Оказывается, существует целая наука, как заставить даже самого прижимистого богача раскрыть кошелек для щедрых пожертвований. Называется она фандрайзинг. На Западе ее используют давно и успешно.
Кэтрин Тодд Бейли, нынешний посол США в Латвии — блестящий пример того, как даже простая домохозяйка может сделать головокружительную карьеру с помощью фандрайзинга. Кэтрин, в прошлом учительница начальных классов в Луисвилле, а позже обычная американская домохозяйка, мать четверых детей. В течение нескольких лет она сидела дома на телефоне и занималась сбором средств в фонд Республиканской партии.
На этом поприще у Кэтрин проявился недюжинный талант. В 1999 году она с помощью мужа собрала 550 тысяч долларов для республиканских кандидатов всех уровней. Позже, при поддержке Лоры Буш, — 3,5 миллиона на президентскую избирательную кампанию, став одним из самых результативных «рейнджеров» (собирателей средств) в Республиканской партии.
Ко всему прочему, Кэтрин Бейли участвовала в благотворительном проекте Operation Open Arms для детей, чьи родители сидят в тюрьмах. Попечительницей этой программы была министр труда Элен Чао, жена Макконела, влиятельнейшего сенатора США от Кентукки (а это третье лицо в республиканской фракции Сената!). Сенатор и продвинул активную леди на престижный дипломатический пост. Надо сказать, что в США это обычная практика — люди, «засветившиеся» как лучшие фандрайзеры в избирательных компаниях, получают впоследствии весьма почетные предложения от лиц, которые пришли к власти, позволяющие быстро продвигаться по служебной лестнице.
И вот недавно курс фандрайзинга включен в новую аккредитованную программу PR Балтийского русского института. Преподает предмет доцент Ирина Диманте.
Вот что она рассказала:
— Фандрайзинг — более объемное понятие, чем меценатство или спонсорство.
Это привлечение финансовых средств от частных лиц или организаций на реализацию социально значимых проектов в сфере образования, культуры, здравоохранения: обеспечение школ компьютерами, библиотек книгами, больниц дефицитными лекарствами и пр.
В Америке по этой дисциплине уже написан учебник, но у нас традиции филантропии были утрачены. Даже в первой Латвийской республике, кроме Красного Креста, социальными проектами занимались разве что церкви. В советское время, когда не было нищих и безработных, благотворительные акции в этом направлении были не нужны, а материальную базу больниц и школ обеспечивало государство. Так что у нас фандрайзинг как явление пока находится в зачаточном состоянии.
Но кое-что в этом направлении уже происходит. В прессе довольно часто публикуются статьи о тех или иных благотворительных акциях, которые пока еще чаще всего проводятся крупными банками и фирмами. Организаторы жертвуют крупные суммы или имущество больницам, детским и родильным домам, церквям, помогают в организации культурных и спортивных мероприятий. В крупных фирмах существуют целые отделы, которые занимаются спонсорством. А в Интернете есть латвийский сайт, где указаны адреса тех, кому нужна помощь – www.ziedot.lv .
Но развитие этой сферы тормозится … страхом разоблачения. Если человек жертвует крупную сумму на благое дело, а официальные доходы у него скромные, то источником таких средств могут заинтересоваться правоохранительные органы. Думаю, что после введения нулевой декларации о доходах все изменится в лучшую сторону. Налоговые льготы для жертвователей, существующих в США и Европе, тоже способствуют развитию фандрайзинга. В латвийском законодательстве также предусмотрены налоговые скидки благотворителям. Отдельную лекцию я посвящаю работе с европейскими фондами.
— И все-таки интересен психологический аспект. Почему люди начинают жертвовать? Как убедить богатого человека отдать часть денег бедным?
— Считается, что одной из причин, по которой Джордж Сорос жертвует средства на развитие учебных заведений, является то, что он сам рос в небогатой семье и испытывал трудности в студенческие годы. Став богатым, он захотел помочь таким же студентам и учредил стипендии для талантливых молодых людей. Этот пример демонстрирует, что если вам необходимо найти деньги на проект, реализуемый в провинции, стоит в первую очередь обратиться к богатому человеку, который родился и вырос в этом городе. Обычно люди охотно спонсируют проекты по развитию их «малой родины». Нередко люди начинают этим заниматься, чтобы походить на себе подобных. Если г-н А жертвует на образовательный проект, то г-н Б, не желая отставать, найдет какой-либо проект в области культуры и тоже выделит на него средства. Когда название фирмы появляется в списке спонсоров какого-либо концерта или спортивного чемпионата, то это — прекрасная реклама. На фирму обращают внимание, ее продукт начинает лучше реализовываться на рынке.
— Плюс налет респектабельности …
— Безусловно. Ведь спонсорство, в отличие от благотворительности, рассчитано на резонанс в обществе. Такие поступки улучшают имидж фирмы или частного лица.
— А желание замолить свои грехи есть в этом списке мотивов? Существуют ли желающие «очистить» «грязные» деньги, обретенные в период первоначального накопления капитала путем «прихватизации» народного достояния?
— Безусловно, и этот мотив может двигать людьми. Правда, такая помощь всегда будет тихой, без рекламы. К каждому из этих потенциальных филантропов нужен свой подход. Благотворительность тоже имеет свои законы. В своем курсе я обучаю студентов методам и приемам общения со спонсорами. Главная ошибка, которую часто совершают начинающие фандрайзеры — просят деньги так, как просят подаяние! Этого делать нельзя! Фандрайзер, пришедший с протянутой рукой, вызывает только жалость. А спонсор не готов давать деньги из жалости, он готов вкладывать только в перспективу, и значит, в первую очередь, необходимо эту перспективу обозначить. Часто человек уверен: миллионер просто обязан вложить деньги в наш интересный проект! Это заблуждение. Богатые не обязаны делиться своими деньгами.
Если вернуться к утерянным традициям в этой сфере, то людям старшего и среднего поколения непросто работать в сфере фандрайзинга, потому что нас воспитали с установкой, что просить деньги — стыдно. Даже если просишь не для себя. Менталитет у нас иной, отличный от американского. Мы — скромнее. Глядя на своих студентов, я вижу, что у них этих комплексов уже нет, и они легко обращаются к спонсорам. «Стучите, и вам откроется!» — сказано даже в Библии. Иными словами: деньги надо уметь просить.
— Ваши студенты уже организовали какие-то благотворительные акции?
— Две моих студентки во время минувшего рождества организовали благотворительные проекты. Не буду называть фирмы, которые приняли в этом участие. Один из проектов был предназначен для больницы, а другой – для детского дома. Конечно, девушкам пришлось столкнуться с определенными проблемами: поначалу фирмы обещали больше, чем выделили на самом деле. И еще одна особенность: фандрайзер не должен быть темной лошадкой для спонсора. Здесь важны личные связи, знакомства и рекомендации. Постороннему человеку деньги доверят с трудом! И это правильно. Поэтому, в том, что мы живем в маленькой стране, есть свои преимущества — все друг друга знают, если не напрямую, то через знакомых и родных.
— Спасибо за беседу.
___________________
© Александрова Юлия