Экологические организации Ростовской области неоднократно обращали внимание населения и общественности на нарушения законодательства, связанные со строительством Ростовской атомной станции. Совершенно очевидные факты, начиная с размещения опасного объекта вблизи крупного водоема республиканского значения до выпуска ведомственной газеты без регистрации в соответствующих органах, -ничто не смущает и не озадачивает радетелей мирного атома .Выступая в целом за недопущение ввода в строй потенциально опасного объекта, общественность Дона в то же время стремится дать оценку каждому сомнительному решению, которое становится ей известно. В очередной раз мы озабочены сложившейся ситуацией.
Комиссия Госатомнадзора России проверила готовность энергоблока 1 Ростовской АЭС к физическому пуску. По результатам проверки был выявлен ряд замечаний, отраженных в соответствующем акте.В частности, не завершены в соответствии с проектом работы по пруду-охладителю, не получены лицензии на использование недр и водопользование, не произведен сброс сточных вод с очистных сооружений канализации чистой зоны ,не начато строительство блока доочистки сточных вод очистных сооружений хозбытовой канализации, полигона переработки и захоронения промышленных отходов и пр. Эти и другие природоохранные мероприятия должны быть выполнены как предусмотренные проектом.
Согласно ст.44 Закона Об охране окружающей природной среды ввод в эксплуатацию предприятий,сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований,предусмотренных проектом .Вместо выполнения указанных требований директором Ростовской АЭС В.Ф.Погорелым и зам.гл. инженера А.Б.Рончинским предлагается проведение ряда компенсирующих мероприятий ,которые, на наш взгляд, никоим образом не устраняют вышеозначенные замечания Госатомнадзора РФ.Так,вместо завершения работ по пруду-охладителю, рекомендуется проводить ежедневное обследование плотины, а на складах создать запас горной массы не менее 750 куб.м.Однако известно,что плотина пруда-охладителя не раз подвергалась размыванию, например, в период паводковых вод только с 25.04.88г. по 29.04.88г. уложенный щебень был размыт в объеме 1400 куб.м, что подтверждается соответствующими документами. До сих пор не начато строительство полигона переработки и захоронения промышленных отходов.Авторами компенсирующих мероприятий предлагается складировать отходы на территории промплощадки; отсутствуют нормы сброса загрязняющих веществ в водные объекты, обещанные мероприятия по возмещению ущерба рыбному хозяйству атомное ведомство обещает осуществить только к концу 2001 года. Ввод в действие энергобиологического комплекса планируется закончить только к 4 кварталу 2003 года. Таким образом, учитывая, что все названные и другие мероприятия должны быть выполнены до физического пуска первого энергоблока, сам пуск может состояться не ранее указанного срока. Однако представители Минатома настойчиво продолжают заверять население Дона о физическом пуске в самое ближайшее время.
Рабочая группа конференции Общественность Дона против РоАЭС и межрегиональное движение. За безъядерный Дон заявляет, что по Закону Об охране окружающей природной среды председатель приемочной комиссии и ее члены несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законодательством РФ и в случае подписания передаточного акта при наличии неустраненных замечаний экологическая общественность Ростовской области будет вынуждена обратиться в Генеральную прокуратуру РФ с требованием признать действия приемочной комиссии незаконными и наказать виновных по всей строгости закона.
Председатель рабочей группы
конференции Общественность
Дона против РоАЭС
Председатель ростовского
отделения движения
За безъядерный Дон
Председатель межрегионального
общественного движения
За безъядерный Дон
10.01.2001г.