ТЕМ, КТО СКЛОНЕН К ГЛОБАЛЬНЫМ АНАЛОГИЯМ 

Спорить о мере трагедии, когда она на твоих глазах, неуместно. Но приходится: от меры разумности наших оценок что-то чуть-чуть да зависит, раз уж судьба оказалась быть прежде всего свидетелями… Пока что…

Так вот. В 1933, 36, 37 годах не существовало НАТО, Европейского Союза, ОБСЕ, Совета Европы, демократическое устройство имелось лишь в нескольких странах; повсюду жило очень много евреев, отношение к которым в титульных нациях сильно варьировалось, и которые по-разному относились к соседним с ними этносам;  похожее было с цыганами; на востоке — в СССР — строили коммунизм и грозились построить его повсюду, с уничтожением конфессий и собственности; не было телевидения и ядерного оружия, зато почти повсюду было много, в избытке, дисциплины и веры в силу оружия и в приоритетную справедливость  понятия возмездия. Повсюду применялась смертная казнь, которая мыслилась инструментом возмездия; политические репрессии мыслились как норма, в любую сторону; понятие международного партнерства и международной солидарности отсутствовало; прав человека как индикатора политики не было в помине; Гитлер помог Франко подавить левую республику в Испании, воспринимался как сила сдерживания СССР и экстравагантный, но рукопожатный для антикоммунистов политик; Польша обладала огромной территорией; Япония для всего региона Тихого океана была абсолютно доминирующей силой и стремилась к «решению» вопроса о корейцах. В ходе катастрофы Второй Мировой решения принимались в беспрецедентном режиме, «на ходу», ни на что не ориентируясь: прошлого уже не существовало ни в каком виде, о будущем было рано думать почти до самого конца, да и после окончания только через несколько лет стали всерьез прорисовываться стратегические очертания

Еще — и даже какое-то время после 1945 года — Британия была глобальной империей, Франция, Бельгия, Португалия и Италия имели огромные колонии, США старались мало заниматься внешней политикой, Китай был образцом нищеты и нестабильности; объекты энергетики лишь приобретали значение с точки зрения безопасности; в городских квартирах почти не было горячей воды. Еще, сотни миллионов европейцев оставались неграмотными… Еще, в массовом применении только-только появились первые антибиотики, только-только появились рентгеновские аппараты; и — шестьдесят лет в самых развитых странах были критическим возрастом

 

ОДНА ИЗ ПРИЧИН БЕЗЫСХОДНОСТИ В БЫВШЕМ СССР

Советская коммунистическая система была выстроена на квазирелигиозной основе общественного поведения, — не путать с верой, о вере речи нет. Стандарт поведения и способ мышления предполагал не устающее соблюдение ритуалов, подчас очень затруднительных, вплоть до армии и войны. Однообразие, когда цель заоблачна, а важен сам монотонный процесс, от которого устать — «государственный грех». И еще приветствуются тяготы и «жертва».  Этот стандарт носил «общесоюзный» характер, формировался и контролировался в ЦК КПСС , а на уровне союзных республик он дополнялся еще формируемым национальными номенклатурами оттенком внутрисоветского национализма.  Союза и обществетского стандарта поведения и коммунистических мемов не стало, а метод жизни, ритуальный, квазирелигиозный, не признающий усталости, если что-то взято в общественную голову по приказу сверху или под давлением ситуации — он остался… И национализм, который формировался всего лишь как оттенок, стал важнейший частью политических не устающих квазирелигий, в разных проявлениях, от очень умеренных до жестких и жестоких. И вот это отсутствие усталости заведенного порядка жизни, вплоть до крайних ситуаций, видение смысла в самом заведенном порядке — оно плохо понятным для рационального внешнего наблюдателя образом выхолащивать из чего-угодно содержание и любую ситуацию заводить в тупик

Если об общественной усталости вдруг начинает говорить начальство (как было при Горбачёве), то тогда и «внизу» можно ее признать без опасения «ударить в грязь лицом», но — говоря схематично, — не ранее того…

 

НЕМНОГО БАЛКАНСКИХ АНАЛОГИЙ 

 

Сербия, которая четверть века назад была, в своем мейнстриме, национал-консервативным и имперским ядром славянских Балкан, очень сильно и, видимо, необратимо изменилась в сторону осторожной интеграции с остальной Западной Европой, — несмотря на все серьезные разногласия и линии конфликтов локального характера, которые останутся еще надолго. Произошло изменение в силу трех основных причин: 1. Формирование верховенства закона, и в частности уважение частной собственности, формирование правил ведения бизнеса; 2. СМИ  и гражданское общество, благоприятный климат для общественных организаций; 3. Очень мощное и постоянное, не меняющееся «добро пожаловать» со стороны политических структур Запада, которое в самой Сербии перестало подвергаться сомнению и которое по своему влиянию превосходит память о конфликтах и о конфронтации с НАТО. Поэтому Балканы из пороховой бочки превратились в регион мира и развития — с проблемами, подчас очень острыми, но так, что ни одна из них не выглядит безнадёжной и разрушительной

 

ОБ «ИСТОРИЧЕСКИХ РЕКОНСТРУКЦИЯХ» 

Историко-реконструктивное мышление, очень принятое в самых разных странах бывшего СССР, по-одному сконструированное властями в России, противоположным образом  воспринимаемое по вполне понятным причинам в Украине и других странах, и из них пошедшее на Звпад, опора сознания многих на поиск аналогий сегодняшнему дню в далеком прошлом, которые иногда понятны, но чаще всего логически несуразны — это очень вредное и опасное явление, способствующее бесконечным тупикам…

 

ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 Все вопросы Украины надо рассматривать согласно принципам общеевропейской безопасности и стабильности, разработанным в ходе Хельсинкского процесса. Безопасность неделима. Линии границ установлены по процедурам ОБСЕ. Эти линии не подлежат произвольному изменению. Внутри линий могут быть различные решения, основанные на уважении прав человека, признанных и уважаемых по процедурам ОБСЕ, которые исключительно важны и не могут быть девальвированы. Для установления справедливого долгосрочного баланса должна быть разработана политическая дорожная карта. Мир — высочайшая ценность. Евроатлантизм играет существенную историческую роль, но он не может быть гражданской религией, требует постоянного нового осмысления. Россия — историческая часть евроатлантического пространства, произвольные повороты ее политики не могут отменить этого исторического, этнографического, социологического факта. Украина и Россия находятся рядом, имеют во многом общую историю и очень близкую культуру от одного корня, это один континуум, и у них будущее «в одном направлении», какие бы ошибки и преступления этому ни препятствовали. В России неизбежны перемены. Трудно прогнозировать их ход, но одно можно сказать определенно: ошибки, преступления, кто бы их ни совершал, внешние обстоятельства не могут поменять тысячелетнее направление истории, отменить ни близость к другим народам, ни подлинную самобытность, не могут дать навсегда победу сумбурным языческим культам

 

 

ВОСПОМИНАНИЕ О СОБЫТИИ В МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ

(или «В ожидании…»)

 

Максиму Калинину

Бесчисленные интересные двадцатилетние девушки в джинсах заполнили весь партер и амфитеатр театрального зала. На ярких экранах смартфонов отображается лекция. Лекция о жизни и письменном наследии пожилых сирийцев шестого века по Р.Х. Эти люди писали о том, как взойти к Богу, как искать Бога, как найти… Писали и переписывали свой опыт самим себе, предваряя свою смерть как соединение с Богом, Которого они любили и к которому они стремились… 

Молодой умный ученый и очень фотогеничный лектор переносит их к нам в абсурдный смертельный воюющий 2022. Переносит их смерть в наше осмысление. Переносит их давнюю и совсем непонятную жизнь в наш театр, говорит о сходстве, если есть честный талант… Иосиф Хаззайя… Иоанн Дельятский… Бог… Сердце… Смерть… Жизнь… Ключевые слова произносит быстрой речью динамичный лектор на сцене, протягивая йоты, девушки в зале кажутся бесконечным наполнением, тишиной и неостановимой записью со смартфонов.

 

Лекция закончилась. Девушки почти все убегают, погасив экраны смартфонов и заставляя собирательно запомнить себя в джинсах. Убегают не все. Многие идут к сцене, к лектору, его окружают. У них вопросы. Вопросы о смерти… 

 

«Смерть…» — с растяжкой последнего согласного звука доносится девушкиным голосом от беседы в центре сцены. «Смерть…» — размеренно отвечает баритон лектора. «В следующий раз поговорим об этом аспекте смерти у сирийских мистиков», — твердым голосом завершает лектор один из стихийных диалогов. Иосиф Хаззайя… Иоанн Дельятский…

 

Смерть, она шествует парадом по планете… Рукотворная, завистливая смерть, братья наши и сестры получают смерть с нашей земли.  

 

Смерть витает, все новости с самоцензурой, бесконечно телеграм-каналов без самоцензуры — про смерть, смерть, смерть.

 

Девочка шла заниматься музыкой по некогда шумной, а теперь малолюдной улице, летело, не успела спрятаться — смерть…

 

Перед Хованским крематорием — безо всяких новостей: смерть в многочасовой очереди на сожжение 

Смерть — умиротворение и изумление души, говорит лектор и бойко слушают бойкие девушки  

 

Они пойдут по домам доделывать домашние задания об экономическом росте в богатых ресурсами странах Африки, или о ранних ролях Фаины Раневской, или об особенностях княжеств и князей, а может быть — о природе ревматоидного артрита. Они поедут в кафе с друзьями, выпьют сока и может быть пива. Пойдут искать счастья, сами таинственные в таинственном городе обманчивой сладости. И будут иногда вспоминать о ней, всегда в Москве мало заметной, но актуальной, притягивающей своим образом и темой, пугающей — смерти. Говорить вряд ли будут, потому что лектора долго не будет. Будут задумываться, бояться, плакать. Будут касаться…  И будут гулять по Москве, забываясь и привлекая в своих джинсах и своими улыбками… И не забывая… И придут снова..  Дай им Бог прожить, осмыслить и пережить. Они будут светлой тайной жизни среди смертных тайн древнего города и бегущего века, где пересекаются — эта самая смерть и безгранично живые девушки в джинсах. И почему-то никогда не пропадает мучительный шанс жизни…