В прошлом году Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила о том, что к 2007 году все входящие в нее авиакомпании откажутся от бумажных билетов, внедрив вместо них электронные, е-тикеты (от анг. e-ticket). Электронные билеты уже используются на 140 европейских маршрутах, а в Америке с их помощью проходят до 90% перевозок. В нашем же законодательстве до сих пор нет положения, разрешающего вести продажу электронных билетов. В России система e-ticket внедряется нелегко. Данный процесс осуществляют не отечественные авиаперевозчики, а семь российских авиакомпаний, являющихся членами IATA («Аэрофлот», «Сибирь», «Пулково», «Трансаэро», «Волга-Днепр», «Самара» и «ЮТэйр). Несмотря на определенные сложности прогресс в области продажи электронных билетов неизбежен. Вполне возможно, что такая форма покупки билетов на самолет в недалеком будущем станет для россиян повседневной реальностью.

Мировая система e-ticket, очень проста, но предполагает наличие достаточно разветвленной системы пользователей Интернета и подразумевает полную свободу и комфорт покупателя. Билет бронируется через глобальную сеть на любом сайте подходящей компании и оплачивается либо тут же, не отходя от компьютера (через кредитную карту), либо за наличные деньги в офисе компании. Сам билет на руки не выдается, а остается в электронном виде в глобальной базе данных. Покупатель распечатывает карту маршрута на принтере, и билет на самолет куплен. В день вылета его обладатель едет в аэропорт и самостоятельно проходит регистрацию с помощью специального автомата (который выдает ему на руки посадочный талон), сдает багаж (с помощью опять же специальных стоек) – и проходит на самолет. Все максимально быстро и удобно.

В России пока до такого уровня продажи e-ticket далеко. Первооткрывателем электронных билетов в нашей стране стала английская компания British Airways. Еще в 2001 году в своем московском офисе она начала продавать их на рейс «Москва-Лондон». Однако до сих пор самостоятельно через глобальную сеть можно только забронировать билет. Чтобы его оплатить, придется ехать в офис компании. Там примут к оплате кредитку или наличные – кому как удобнее. Туда же также желательно заглянуть чтобы проверить правильность заполнения формы бронирования и узнать срок, в который необходимо купить билет. Следующий за выкупом билета процесс максимально приближен к европейскому. В аэропорту — для рейса «Москва-Лондон» British Airways это «Домодедово» — установлены специальные автоматы Self-Service Check-in kiosks для самостоятельной регистрации на рейс. Чтобы зарегистрироваться, надо просто вставить в него кредитную карточку или карту постоянного пассажира. По их данным автомат идентифицирует нужный e-ticket и распечатывает посадочный талон. Процент пассажиров с электронными билетами так мал, что стоять в очереди на подобную регистрацию точно не придется. Это особенно удобно при отсутствии у пассажира объемного багажа. Но учтите, что если кредитной карты у купившего e-ticket нет, и он нечасто или впервые летит этим рейсом, то автомат Self-Service Check-in kiosks его не опознает, и ему придется регистрироваться в обычном порядке общей очереди.
К бесспорным достоинствам системы e-ticket во многих рекламных публикациях относят «возможность изменения маршрута всего за 30 минут до вылета». Но в России не все так однозначно. Все зависит от класса бронирования. Самые высокие тарифы бизнес-класса и эконом-класса позволяют корректировать свой маршрут бесплатно, но есть и другие тарифы, изменение маршрута по которым вообще невозможно или проходит с уплатой штрафа. Кроме того, изменить маршрут можно только там и в том направлении, где действует система e-ticket.

Следующий момент: изменение времени и даты вылета. Высокие тарифы разрешают безболезненно переносить свой полет в течение года, а самые минимальные – не разрешают вовсе. И наконец, правила возврата билета e-ticket такие же, как и для обычных бумажных билетов. Дорогие билеты позволяют сдать билет легко и без потерь, за возврат билетов среднего класса авиакомпания удержит процент. Самые же популярные билеты по минимальным и спецтарифам сдать нельзя. Если такой билет выкуплен, то пассажир при отмене поездке теряет 100% уплаченной суммы.
Для продвижения e-ticket на российском рынке, компании, продающие такие билеты, используют практику, когда электронные билеты дешевле бумажных. Охотнее всего в нашей стране пользуются этим нововведением иностранцы, хорошо знающие эту систему, и самые активные пользователи Интернета – студенты. Им нравится сама идея и возможность управления процессом бронирования через глобальную сеть. Кроме того, электронный билет нельзя потерять или забыть, порвать, залить кофе или тому подобное. Оценили покупку e-ticket и родители молодых людей, обучающихся в Великобритании. Им нет больше необходимости высылать детям деньги на покупку билета – достаточно оплатить электронный билет в московских или региональных офисах авиакомпаний, входящих в IATA.

Процесс внедрения e-ticket в России идет медленно. Тормозится он не только из-за того, что большинство россиян мало знакомы с Интернетом и готовы переплачивать за привычку к бумажным билетам, дело за законодательством. Только появление положения, разрешающего продажу электронных билетов, позволит определиться пассажирам с этим видом сервиса.
__________________________
© Зубрилина Светлана Николаевна