Исторический опыт показывает, что в наиболее острых социально-экономических ситуациях, в периоды кризисов, вызывающих обострение политической активности противостоящих друг другу социальных групп, наблюдается, как правило, резкое увеличение печатных изданий, призванных так или иначе влиять на общественное мнение. Ситуация в городе Шахты — не исключение. На сегодняшний день здесь выходят 19 газет (включая издания, выходящие тиражом до 1000 экземпляров). Среди них — 3 общественно-политические, 1 отраслевая, 1 профсоюзная, 2 газеты частных объявлений, а также специализированные издания и издания городских общественных организаций и трудовых коллективов. Однако в большинстве своем шахтинские газеты (это не касается, в силу специфики, рекламно-информационных и лишь отчасти — специализированных газет) различаются не столько содержанием, сколько интересами своих учредителей, которые они и призваны выражать. Зачастую одно и тоже событие находит отражение во всех местных газетах, но трактуется ими настолько по-разному, что в результате читатель вместо достоверной информации получает лишь пищу для домыслов и слухов. Впрочем, для того, чтобы более наглядно представить ситуацию на шахтинском рынке СМИ, сделаем краткий обзор наиболее высокотиражных, а, следовательно, наиболее массовых изданий, выходящих в городе.
«Шахтинские известия» — общественно-политическая ежедневная газета (5 выпусков в неделю), официальный печатный орган городской администрации. Здесь в обязательном порядке публикуются все документы, издаваемые администрацией города и городской Думой, оперативная информация о событиях городской жизни (как правило, с положительной оценкой), много внимания уделяется истории города. Довольно много места отводится полемике с другими городскими средствами массовой информации, критически оценивающими работу органов городской власти. Регулярно появляются в газете материалы познавательного и практического характера — советы, рецепты, консультации по здоровью, домашнему хозяйству, кулинарии и т.д. Объем одного выпуска газеты «Шахтинские известия»- 1 печатный лист (4 полосы формата А3), тираж — 4 600 экземпляров. Газета распространяется по подписке и в розницу — в основном, через систему «Роспечати», и в незначительном количестве — через сеть частных распространителей.
«Поле зрения» — общественно-политическая городская газета с 80-летней историей. В прошлом-орган городского комитета КПСС ( за время своего существования газета 2 раза сменила название: «Красный Шахтер», «Ленинское знамя»). Сегодня соучредителями издания являются Ростовское издательство «Периодика Дона» и ООО «Поле зрения», учредителями которого, в свою очередь, стала часть коллектива редакции. Содержание современного «Поля зрения»: городская информация, чаще так или иначе комментированная, публикации проблемного характера, «на злобу дня». Часто перепечатываются материалы центральных изданий по самому широкому спектру тем. Ежемесячно появляются тематические страницы: молодежная — «Лестница на небеса», правовая — «Поле права», а также тематическое приложение объемом 1 печатный лист, в котором собраны всевозможные полезные советы и рекомендации. Периодичность выхода газеты — 5 номеров в неделю (4 полосы формата А3), объем одного выпуска — 1 печатный лист, тираж — 3900 экземпляров. В последние годы наблюдается падение интереса шахтинцев к этой газете. Основные причины, по мнению автора, — низкий профессиональный уровень сотрудников редакции (за 2-4 года здесь произошла практически полная смена коллектива), незнание аудитории, ее интересов, потребностей. Падение тиража отчасти обусловлено также консервативным подходом к распространению газеты: практически весь тираж распространяется по подписке, всего 300 — 400 экземпляров попадает в киоски «Роспечати». С частными распространителями газета практически не работает.
«К вашим услугам» — информационный еженедельник, выходит с 1990 года. Учредитель — ООО «Редакция «К вашим услугам». На сегодняшний день имеет самый высокий тираж — 16500 экземпляров, выходит объемом 4 печатных листа (24 полосы формата А3) и сочетает в себе функции информационного, рекламного и развлекательного издания для самой широкой аудитории. Не ориентирован четко ни на одну из социально-политических групп. Содержание — все, что может быть интересно жителю города Шахты и прилегающих территорий (газета распространяется, кроме города, в Октябрьском сельском районе и поселке Каменоломни). Кроме непосредственно городской информации, значительное внимание уделяется материалам познавательного характера, регулярно проводятся всевозможные конкурсы среди читателей (в том числе творческие). Стоит отметить, что «обратная связь» с читателем у этого издания налажена лучше, чем у любого другого из выходящих в городе. Еженедельная газета «К вашим услугам» распространяется по той же схеме, что и «Шахтинские известия» (подписка, киоски «Роспечати», частные распространители), однако через частных распространителей продается гораздо большая часть тиража.
«Пласт» — еженедельник, был создан в 1996 году как отраслевая региональная газета. Однако со временем, в результате определенных политических запросов учредителя — ОАО «Ростовуголь»- трансформировалось в издание, неким образом совмещающее функции отраслевого, общественно-политического и рекламного. Основная часть публикаций — репортажи, корреспонденции, зарисовки с предприятий ОАО «Ростовуголь». Незначительное место занимает информация о жизни города, хотя именно она делает газету сколько-нибудь интересной. Довольно много перепечаток о здоровом образе жизни, кулинарных рецептов и прочей «полезной» информации. Тем не менее, тираж газеты на сегодняшний день составляет 13500 экземпляров, это — вторая по объему тиража газета в городе. Это объясняется четкой организацией работы службы распространения, когда речь идет о продаже газеты в розницу (почти 50% тиража продают частные распространители) и обязательной подпиской на газету, негласно введенной практически на всех предприятиях ОАО «Ростовуголь». Объем одного номера газеты «Пласт» — 3 печатных листа. Газета распространяется в городах Шахты, Новошахтинск, в Белокалитвенском и Октябрьском сельском районах.
«Российский Донбасс» — еженедельная газета, орган территориального комитета Росуглепрофсоюза. Полностью выражает интересы учредителя. Характерная особенность издания — отсутствие рекламы (кроме однонаправленной политической рекламы во время предвыборных кампаний). Тираж газеты 6400 экземпляров, объем одного номера — 2 печатных листа. Распространяется в городах Шахты, Новошахтинск и целенаправленно по предприятиям ОАО «Ростовуголь».
Во всех указанных газетах присутствуют общие элементы содержания: телепрограмма на неделю, итоги очередных розыгрышей телевизионных лотерей, частные объявления и реклама (кроме газеты «Российский Донбасс»).
Все перечисленные издания полностью или частично выполняют функции общественно-политических, информационных. Кроме них, в городе выходят специализированные издания: «Живая вода» — издание страховой медицинской кампании «Асмек», «АвтоДон» — еженедельная газета для автолюбителей, учредителем которой является городской отдел ГИБДД, «Правопорядок на Дону»- еженедельное издание УВД города Шахты.
Выходит в городе и ряд частных газет: «Тумба», «Где, что, когда, почем?», «Программа для вас», «Берегиня». Эти издания ориентированы, в основном, на публикацию частных объявлений, рекламы. Большую часть объема этих изданий заполняют перепечатки из центральных и региональных специализированных газет и журналов.
При всем многообразии местного рынка прессы, однако, нельзя утверждать, что на сегодняшний день он вполне удовлетворяет запросы всей потенциальной читательской аудитории, всех значительных социальных и возрастных групп населения города. Далеко не всякий шахтинец может сказать, что нашел среди выходящих в городе изданий «свою» газету. Частные же распространители местной печатной продукции и вовсе «рекламируют» свой товар не иначе, как называя «программкой на следующую неделю» свежий выпуск любой из перечисленных газет, видя различия между ними разве что в цене…
В такой ситуации по-прежнему актуальным остается вопрос о появлении в городе газеты, четко ориентированной на конкретную аудиторию, способной говорить с читателями на их языке, учитывающей читательский интерес и объективные потребности аудитории прежде интересов учредителя и собственного коммерческого интереса. Одним из условий успешного существования такой газеты является точно определенный тип издания. Здесь следует обратить внимание на негативный опыт большого количества возникавших в последние годы региональных и местных изданий, которые, не сумев правильно определить совокупность типологических признаков, не смогли удержаться на рынке. В качестве примера можно привести шахтинские газеты «Донские параллели» (март — октябрь 1999 года) и «Вести Придонья» (1998 — 1999гг.) Их недолгое существование вполне можно объяснить тем, что «интуитивно определив аудиторию, информационную нишу, они так же интуитивно пытались заполнить ее» (Маилян И.С. Опыт моделирования специализированных изданий. Филологический вестник РГУ. 1997,№1. С.65). «Донские параллели» возникли как рекламное издание в то время, когда городской информационный рынок был уже перенасыщен газетами, полностью или частично специализирующимися на распространении рекламы. «Вести Придонья» выходили как информационный еженедельник, мало чем отличавшийся от других городских информационных изданий, и не был рассчитан конкретно на какую-либо определенную часть городской читательской аудитории.
_________________________________________________
© Седлак Елена