Под таким названием выходили первая независимая газета и первый независимый журнал в Северо-Кавказском регионе, созданные в период перестройки. Это издание наверняка войдет в историю отечественной журналистики. Его выпуск издания начался в апреле 1990 года. В подзаголовке значилось: сначала — Всесоюзный литературно-художественный ежемесячник, позднее «45-я параллель» стала Всероссийским и международным литературно-художественным изданием. Газета печаталась на 24 страницах формата А-3, а журнал был по размеру наполовину меньше, но его объем варьировался от 48 до 64 страниц. Учредителями издания выступили Ставропольский фонд культуры и его председатель, заслуженный работник культуры Михаил Григорьевич Новиков, а также три физических лица: Сергей Владимирович Сутулов, ставший в дальнейшем главным редактором, Светлана Петровна Сутулова и Марк Семенович Шкляр.

«45-я параллель» в течение 1990-92 г.г. себя полностью окупала. Ежемесячный общий совокупный тираж газеты и журнала составлял 200 тыс. экземпляров. Оба издания расходились полностью, причем в Ставропольском крае оставалось лишь их десятая часть. Основная масса шла на прилавки «Союзпечати», в независимые агентства по распространению или же в частные руки, а оставшиеся экземпляры (порядка 2-3 тысяч) расходились по подписке. Самый большой тираж, составивший 220 тыс. экземпляров, пришелся на 1991 год. Номера «45-ой параллели» обязательно рассылались в библиотеки Союза. Кроме того, каждый номер презентовался и в Библиотеку Конгресса США через ее Московское представительство.

Внешнее оформление «45-й параллели» значительно отличалось от многих ее «соседок» по прилавку. В газете (впервые в истории всего региона) было использовано 4 цвета, причем это было еще до компьютерного цветоделения. Возникли новые, оригинальные рубрики: «Из первых рук», «Золотая середина», «Свободный поиск», «Бис!», «Тон-ателье», «Книга судеб», «Гвоздь №», «Великие в шлепанцах» и другие. Позднее некоторые из них появились и в центральных средствах массовой информации. На первой полосе помещались тематические фотоколлажи или рисунки. Реклама в»45-ой параллели» всегда подавалась «с улыбкой», не раздражала и не была навязчивой.

В этом издании не существовало четкого разделения на отделы, но все же можно выделить четыре основных — отделы культуры, литературы, переводов и фотоиллюстраций. Поли-тики как таковой газета не касалась и, тем не менее, в ее материалах четко прослеживалась демократическая направленность. Публиковала «45-я параллель» отечественные и переводные авторские тексты. Печатались отрывки из книги Валерия Перевозчикова «Живая жизнь»; эксклюзивные интервью с известными писателями, артистами, художниками (А. Солженицын, Ю. Никулин, Е. Шифрин, И. Глазунов); беседы с политиками (А. Собчак, Б. Ельцин); почти в каждом номере публиковались стихи молодых поэтов с биографической справкой о них (М. Фрумкин, Т. Шаов, М. Щекотов). Хорошей традицией стали исторические статьи Германа Беликова о Ставрополе и его жителях.

Среди журналистов, сотрудничавших с «45-ой параллелью», были: Вячеслав Лобачев, Борис Смоль, Виктор Казаков, Владимир Ларионов, Евгений Бронский, Геннадий Прозаров, Александр Быстрых и многие другие. Их материалы иллюстрировали художники Александр Макушенко, Владимир Ненашев, Генадий Ткаченко, фотографы Александр Волков, Алексей Заморкин, Игорь Кожевников. Газета имела собственных корреспондентов в Москве, Новосибирске, Ленинграде, Ростове, Ялте, Пятигорске, Кисловодске.

Подача информации была очень живой и актуальной. Можно сказать, что «45-я параллель» создавалась для современников и в ней говорилось о современниках. В каком-то смысле она фиксировала историю развития культуры начала 90-х годов ХХ века.

После распада СССР от распространения «45-ой параллели» отказались Литва, Узбекистан, Казахстан, Украина, но все же, несмотря ни на что, она продолжала продаваться в отдельных городах: Симферополе, Вильнюсе, Караганде, Самарканде.… К сожалению, денег за проданные номера никто не видел, так как к тому времени в каждой стране уже была своя валюта, а пересчетом и переводом этих денежных единиц никто не занимался. Поэтому учредители приняли такое решение: при тираже 25 тыс. экземпляров, расходившемся в крае и некоторых городах России, содержать штат в 25 человек невозможно. Попадать в зависимость от спонсоров-доброхотов или теневых финансовых структур они не захотели. В итоге в августе 1994 года вышел последний номер.

_____________________________________________
© Сутулова Мария