Конфликт человека с дикой природой растет у нас на глазах, примеры конфликта мы видим повсюду, важно о них задуматься!
Василий Песков, 23 декабря 1981 года
Если к концу ХХ века мы не погибнем от ядерных катастроф, то человечество окажется на грани вымирания от катастроф экологических. Чтобы этого не произошло, необходимы революционные шаги в сознании самого человека…
Академик Петр Капица
Сегодня все чаще на страницах общих печатных и электронных СМИ говорится о возрождении общественного интереса к экологической информации. Частично это следствие наступления некоторой, пусть даже относительной, стабилизации в обществе, частично — невозможности отвернуться от проблем повседневной жизни. Экологическая журналистика переживает сейчас нелучшие времена: экологические материалы, даже самые интересные, публикуются в основном на последних страницах изданий, часто хорошие экологические статьи заменяются другими, с точки зрения редакторов, более важными — криминальными или спортивными материалами. И в погоне за тиражами и рейтингами издания идут на поводу у самой невзыскательной части аудитории, стремятся подражать (по стилю, форме подачи, оформлению) «бульварным» хорошо продающимся газетам и журналам. Между тем, актуальность и очевидность экологической проблемы не нужно доказывать. «За 2 тысячи лет с лица Земли исчезло 110 видов, причем 1/3 из них — за последние 50 лет». «Потребление кислорода человеком уже превышает нормы выработки кислорода растительным миром. Спасают положение тропические леса — главный поставщик чистого воздуха на планете. Но вырубка тропического леса идет со скоростью 20 гектаров в минуту». «1000 видов животных и 25000 видов растений находятся сейчас под угрозой полного исчезновения…» Это — цитаты из публицистических выступлений В. Пескова. И дело не только в том, что «житье в соседстве с воробьями и тараканами — невеселая перспектива» [1]. Возможно ли будет существование самого человека, если будет разорвана и растоптана сложная, многоцветная ткань жизни, частью которой он сам является? Поэтому вмешательство человека в жизнь природы — принципиально иное, чем прежде; назовем его рациональным сотрудничеством — является одной из первоочередных задач современности! Заинтересованность в решении экологического вопроса в разрезе происходящих сегодня событий существует, я думаю, у каждого здравомыслящего человека. Но что гораздо важнее — так это то, какими методами предлагается решить этот наболевший вопрос. Акции и пикеты «зеленых» у домов правительств разных стран лишь немногих заставляют задуматься над серьезностью положения. У большинства экстремистские настроения гринписовцев вызывают лишь раздражение и неприятие подобных методов защиты окружающей среды. Наша работа, в частности, направлена на то, чтобы показать абсолютно иной подход к решению единой, самой важной, и требующей немедленного решения, проблемы. К сожалению, в силу экологической необразованности, нам трудно представить себе худший конечный результат, но что он непременно и очень ощутимо ударит по нашим же жизненным интересам, сомневаться не приходится. Почему столь малоэффективны сегодня наши действия по охране природы? Потому что, по большей части, мы вынуждены устранять последствия своей деятельности, тогда как необходимо принятие профилактических мер. Ведь значительно важнее и дешевле не нарушать первое звено экологической цепочки, чем затем тратить уйму времени и денег на исправление результатов допущенной оплошности на уровне последнего звена. В своих отношениях с природой мы допустили уже достаточно подобных оплошностей и преступной халатности. Часть закономерных последствий, порожденных деятельностью старшего поколения, мы зримо наблюдаем сегодня. А вот плоды наших действий оценить предстоит уже нашим детям и внукам — природные процессы сказываются обычно через 2-3 поколения. Каковы они будут? Скорее всего — крайне отрицательные. Единственное, что мы еще можем сделать — это не допускать впредь необдуманных, преступных действий, чреватых еще большими последствиями для потомков. Но чтобы получить необходимые знания, рядом нужен опытный и мудрый учитель, который всегда подскажет верное решение и, в конце концов, мы сами научимся поступать правильно. Он сумеет показать, какую важную, ответственную и увлекательную роль предстоит выполнить буквально каждому из нас в решении этой глобальной проблемы. Сегодня, к всеобщему огромному сожалению, подобных людей осталось крайне мало. Уходят из жизни, как пел Высоцкий, самые ценные и необходимые нам всем люди. Среди величайших новаторов и экспериментаторов 20 века уже нет Тура Хейердала и Жак Ива Кусто. Тем более мы должны ценить и, как нельзя внимательнее, относиться к труду тех, кто еще борется за качество на экране и за яркий солнечный свет в наших окнах. Сегодня в России наиболее известны два отважных и преданных своему делу человека. Один — со штурвалом и компасом в руках бороздит мировой океан и покоряет вечную мерзлоту, другой — с карандашом и фотокамерой выходит в подмосковный лес и делает великолепные фоторепортажи. Рассмотрению стержневого аспекта в творчестве одного из них и посвящена настоящая дипломная работа. Исследование изначально было нацелено на то, чтобы увидеть иной подход, я бы обозначил его — подход политики терпения, нежели тактика поведения организаций зеленых, чьи действия зачастую расцениваются как экстремистские. Много лет Василий Песков работает над темой природы и человека в ней. Многочисленные звонки, телеграммы, письма, адресованные Пескову, доказывают, что его труд востребован. В свое время книга «Шаги по росе», за которую Песков получил самую тогда почетную награду Родины — Ленинскую премию, вышедшая тиражом в сто шестьдесят пять тысяч экземпляров, была буквально сметена с полок книжных магазинов. Но даже сегодня, открывая рубрику «Окно в природу», понимаешь, что Песков не утратил своего необыкновенного дара, хотя за плечами 72 года жизни, из них 49 — в газете. 72 года назад на реке Усманке родился Василий Михайлович Песков. Позже он посвятит ей рассказ «Речка моего детства». Рубрика «Окно в природу» впервые открылась в «Комсомолке» в 1968 году. По-моему, нет ни в одной газете рубрики, которая просуществовала бы так долго. В выборе избранной для себя главной темы Песков никогда не сомневался. «Для меня Природа — это мир, в котором я ощущаю радость и полноту жизни. Природа — кормилица, лекарь, источник знаний, мерило вкуса и красоты, духовное прибежище… Для меня эти, известные всем, пожалуй, даже банальные понятия имеют конкретное значение, определяют, если хотите, строй и смысл жизни, мироощущение, представление о жизненных ценностях и о месте человека среди всего живого…» [2]. Смысл разговора Пескова с читателем о природе заключается в том, что нужно беречь природу, наслаждаясь всеми ее благами. «Это обращение «ко всем» мне кажется важным, потому что многие беды проистекают от нашего незнания, равнодушия и беспечности» [3], — пишет В. Песков. «Дайте сыну почувствовать вкус работы, — обращается Василий Михайлович ко взрослым, — и пусть знает он радость хорошо завершенного дела» [4], — ему очень хочется, чтобы знали. И чтобы через это знание люди становились мудрее, человечнее, чище. На это уходит все: время, здоровье, собственная жизнь. «Надо еще сказать о пробуждении сердца — о воспитании чувства любви ко всему живому» [5], — апеллирует не к разуму, а к сердцу автор. Здесь нет откровенных назиданий; вслушайтесь: «…есть примерно пятьдесят видов, в том числе белые журавли, калифорнийские кондоры, число которых определяется десятками, в лучшем случае сотнями особей. Это то, что людям особенно надо беречь» [6], и в конце материала: «…хорошо говорят англичане: ничто не охраняет птиц лучше, чем любовь к ним» [7]. Лишь намек на то, что так хотелось бы воплотить в реальность. Ему это удается, — иначе не стоило бы жить! «Наше «Окно» — первая ступень школы экологического просвещения. Я убежден: человек, знающий и любящий природу, будет бережно к ней относиться. С этой надеждой мы и работаем» [8]. Все богатство культурное и ресурсное Песков хочет показать нам. Но показать так, чтобы мы не отвернулись, не испугались тяжести ответственности, чтобы мы осознали, как важно ценить то богатство, которое дано было людям, как легко все это в миг потерять и как трудно, но необходимо сохранить. Все без исключения работы Пескова направлены на то, чтобы мы осознали, что человек не сторонний наблюдатель земных процессов, а непосредственный участник и руководитель. Некоторые исследователи пытаются выделить главное в экологических очерках Пескова и порой приходят к выводу, что ядром в них все же являются не поиски конкретных решений и мер, а нравственная мобилизация общества. Действенность очерковой публицистики В. Пескова сегодня многими расценивается как эталон, признается на самых высоких научных уровнях. Обратимся в прошлое. В 1982 году в Ашхабаде работала 14-я ассамблея Международного союза охраны природы, созданного более тридцати лет назад. За годы напряженной работы Союз выдвинулся в ряды самых прогрессивных организаций мира. Ашхабадский форум натуралистов-экологов собрал ученых более чем из пятидесяти стран мира. Ключевым моментом ассамблеи было обсуждение важнейшего документа современности — «Всемирной стратегии охраны природы». Сущность стратегии: сделать охрану природы заботой не только энтузиастов /их много, но их усилия уже несоизмеримы проблеме/, охрана природы должна стать непременной заботой каждого государства и каждого человека. «Без этого решительного поворота, — говорится в документе, — будущее человека непредсказуемо. Деградация природы наступает с такой скоростью, что непосредственно угрожает благополучию многих людей и стабильности государств» [9]. Вследствие заслуженного признания В. Пескова «личностью в проблеме», он получил право прокомментировать фундаментальные положения «Стратегии». Очевидно, яркое, емкое и образное слово публициста и писателя Василия Пескова порой может быть нужнее и весомее, чем строго научное и объективное оперирование точными, логичными, но суховатыми и обезличенными цифрами и фактами. Конечно же, редактору проще было бы отдать это дело в руки специалиста-ученого. Но статью «Стратегия жить» написал все же Песков. Обладая высочайшим авторитетом у читательской аудитории, он послужил связующим звеном между не всегда понятным миром ученых и общественным мнением миллионов. Перебрасывая мостик «ученый-читатель», Песков пишет: «К основополагающему моменту «Стратегии» надо отнестись со всей серьезностью. Документ не является плодом размышления одного человека. Это суммированный взгляд авторитетных ученых, несколько лет потративших на исследование проблемы. Каждое государство в рамках социальной системы должно черпать в «Стратегии» руководство в долговременной политике по охране природы. Ученые вполне понимают масштабы, огромную сложность проблемы и место ее среди других забот человечества. Они не сулят быстрых и легких решений, они призывают к мудрому и терпеливому действию и берут на себя ответственность экспертов и советчиков» [10]. Для развития темы просто необходимо остановиться на некоторых моментах «Стратегии», популярно и исключительно кратко изложенных В. Песковым и им же прокомментированных. Итак, факт — комментарий… «Земля у нас только одна…» — «Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди не должны обращаться с запасом жизнеобеспечения как подгулявшие матросы. Механизм жизни необычайно прочен, однако небеспредельно. В случае поломки его пересесть нам будет не на что. Надо беречь, что имеем» [11]. «Расточительность людей — одна из главных угроз, ресурсам планеты. Из недр Земли ежегодно изымается 1ОО миллиардов тонн минералов /16,5 тонн на человека/, Из них 90% идет в отбросы». — «Страсть потребительства, разжигаемая рекламой, пагубна. Производится неимоверно большое количество вещей, без которых человек может обходиться и должен обходиться. Альтернатива этому — пустой колодец ресурсов и горы удушающих природу и человека отбросов» [12]. В дополнение к этим цитатам остается только добавить, что, пожалуй, в многочисленных аспектах «Стратегии» нет ни одного такого момента, на котором журналист Песков ранее не останавливался и не заострял общественного внимания в каком-либо из своих очерков о природе и человеке. Очерки Василия Пескова читают все, но, конечно же, большая их часть направлена к подрастающему поколению. Школа! очень многое зависит от школы! Вся система просвещения должна быть перестроена с учетом насущной задачи, каждый учитель на каждом уроке должен не упускать возможности экологического воспитания. «…Если, на беду, еще и сам учитель не отличает вороньего гнезда от сорочьего, — пишет В. Песков, — если он не покажет ученикам, как по весне желтыми огнями цветет ива в низинах, если не поведет их в осенний лес и не расскажет, сколько поэты посвятили ему прекрасных строчек, — из школы выходит плохо воспитанный человек. Он не умеет ни любить природу, ни правильно хозяйничать в ней» [13]. Песков не одинок в своем мнении о величайшей роли экологического воспитания. Это занимает многих людей, которые видят в экологической грамотности, в самосовершенствовании отношений с природой обязательный элемент духовной культуры. Академик Оганес Вагаршакович Бароян в одной из своих работ написал: «Один писатель сказал, что культура состоит не в том, сколько классов или какой вуз человек окончил, сколько он прочитал книг и как часто он ходит в театр. Она в том, — заметил писатель, — как я живу, какой я веду образ жизни и насколько человечны мои отношения с миром, природой, другими людьми и с самим собой» [14]. На данном этапе развития человеческого общества экологический кризис стоит в ряду других, не менее важных проблем — проблем ядерной войны, энергии, пищи. Но на первом плане в любой из проблем всегда стоит Человек и его сущность — этика, духовный мир, воля, разум, энергия. Человеку лишь кажется, что безмолвное выпадение из ткани жизни какой-либо «ниточки» — несущественно. «Заблуждение! — восклицает Песков. — Ткань постепенно становится и менее прочной, и менее яркой. Оскудение живого мира неизбежно влечет к оскудению человеческого духа, дегуманизации человеческой личности, ибо природа является важным источником наших духовных ценностей и душевного здоровья» [15]. Продолжая мысль Пескова, можно сделать вывод: личность с подобной сущностью, с оскудевшим человеческим духом, не будет в состоянии решать вообще какие-либо человеческие проблемы. Да и будет ли смысл в их решении, если человек останется в массовом одиночестве на планете, безвозвратно утратив окружающий его мир; мир, который «есть величайшая ключевая ценность нашего бытия, без которой утрачивают смысл и силу все прочие блага и радости жизни» [16]. Мир и человек… Мы, в большинстве своем, не всегда обладаем «божьим» даром охватить с высоты птичьего полета все многообразие, все заботы и тревоги, всю земную красоту этого единства. Поэтому с величайшей благодарностью нужно отнестись к очень важной работе Василия Пескова, который подарил нам книги «Шаги по росе», «Отечество», «Край света — Камчатка», «Белые сны», «Лесные глаза» и другие. В. Песков в своих очерках вскрывает острое противоречие, характерное для века ИГР: мы все интенсивнее используем природу для того, чтобы сделать наше существование максимально свободным от утилитарных забот, — но не получится ли так, что на путях достижения этой свободы мы, в конце концов, уничтожим то естественное многообразие Земли, без коего немыслимы и эти высшие ценности? Песков призывает вооружиться знанием, чтобы иметь силы обратить разрушительное в этом движении на созидательное. Приветствуя развитие человеческих сил, он считает жизненно необходимым для человечества изменить сам характер этого развития. Он видит мир, в котором Человек и Природа стоят рядом как нечто нераздельное. Находя своих героев в мире природы, каких бы сторон их жизни не касался Песков, он раскрывает их в постоянном соотнесении с тем, что, по его убеждению, является основным мерилом ценности личности — осознанием своего долга перед обществом. Каждому ребенку с самого раннего детства говорят о том, что надо беречь, любить природу. А как это сделать? Как сделать, чтобы не гибла рыба в грязных, мутных водах, куда сливают отходы промышленные предприятия? Как сделать, чтобы после весенних туристских компаний не загорались леса — богатства нашей Родины, не оставались изуродованными деревья и кустарники? Обо всем этом — произведения В. Пескова. Самое главное — привить человеку, юному гражданину нашего общества, с детства любовь к природе, ее богатствам. Со временем он поймет важность этого и сам, но главное — сейчас, в раннем возрасте заложить то, что со временем придет само — понимание прекрасного. Не с возрастом, когда человека призывают в армию, надо растить мужчину, а с первых его шагов. Критерии публицистического мастерства В.М. Пескова не только в достоинствах литературного изложения. Они — в ясной и твердой позиции автора, в том, насколько объективно верно увидел он корни и скрытые механизмы происходящего. Закончить свое выступление я хотел бы словами Дмитрия Балашова, сказанными им в материале газеты «Советская Россия» 26 октября 2000: «Если мы сейчас устоим — то дальше, я полагаю, должно быть лучше. Важно — сейчас… От наших поступков зависит практически — все. В том числе и будущее наших внуков. От наших поступков, которые мы совершим… Или не совершим… Пошли, Господи, нам их совершить…» ______________________________________________ 1. Песков В. Птицы на проводах. — М. 1982
2. Канторович В. Земля, на которой живем… // Вопросы литературы. — 1976, №6.
3. Песков В. Отрывок из материала Масловой Н. «Чистая речка открытий» // В мире книг. — 1974, №1. — С. 86-88.
4. Песков В. День птиц // Комсомольская правда, 12 марта 1999 г. — С. 17.
5. Там же.
6. Песков В.Летающий мир // Комсомольская правда, 16 апреля 1999 г. — С. 17.
7. Там же.
8. Песков В. Окно. Как оно открывается // Комсомольская правда, 23 января 1998 г. — С. 25.
9. Там же.
10. Песков В. Стратегия жить // Природа и человек. — 1982, № 3.
11. Там же.
12. Там же.
13. Песков В. Плата за выстрел // Цитата по книге: Глушков Н. И. «Очерковая проза» — С. 111-112.
14. Бароян О. В. Опомнись, избранник природы! // Техника — молодежи. — 1982, № 10.
15. Песков В. Стратегия жить // Природа и человек. — 1982, № 3.
16. Леонов Л. Литература и время. — М., 1983. — С. 236-237.