«Врач без нравственных качеств есть чудовище»Ф.П.Гааз
От эпохи врача-гуманиста Федора Гааза нас отделяет два века, но он в большей степени наш современник, чем иные живущие. Я думаю, каждый человек, кто хоть раз в жизни задумался, зачем он пришел в этот мир, должен узнать об удивительном чудаковатом немце по имени… Федор Петрович. «Святой доктор», как его называли в России, но который принадлежит уже не Германии, и не России, а всему миру. Сама я открыла эту уникальную личность, посетив в Музее истории медицины им. Паула Страдиня в Риге передвижную выставку «Спешите делать добро. Доктор Гааз и его время».
Фридрих Иосиф Гааз, уроженец Южной Германии, до старости говорил по-русски с ужасными ошибками, старомодно одевался и вел себя порой смешно, но в России его почитали при жизни «божьим человеком», а после смерти за него, иноверца, служили заупокойные молебны в православных храмах и причислили к лику православных святых. Хоронили «святого доктора» как нищего за счет полицейского отделения, но за его гробом шло 20 тысяч рыдающих москвичей. Над его могилой на Немецком кладбище (ныне Введенском) неизвестный меценат воздвиг грандиозный памятник — гранитную глыбу с крестом и решетки с массивными кандалами. Здесь и сегодня каждый день свежие цветы.
Блистательный врач-офтальмолог Фридрих Иосиф Гааз прибыл в Москву в 1802 году по приглашению вельможи Репнина, которого он успешно излечил. Поселился врач в Москве и быстро приобрел известность, влиятельные связи, практику. Он пользовал всю московскую знать, имел несколько домов в столице, собственные выезды, любил пофрантить — по моде 18-го века носил белые чулки, парики… Казалось, ему в России уготована респектабельная жизнь и почтенная спокойная старость. Но — доктор Гааз «заболел». Состраданием к нищим, униженным и обездоленным. В историю медицины он вошел не благодаря научному вкладу, а своей беспримерной жертвенной деятельностью. Назначенный в 1807-м году главным врачом Павловской больницы, он в свободное время лечил больных в богадельнях, приютах, тюремных больницах, за что был награжден Владимирским крестом 4-й степени.
За его настойчивое заступничество перед властями за нищих простолюдинов в свете его называли утрированным филантропом. Доктор истратил на бедняков все свое состояние, ходил в истрепанном фраке, стоптанных башмаках и штопаных чулках и не боялся быть смешным, набивая на светских приемах все карманы конфетами и апельсинами для своих голодных подопечных. Главным делом его жизни стало участие в Московском комитете попечительства о тюрьмах. Доктор Гааз заставил изменить отношение общества к преступникам: оно в ту пору было худшим, чем к животным. Эта варварская средневековая традиция сохранялась и в 19-м веке — арестантов кормили помоями, держали в кандалах, вместе в одной камере женщин и мужчин, приковывали «на прут» по двое — когда один узник умирал, второй еще долго тащил за собой труп товарища.
Федор Петрович с немецкой педантичностью часами ходил по кабинету в ножных кандалах, чтобы на себе испытать, как скоро железо стирает плоть до кости, а потом страстно доказывал властям, что наказание за преступление не должно превращаться в невыносимую пытку. По его настоянию на кандалах металл был заменен на более легкий сплав. А бесчеловечное изобретение — прут — и вовсе отменен. По его ходатайству женщин и мужчин стали держать в заключении раздельно, и для женщин-арестанток был смягчен тюремный режим. Это доктор Гааз добился, чтобы к осужденным женщинам с грудными детьми в тюрьмах и острогах было более гуманное отношение.
Федор Петрович неутомимо хлопотал и за раскольников, которых также причисляли к государственным преступникам. Суровый митрополит Филарет, которого «достал» своими призывами к милосердию доктор Гааз, однажды воскликнул в раздражении:
— Вот вы все говорите, Федор Петрович, о невинно осужденных, таких нет! Если человек подвергся каре – значит, есть за ним вина.
— Да вы о Христе забыли, владыко!- вскричал доктор Гааз.
В доме Московского собрания повисла гнетущая тишина, присутствовавшие при сцене ожидали, что разъяренный Филарет сейчас ударит ослушника посохом. Но Филарет долго молчал, потом встал и сказал:
— Когда я произнес эти поспешные слова, я не забыл о Христе, это Христос меня позабыл! — благословил всех и вышел.
Федор Петрович не знал страха — ни перед людьми, ни перед смертью. Во время эпидемии холеры в 1830 году он, принимая в больницу дрожащих от озноба холерных больных, обнимал их и целовал, чтобы внушить надежду. Он мог лечь в ванну после холерного больного и переночевать на одной койке с прокаженным, чтобы укрепить дух страдальца. Федор Петрович Гааз помогал больным не только лекарствами, лечением и сердечным участием, он помогал им бороться со страхом, который разрушает организм сильнее, чем сама болезнь.
Сострадание «святого» лекаря к людям не знало границ. Однажды Федор Петрович три часа просидел у постели девочки, которая умирала от рака. Ее разрушенные ткани издавали страшное зловоние. Даже мать девочки не могла с ней находиться в одной комнате, а доктор Гааз целовал и благославлял несчастного ребенка, помогая духовно приготовиться к уходу в иной мир.
Популярность доктора Гааза в народе была огромной. Это доказывает такой случай. Однажды грабители напали на него зимней ночью, когда он шел на вызов к больному, и отобрали шубу, но, узнав, кто перед ними, не только немедленно вернули шубу, но и предложили сопроводить до дома пациента, дабы оградить от других бандитов.
Удивительно, но несмотря на то, что доктор Гааз был окружен страдальцами и бедняками, да и сам жил в бедности, он чувствовал себя абсолютно счастливым человеком, что видно из его писем. «Самый верный путь к счастью не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно… любить их, причем, чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться,»- писал Федор Петрович своему воспитаннику
Норшину.
Собственно, в этом нет никакой тайны. Милосердие — основа христианского вероучения, которое доктор Гааз пытался донести до российского народа. Он добился того, что в России были напечатаны Евангелия на русском языке, и Святое Писание стало доступно простым людям. Его католическая миссионерская деятельность не только не была отвергнута православной епархией, но наоборот, всячески приветствовалась.
Доктор Гааз явил замечательный образец той высокой толерантности, о которой начали широко говорить лишь на рубеже 20-21-х веков. Несмотря на воспитание, полученное у иезуитов, веротерпимость д-ра Газа была исключительной. Он знал все тонкости православной литургии и считал православие сестрой католицизма. Православный священник, директор московского научно-исследовательского Центра религиозной литературы Андрей Чистяков, выступивший на открытии выставки, назвал доктора Гааза человеком 21-го века в николаевской России.
Поразительно переплетены судьбы наших современников с этой легендарной фигурой. Академик Ян Страдинь, сын легендарного медицинского светила, имя которого теперь носит университет и музей медицины в Риге, говорил о том, что имя доктора Гааза постоянно звучало в их семье. Директор Всероссийской библиотеки иностранных языков, лауреат премии им. Гааза Екатерина Юрьевна Гениева, которая организовала эту передвижную выставку и возит ее по разным городам, с биографией Федора Петровича Гааза познакомилась в… четырехлетнем возрасте. Бабушка брала ее с собой навестить могилу деда и всегда подводила поклониться памятнику «святого Гааза».
А наша Марианна Озолиня, директор церкви св. Петра (это при ее содействии выставка приехала в Ригу) родилась в Москве, в Малом Казенном переулке, в двух шагах от того места, где самоотверженно служил доктор Гааз. Оказывается, дед Марианны Рудольфовны, Александр Иванович Синев был директором той самой больницы им. Александра III (бывшей Полицейской), которую создал легендарный врач. Дух подвижника витал над стенами этого лечебного заведения. И вполне закономерно, что с 1915 года Александр Синев стал проводить здесь научные гаазовские чтения, призывая коллег вспомнить подвиг миссионера от медицины.
Вспомним и мы о блаженном Гаазе, на могиле которого начертан девиз его жизни: «Спешите делать добро!». Это и призыв, и упрек нам, и вечное напоминание о высшем предназначении человеческой судьбы.
___________________________
© Севидова Наталья Александровна