не в реальном времени, а в процессе проектирования.

Вышеописанные методологии частично внедрены на кафедре «Управление качеством, стандартизация и сертификация» (УКС и С) и еще в 8 учебных заведениях Поволжского региона и доказали свою жизнеспособность.

СМК УР, разработанная студенческим конструкторским бюро (СКБ) «Качество» Тольяттинского государственного университета и описание процессов УД, были представлены на открытый Всероссийский конкурс научных работ в 2003 и 2004 г.г. Обе работы награждены дипломами Минобразования и науки РФ. В 2005 году СМК УР была представлена на Всероссийской выставке «Научно-техническое творчество молодежи» в г. Москва, где завоевала диплом.

Продолжением исследования стало создание проекта системы менеджмента качества кафедры (СМКК), которая поможет оптимизировать систему планирования, управления, измерения и улучшения УД.

В настоящее время рассматривается возможность внедрения проекта СМКК в практику кафедры УКС и С. Для этого проводится разработка информационной базы данных кафедры, которая будет обеспечивать работу всей системы и разрабатывается план ее внедрения.

Изучив и проанализировав собранные материалы проекта, можно сделать следующие выводы:

1. Качество рождается в результате деятельности на рабочих местах. Поэтому для становления конкурентоспособного специалиста студент должен рассматривать все свои учебные действия как процессы, для которых он сам является владельцем и главным результатом которых должно быть главным добавление ценности в виде приращения ключевых компетенций.

2. Для достижения этого результата необходимо постоянное улучшение своей учебной деятельности, которое может осуществляться за счет самооценки (метод Рекомейт) и применения различных проектов, как это предполагается в методики шести сигм. СКБ в качестве такого проекта предлагает управление выполнением ППР через CTQ – уровень ошибок на одно выполненное задание, через которое студент может определить временные и материальные затраты на свою учебную работу.

3. Для определения взаимосвязей процессов УР предполагается применять методологию IDEFO, адаптировав ее для нового объекта управления, — учебной деятельности через соответствующую номенклатуру ресурсов и механизмов управления, а самое главное через осознание того, что является добавленной ценностью владельца после завершения каждого процесса.

4. Ценности создаются в процессе деятельности и проявляются через деятельность. Для их оценки и самооценки необходим квалиметрический инструментарий, который должен строиться на единых подходах, быть надежным, валидным, эффективным и доступным как по процедурам, так и по интерпретации полученных результатов для студентов и преподавателей.

__________________________
© Хмелькова Ольга Игоревна