из-за президентских амбиций Беларусь может остаться без российского зерна

Два-три года назад, когда в Беларуси начался так называемый «период борьбы со спиртовой мафией», мы предсказывали, что сие действо обернется грандиозным скандалом. Прогноз оказался верным: процесс возвращения собственности российских зерновых фирм, бесследно «исчезнувшей» в 1997-1998 годах, перерос в резкое выяснение отношений российского бизнеса с белорусскими властями.

Часть российских зерноэкспортеров в течение последних двух лет получила удовлетворения по своим искам в судебных органах России и их подтверждения (на основании соответствующих двусторонних соглашений) в хозяйственных судах Беларуси. Они даже произвели в нашей стране исполнительные действия, описав, в частности, имущество одного из совхозов, не сумевшего возвратить зерно. Последнее обстоятельство, судя по всему, вызвало особенно резкое неприятие в администрации президента Беларуси. Александр Лукашенко, как говорят россий-ские бизнесмены, пообещал рассчитаться с ними после завершения президентских выборов и в конце прошлого года рекомендовал отсрочить исполнение вынесенных судебных решений. В том числе и решений никоим образом не подконтрольных ему российских судов.

В ответ россияне, представляющие Ростовскую область, инициировали депутатский запрос на имя председателя правительства РФ Михаила Касьянова и намерены добиваться слушаний в Госдуме о расторжении с Беларусью существующих договоренностей о безусловном исполнении судебных решений на территории договорившихся стран. Они призвали также адекватно поступить с белорусскими судебными исполнительными документами на территории России.

Без суда и следствия

На сегодняшний день свои претензии к белорусским властям активно обозначили несколько крупных поставщиков (ЗАО «Ростовский зерновой союз», ТОО АПФ «Степи Приазовья», фермерское хозяйство «Надежда»). ЗАО «Ростовский зерновой союз» («РЗС»), например, в судебном порядке добился описи имущества одного из совхозов в Шарковщинском районе Витебской области. Что особенно занятно, его название — «Городец». Наверняка при ознакомлении с документами администрации президента Беларуси оно «резануло» глаза, ведь, как известно, до 1994 года Александр Лукашенко возглавлял одноименное хозяйство в Могилевской области.

Осенью 1997 года ЗАО «РЗС» работало с «Городцом» через так называемые уполномоченные фирмы, назначенные белорусскими властями для осуществления контроля над спиртовыми потоками (в частности, с ООО «Престел» и ООО «Амикс+»). Но когда в этом же 1997 году изменились условия ввоза спирта в нашу страну, эти фирмы попросту «испарились». Зерно «РЗС», однако, уже находилось в пути: двумя поставками «Городец» получил из Ростова-на-Дону порядка 1,5 тыс. т фуражной пшеницы (в накладных было указано, что это — собственность фирмы). Совхоз принял их и, что называется, «расписался в получении». И тут, на беду, появилось решение Комитета государственного контроля по изъятию давальческого спирта в доход государства. Из облсельхозпродов последовали наряды на места о передаче спирта. У совхоза «Городец», имеющего на балансе спиртзаводик и активно работавшего с уполномоченными «спиртовиками», к тому времени, действительно, наличествовало на складах много нереализованного спирта.

Дальше происходит самое интересное. В письме на имя председателя КГК от 21 сентября 2000 года представители «РЗС» с недоумением описывают произошедшее тогда: «Непонятным для нас образом зерно было-таки переработано в спирт, а денежные средства от его реализации перечислены в бюджет Республики Беларусь». Прибывший вслед за своим зерном заместитель генерального директора ростовской фирмы Петр Черных обратился к директору совхоза с вопросами по поводу груза. Тот, по словам ростовчанина, «закатив глаза к потолку, объявил, что зерна уже нет, оно переработано в спирт, а спирт изъяли…». Самое неприятное, что, изъяв у совхоза спирт, «РЗС» «записали» в «спиртовую мафию».

Ростовчане, естественно, начали возмущаться: фирму никогда не интересовал спирт, она не являлась спиртовым давальцем, поставляя в Беларусь пшеницу в обмен на мясо, каши, трактора, энергетическую технику… Соответствующее письмо было направлено в Комитет госконтроля Беларуси. В ответ КГК пожаловался в КГБ на «оказываемое на него давление со стороны спиртовой мафии».

Результат не заставил себя ждать. По словам генерального директора ЗАО «Ростовский зерновой союз», в начале 1998 года белорусские чекисты в рамках существующего соглашения о взаимопомощи направили ФСБ поручение найти руководителей «РЗС» и допросить их по факту преступной деятельности на спиртовом рынке. В офисе «РЗС» в Ростове-на-Дону побывал представитель ФСБ. Однако наличие всех бумаг, подтверждающих полную необоснованность обвинений, быстро сняло у него все вопросы. Результаты этого опроса с соответствующим резюме и отправили в Минск.

Суд да дело

В ноябре 1999 года «РЗС» выиграл в арбитражном суде Ростовской области иск о взыскании поставленного зерна с белорусских совхозов. Подача иска именно в российский суд была единственным шансом на развитие этого дела. По словам адвоката «РЗС» Сергея Лещенко, в Беларуси не было даже надежды на то, что иск примут к рассмотрению.

В ходе рассмотрения этого дела были задействованы двусторонние соглашения России и Беларуси о безусловном исполнении судебных решений на территории договорившихся сторон. Рассмотрев представленные документы, арбитражный суд Ростовской области принял решение о взыскании с совхоза «Городец», привлеченного в качестве ответчика, 1,5 тыс. т пшеницы на общую сумму около Usd 170 тысяч. В апреле 2000 года данное решение (на основании все тех же соглашений) было признано Хозяйственным судом Витебской области, который и выдал судебный приказ на его исполнение.

Но зерна у совхоза (что, в общем-то, не стало неожиданностью для российской стороны) не оказалось — съели. Поэтому в августе 2000 года Хозяйственный суд Витебской области принял определение об изменении способа исполнения судебного решения: арестовать часть имущества, продать его, конвертировать в российские рубли и перевести полученные средства на счет «РЗС».

Сергей Лещенко рассказывает, что во время описи их особенно возмутила новая председательская «Волга» (не поставленная даже на баланс) и очередь работников, получавших в ноябре зарплату в Usd 10-14 за сентябрь. «Волгу» описали в первую очередь, вместе с ней — сов-хозный «уазик», а также частично — крупный рогатый скот и свиней…

Суд да тело

Однако решение суда, увы, в Беларуси почти ничего не значит. В конце 2000 года «РЗС» обратился в КГК с просьбой об оказании содействия в решении вопроса об оплате поставленного, но не оплаченного зерна. КГК подготовил целую аналитическую записку по этому вопросу, включив в нее не менее важные аспекты текущего состояния дел на зерновом рынке республики. В частности: что из Ростовской области зерно не идет в республику в течение двух лет по причине недоверия; что имеются вступившие в силу решения судов о взыскании с белорусских совхозов денег и зерна; что чешские фирмы, работающие по кредиту правительства Чехии правительству Беларуси, закупают зерно в той же Ростовской области и продают его в Беларуси на 20% дороже, чем россияне…

В декабре 2000 года докладная попала на президент-ский стол. В ней фигурировали как «РЗС», так и еще 3 фирмы. В их числе, как говорит Сергей Лещенко, и ТОО АПФ «Степи Приазовья», руководителю которой г-ну Журавлеву в свое время Александр Лукашенко лично пообещал расплатиться.

По нашей информации, предварительно за ростовчан у своего «большого белорусского друга» просил спикер Госдумы Геннадий Селезнев. Причем дважды… Не помогло. Денег и зерна, по крайней мере, до завершения президентских выборов россиянам, скорее всего, не видать. «Городец» в преддверии выборов, по-видимому, нужен президенту больше. Хотя бы как «знамя» избирательной кампании. Что и подтвердило вынесенное 4 января 2001 года Хозяйственным судом Витебской области определение об отсрочке исполнения решения по этому совхозу. В качестве причины суд назвал «крайне тяжелое финансовое состояние хозяйства». Заметим, отсрочка многозначительно отнесена до 1 сентября 2001 года, т. е. аккурат к президентским выборам.

На прошлой неделе представители «РЗС» вновь приезжали в Беларусь. Комментируя принятое решение, адвокат фирмы Сергей Лещенко заявил, что это «не только непорядочное поведение в отношении российского производителя, но и несоблюдение элементарных правовых норм в рамках договоров России и Беларуси. Незаконно вынесено определение об отсрочке исполнительных действий при том, что имущество описано и есть что взять. И если даже на уровне 200 тысяч долларов Беларусь не желает исполнять судебное решение, то о каком Союзе может идти речь? Фактически происходит саботаж белорусской стороной исполнения судебных решений, вынесенных российским судом».

Итого

А вот «итого» получается совсем не смешным. Для белорусских сельхозпроизводителей — без зерна, без спирта, без барды, без скотины, без мяса, без денег. Теперь, скорее всего, навсегда «пропали» планы сотрудничества республики с предприятиями Ростовской области. А ведь один только «Российский зерновой союз» планировал поставлять нам в год до 100 тыс. т пшеницы, построить маслобойный завод по переработке рапса и т.д. Сегодня, по словам представителей фирмы, администрация Ростовской области просто не дает «добро» на вывоз сырья в Беларусь, а банки не выдают кредиты под такие поставки. Последние логично парируют обращения: «Поставь в Беларуси завод, а его заберут — чем расплачиваться будешь?» К негативу можно отнести и получаемое нами сегодня чешское зерно — оно на 20% дороже российского и своего.

Плюс ко всему, «РЗС» и прочие российские фирмы обещают приложить все усилия, чтобы вернуть свои деньги. «На них плюнули те, кто, вероятнее всего, и занимался спиртом. Мы — не «спиртовозы», а производители. Как только встанет вопрос об исках в отношении Беларуси, то только среди наших знакомых по Ростовской области сумма наберется не менее полутора миллионов долларов«, — уверяет заместитель генерального директора «РЗС» Петр Черных. По его словам, таких же «кинутых» белорусскими властями фирм полным-полно в Ставрополье и Краснодарском крае, даже — в Казахстане…

«Мы не собираемся ждать. Данная ситуация сплотила в Ростовской области почти все наши политические партии. Мы — реальные производители, мы платим налоги, у нас есть свои объединения и мы будем добиваться блокирования движения зерна в сторону Беларуси… Я думаю, что к предвыборной кампании зерно из Ростова Беларусь не получит — кроме как только по предоплате. И если получится, к нам присоединятся и Краснодар, и Ставрополье», — говорит Сергей Лещенко.

«Коль в отношении нас допустимо несоблюдение международных договоров, белорусскому руководству придется выбирать: либо поддерживать видимость братского сближения между Россией и Беларусью, либо добросовестно исполнять подписанные документы. В конце концов может быть поставлен вопрос в целом — о целесообразности союзного договора. Тем более что и президент России, и наше правительство говорят о поддержке российского бизнеса за границей», — заявляют бизнесмены из «братской» страны.

__________________________________________________
© Белорусская деловая газета, N 918, 13/02/2001