Так называлось обычное в своей необычности заседание ростовского музыкального клуба «Рондо», состоявшееся 25 ноября 2005 года. По признанию профессора ростовской консерватории Анатолия Моисеевича Цукера, тридцать лет тому назад «родившего» этот клуб, никогда ещё героем его не был ученый. Интрига же состояла в том, что доктор физико-математических наук, профессор Таганрогского радиотехнического университета Владимир Петрович Рыжов известен как замечательный композитор не только в Таганроге и Ростове. Совсем недавно в Москве, в Доме работников искусств состоялся его авторский концерт, заслуживший восторженный отзыв в прессе профессора Московской консерватории, композитора Голубева.
Две фортепьянные прелюдии Рыжова, исполненные автором в качестве «визитной карточки», сразу же пленили зал. Каково же было удивление, когда оказалось, что всё музыкальное образование Владимира Петровича ограничивается трёхгодичным обучением с тринадцатилетнего возраста у известного в Таганроге преподавателя музыки А.И. Ухина (ученика Заслуженного деятеля искусств, члена Союза композиторов СССР Пономаренко, который в свою очередь был учеником Римского-Корсакова). За 2-3 года Володя Рыжов сумел освоить всю программу Музыкальной школы.
Владимир Петрович рассказывает, при каких обстоятельствах он впервые вышел на сцену. Было это ещё в музыкальной школе. Так случилось, что приехавшая в родной Таганрог молодая певица оказалась без аккомпаниатора. Мог ли предполагать тогда пятнадцатилетний Володя Рыжов, кем станет впоследствии Лена Образцова, аккомпанировать которой пришлось именно ему.
В 17 лет Рыжов поступает в Таганрогский радиотехнический институт (ТРТИ). Систематические занятия музыкой прерываются. Но мы не доставим сейчас радость «раскрученным» недоучкам-эстрадникам, так любящим заявлять перед камерой: «Я нигде не учился, и вот я какой». В.П.Рыжов упорно учится всю жизнь. В ТРТИ он становится концертмейстером в кружках танца, а затем вокала. Студенту-отличнику разрешают свободное посещение, и это дает ему возможность продолжить уже самостоятельные, но очень серьёзные занятия музыкой.
В1963 году, в 22 года, — окончание института с красным дипломом, затем закономерный путь от ассистента до профессора. В.П Рыжов — основатель крупнейшего научного направления по цифровой обработке сигналов, специалист по музыкальной акустике, по информационному искусствознанию. Замечательный педагог, он разработал множество уникальных спецкурсов. Вдумайтесь в их названия: «Наука и искусство в инженерном деле», «Компьютерный синтез звуков и электромузыкальные инструменты», «Психофизиологические основы аудиовизуальной техники», «Производство радио-, теле- и шоу-программ». Действительный член Международной академии информатизации, он несколько лет проводил в Таганроге Международные симпозиумы по информационной эстетике, где, подобно Ною в Ковчеге, объединял людей столь разных специальностей, которые в иных условиях могли бы и не понять друг друга. Музыканты, художники, литераторы, искусствоведы, философы, физики, математики, психологи, инженеры заинтересованно обсуждали вопросы взаимодействия науки и искусства вопреки всем социально-экономическим трудностям и апокалиптическим стонам о гибели культуры.
Трудно сказать, какому виду деятельности Рыжов отдает предпочтение, но, как говорит он сам, музыка звучит в нём всегда. Она переполняет его настолько, что он физически в состоянии записать только малую часть. Тем не менее, В.П.Рыжов — автор двух фортепьянных и одного скрипичного концертов, десяти сонат (фортепьянных, скрипичных, виолончельной, флейтовых, для голоса), трио, квартетов, прелюдий, баллад, фантазий, циклов вариаций, нескольких сотен романсов и песен, и это далеко не всё. В многочисленных авторских концертах произведения Владимира Петровича наряду с автором нередко исполняют выдающиеся артисты, и в этом высокое признание музыки Рыжова. В клубе «Рондо» его виолончельная соната звучала в проникновенном исполнении профессора Ростовской консерватории, концертмейстера виолончелей Ростовской филармонии, Народного артиста России М.Н. Щербакова.
Владимир Петрович рассказывает о своей семье.
— Мой отец рабочий, получивший высшее образование на рабфаке. Он погиб на второй месяц войны. Мама — учитель и дочь учителя, её старший брат был крупным авиаконструктором. Она окончила РГУ, работала директором школы, преподавала историю, затем философию в вузе. Мой интерес к философии и основательность в работе — от неё. Моя жена — Любовь Михайловна — тоже выпускница ТРТИ, трое детей, пятеро внуков. Старший сын — профессор Северо-Иллинойского университета, скрипач. Дочь — доктор философских наук, психолог, преподает в Высшей школе экономики в Москве, исследует явления философии культуры, автор книг по психологии восприятия музыки, играет на фортепьяно, пишет стихи. Младший сын — кандидат технических наук, доцент, пишет работу по религиоведению. Художник.
На вопрос Анатолия Моисеевича Цукера, влияет ли музыка на научную работу, Владимир Петрович отвечает:
— Наверное. Результат нашего мышления — это диалог между левым полушарием мозга, ответственным за рациональное мышление, и правым, ответственным за формирование образов. Научная деятельность требует и строгого расчёта, и образного мышления.
«Владимир Петрович имеет не только своих поклонников, но и своего искусствоведа, тоже профессора радиотехнического университета Евгения Ивановича Куфлевского», — представляет А.М. Цукер и обращается к нему:
— Евгений Иванович, я знаю, что Вы больше всего любите виолончельную сонату Рыжова.
— Да. Вообще сонаты Рыжова можно считать концертами, если партию рояля заменить оркестром. Я хорошо знаком с творчеством Рыжова – моего бывшего студента. С конца 60-х годов в ТРТИ постоянно проводились музыкально-образовательные концерты. Начало им положил ныне покойный профессор Харин, химик с консерваторским образованием. Вскоре к нему присоединились сначала Рыжов, а затем я, как ведущий. Наше трио стало «центром кристаллизации», вокруг которого сформировалось совершенно уникальное литературно-музыкальное объединение «Муза», активно действующее в институте под руководством Владимира Петровича уже более 30-ти лет.
Виолончельная соната Рыжова по сходству приёмов и задач очень напоминает «Неоконченную» cимфонию Шуберта. «Но Шуберт это треть ХIХ века, а нынче ХХI век, или это продление романтических традиций Шуберта?», — спрашивает А.М. Цукер Е.И. Куфлевского.
— Да, современные композиторы так не пишут. Но это нормальная классическая музыка, и Владимир Петрович сказал в ней своё слово. Эта музыка может служить мостиком к музыке ХХI века.
Владимир Петрович приехал в клуб со своими исполнителями.
Представляя вокалиста В.Д. Сытенького, Рыжов сказал:
— Мы с Василием Дмитриевичем коллеги и по кафедре, и по сцене. Немногие профессиональные певцы могут петь на таком уровне, так глубоко выразить и словесный, и музыкальный текст. Василий Дмитриевич — кандидат технических наук. Учась в аспирантуре в Москве, параллельно занимался музыкой и вокалом.
Романсы Владимира Петровича прозвучали также в исполнении певицы Гаяне Джаникян, обладательницы уникального голоса с огромным диапазоном. Она исполняет партии сопрано, меццо-сопрано и очень редкого колоратурного меццо-сопрано одинаково совершенно и по выразительности, и по технике.
С неожиданной новизной и свежестью прозвучала в концерте флейтовая соната Рыжова в исполнении студента Ростовской консерватории Димы Кохана.
«Замечательная музыка, замечательный собеседник, замечательный человек», сказал в заключение встречи А.М. Цукер о В.П.Рыжове. Совсем недавно профессор Ростовской консерватории С.Б. Арабкерцева назвала некоторые произведения Владимира Петровича прорывом в ХХI век. О профессионализме Рыжова-композитора говорит и профессор Ростовской консерватории М.Н.Щербаков.
Безусловно, А.М. Цукер прав, когда ставит вопрос о месте музыки В.П.Рыжова в современной культуре. Да, действительно, «на дворе» ХХI век с его отнюдь не романтическим отношением к жизни. Более того, уже ХХ век принес такие глобальные перемены, каких не знала ни одна эпоха. Вместе с ними в жизнь ворвались новые ритмы и потребовали от музыки новых средств выражения. Появились новые музыкальные языки. Они сложны, элитарны.
Понимание этих языков, подобно пониманию языка иностранного, требует определенного труда, усилия души и разума. Но в условиях борьбы за существование не все могут позволить себе быть полиглотами. С другой стороны, кое-кто вообще ничего изучать не хочет, довольствуясь самой примитивной музыкой, построенной на двух-трёх нотах и наркотическом ритме.
Удел музыки Рыжова — удел мудрости: быть посередине. Широкая аудитория его слушателей и почитателей — главным образом, интеллигенция (которая, как прозвучало, в Таганроге ещё не вымерла), но не только. Основанная на лучших традициях музыкальной классики и романтизма конца XIX – начала ХХ веков, она способна доставить удовольствие самым разным людям. Об этом говорят аншлаги его концертов. Для одних это путь от легковесной эстрады к постижению богатства классической музыки, для других, искушённых, она способна стать мостиком к постижению более сложного современного музыкального языка. В музыке Рыжова есть всё: и сознание трагизма нашего существования, и благодарная радость бытия, благородное рыцарство, доброта, любовь и вообще всё, ради чего стоит жить на этом свете.
_________________________
© Боровская Наталья Ивановна