«Когда существо, полное сил, становится старым, то это называется отсутствием дао. Кто не соблюдает дао, погибнет раньше времени».
Древнекитайский трактат «Дао дэ цзин» (1)
«Первоначально Дао означало «путь», «дорогу». Впоследствии понятие «Дао» было применимо в философии для обозначения «пути» природы, ее закономерности. Вместе с тем Дао приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие «этическая норма» (даодэ)».
Философский словарь (2)
Эпоха популизма и борьбы за власть любой ценой осталась позади. Раскол массового сознания преодолен. Руководители всех уровней чувствуют себя уверенно. Завершен процесс вхождения неформальных объединений в согласованный общественный организм. Их верхушка бюрократизируется и становится частью единого управленческого аппарата государства. В стране полным ходом идет административная реформа, направленная на укрепление властной вертикали. Судя по газетным сообщениям, сегодня, как никогда раньше, востребованы квалифицированные госслужащие.
Но каково быть чиновником? Что чувствует, чего жаждет и в чем боится признаться себе современный слуга народа? Именно эти проблемы мне как психотерапевту с опытом административной работы, хотелось бы сделать предметом экзистенциального анализа в настоящей публикации.
Чего страшится управленец?
Почти все известные мне специалисты среднего звена, работающие в административных структурах, в ходе доверительных бесед рассказывали о том, что они испытывают сильнейший страх потерять свое должностное кресло. Эти люди рассматривают свою служебную деятельность как нечто временное, поскольку ее главная особенность — сотрудники таких учреждений — повышенно уязвимы в случае ротации руководства или осуществления реорганизации, сопровождаемой сокращением штатов.
По словам моих знакомых, средняя продолжительность такого карьерного рывка не превышает 4-5 лет. Наличие в коридорах власти единичных «старожилов» лишь подтверждает данное правило. И потому любые сообщения, распространяемые в средствах массовой информации и касающиеся каких-либо аспектов административной реформы, мгновенно обрастают слухами, ввергая наших мидл-менеджеров в состояние растерянности.
Описываемый страх является феноменом более глубоким, выходящим за рамки простого беспокойства начальствующего субъекта, связанного с его нежеланием расстаться с властными полномочиями. Подлинный смысл указанного переживания проясняется после того, как мы вспомним о том, что для такого человека «быть чиновником» фактически означает «иметь административную должность».
И это вовсе не одномерная констатация бюрократизации нашей социальной среды. Психологическая подмена одного рассматриваемого способа бытия другим, а именно — существования обладанием, применительно к управленческой деятельности характерна для всего цивилизационного пространства, отождествляемого с западным типом культуры. По мнению Э.Фромма, «в большинстве крупных и иерархически организованных обществ происходит процесс отчуждения власти. Первоначальная реальная или мнимая компетентность власти переносится на мундир или титул, ее олицетворяющие» (3).
Еще одним фактором, усугубляющим данную проблему, является то, что управленческая деятельность, лишенная временных ограничений в соответствии с законодательством о госслужбе, поглощает все время и все силы специалиста, нередко выступая для него в роли истощающего стресса. При этом сам факт аппаратного существования становится для такой личности своеобразным психологическим доказательством, подкрепляющим ее чувство собственной реальности.
Говоря словами Р.Лэнга, «человек может обладать чувством своего присутствия в мире в качестве реальной, живой цельной, и, во временном смысле, непрерывной личности. Как таковой, он может жить в мире и встречаться с другими: мир и другие переживаются как в равной мере реальные, живые, цельные и непрерывные» (4).
И потому любые эмоциональные флуктуации, обусловленные подобного рода угрозами, в том числе связанными с лишением места работы в административных органах, следует рассматривать в качестве эквивалента другого, более универсального переживания — танатофобии или страха смерти. Таким образом, мы имеем дело с ситуацией, по поводу которой Г.Фейфел писал: «Находиться лицом к лицу с реально существующим фактом смерти — значит наносить разрушительный удар по функционированию эго» (5).
Подчеркну, что в данном случае для человеческого сознания нет никакой разницы в том, является ли указанный факт реальным или воображаемым, спроецированным в ближайшее будущее. Более того, сама ситуация кончины человеческого существа в силу своей социальной природы и иных причин, связанных с виртуализацией общественных контактов, фактически превратилась в «многоликий символ, специфическое значение которого зависит от натуры человека, его индивидуального пути развития и культурного контекста» (6).
Кто виноват?
Наблюдение за специалистами, принадлежащими к средним этажам административной иерархии, показывает, что многие из них испытывают ощущение собственной вторичности по отношению к подведомственным отраслевым организациям. Суть этого состояния иллюстрирует фраза, обычно произносимая такими людьми с усмешкой: «Если нас убрать, ничего не измениться. Все как работали, так и будут работать дальше».
Конечно, подобные оценки далеко не всегда соответствуют подлинному положению дел, что указывает на их субъективную обусловленность. При более детальном расспросе выясняется, что за этими мыслями скрывается, пользуясь выражением американского психиатра И.Ялома, «некое незваное присутствие. Это чувство вины — темная тень ответственности» (7).
Тотальность такого глубинного переживания и его независимость от конкретных обстоятельств (каждый раз оно может иметь иное содержание) заставляет вспомнить известный слоган экзистенциализма — «виновность всегда несомненна», который Ф.Кафка впервые озвучил в рассказе «В исправительной колонии» (8). Главный герой рассказа, офицер, произносит ее, беседуя с ученым-путешественником и объясняя ему механизм действия машины, предназначенной для осуществления наказаний. В устах этого безликого персонажа указанная фраза звучит как приговор, вынесенный всем людям некой высшей инстанцией.
Подобное чувство теснейшим образом связано с переживанием собственной реальности, напряженным и размытым из-за угроз, которые исходят из мрачного будущего, переполненного воображаемыми реформами и реорганизациями. Такие служащие ощущают себя ответственными за то, что не могут быть в полной мере психологически реальными, поскольку испытывают трудности в реализации своего жизненного предназначения. Иными словами, «отрицая свой потенциал, терпя неудачу его исполнения, индивид попадает в состояние вины» (9).
ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ: ОДИНОЧЕСТВО И ЗАБРОШЕННОСТЬ
Едва ли не каждому сотруднику административных учреждений приходилось в какие-то периоды своей служебной деятельности выступать в роли мишени, на которую неожиданно, принимая различные формы, начинал обильно изливаться гнев вышестоящего начальства.
При этом сослуживцы провинившегося, как правило, отступали в сторону, оставляя его наедине со своими проблемами. В такие минуты притесняемый остро ощущал себя обессиленным, внутренне опустошенным, изолированным от коллектива.
Описанная ситуация довольно типична. При ее интерпретации необходимо учитывать один из основных постулатов экзистенциальной психологии — человек изначально одинок. И это не пустое теоретизирование. Такое одиночество человека, работающего в структурах власти, обусловлено фундаментальной «пропастью между собой и другими, через которую нет мостов» (10). Это означает, что из-за природной ограниченности собственного сознания ему не дано видеть окружающую действительность глазами другого, с той же чувственной яркостью и теми же эмоциональными обертонами.
Погрузившись с головой в аппаратную круговерть, госслужащий через какое-то время приходит к выводу о том, что любые карьерные передвижения — вертикальные или горизонтальные — совершаются им под влиянием сиюминутных обстоятельств, не зависящих от его воли. Не исключено, что при этом наш герой прибегнет к метафоре и объяснит перипетии своего служебного роста игрой неких высших стихий, принимающих за человека судьбоносные решения. Отсутствие перемен в должностном статусе будет интерпретировано аналогичным образом.
Предаваясь подобным размышлениям, такой управленец, возможно, посетует на то, что он не был свободен в выборе места и времени своего появления на свет. Пожалуй, у него даже вызовет протест оценка этой ситуации Л.Шестовым, по мнению которого, «для человека невыносимее всего мысль о том, что его судьба или даже судьба всего мира может оказаться игралищем случая» (11). Однако в итоге такому служащему так или иначе предстоит согласиться с тем, что принятие свободы невозможно без признания ее границ. Лишь осознав такого рода заброшенность в качестве базовой характеристики собственного существования, человек будет в состоянии сделать следующий шаг в понимании своих ограничений и возможностей.
Азы мастерства
Безусловно, картина управленческой деятельности, отражающая экзистенциальный подход к данной проблеме, получилась в настоящем очерке не слишком радостной. Однако положение вещей в этой сфере именно таково, о чем свидетельствует известная литературная традиция. Переживания «маленького человека», среднестатистического конторского служащего, описаны как прославленными зарубежными писателями (Ф.Кафка), так и мастерами отечественной словесности (Н.В.Гоголь). Судя по всему, с этой проблемой хорошо знакомы и те, кто ответственен за проведение в нашей стране административной реформы.
Но что же в таком случае делать современному «маленькому человеку»? В чем секрет его Дао — жизненной стратегии, ведущей к внутренней гармонии и душевному спокойствию?
Между тем секрет достаточно прост. Его составляющие — подлинные коммуникации, творческое самораскрытие, рациональное планирование, эффективное управление своим воображением.
Подводя под руководством опытного консультанта итоги такого анализа, человек вдруг обнаруживает в себе особую житейскую мудрость, позволяющую ему понимать мотивы, которые движут другими людьми. В этом случае с ними складываются более доверительные и устойчивые отношения.
Творческие увлечения и занятия (художественная литература, изобразительное искусство и фотография, театр и музыка) пробуждают в госслужащем способности к инновационному мышлению. Благодаря этому он рассматривает свою жизнь как целостную конфигурацию, а также ставит перед собой достижимые цели, отвечающие его духовным потребностям и учитывающие историю его развития.
Такой управленец эффективно использует свое воображение. Например, обращается в минуты затруднений к положительным сторонам своего опыта. Для этого он вызывает из своей памяти воображаемые сцены преодоления аналогичной ситуации, имевшей место в прошлом. И, пережив еще раз вкус победы, человек получает доступ к неиссякаемому источнику волевой энергии, питающей его уверенность в себе и своих силах.
Быть победителем — это и есть Дао административной деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1. М.: «Мысль», 1972. С.124.
2. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. С.104.
3. Фромм Э. Иметь или быть? М.: <>, 1990. С.46.
4. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». СПБ: Белый Кролик, 1995. С.33.
5. Фейфел Г. Смерть — релевантная переменная в психологии. — В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С.56.
6. Фейфел Г. Указ. соч. С.57.
7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. С.312.
8. Кафка Ф. Замок: Роман; Новеллы и притчи; Письмо отцу; Письма Милене. М.: Политиздат, 1991. С.344.
9. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии. — В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С.158.
10. Ялом И. Указ. соч. С.400.
11. Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Наука, 1993. С.39.
______________________________
© Выгонский Сергей