АНТИКАНТ
Знать бы как, я открыл бы космический чат,
но пространства и звёзды, как рыбы, молчат,
в пустоте отменяются встречи.
Вот и рыбы беззвучно плывут в глубине,
как пространства и звёзды, и незачем мне
ждать от них вразумительной речи.
Я-то сам не звезда и не рыба, и я
бормочу и шепчу, ничего не тая,
и слова подбираю такие,
чтоб меня понимали, но рыбы молчат,
как и звёзды, пустует космический чат
и безмолвны глубины морские.
Одиноко стою на морском берегу,
докричаться до рыб и до звёзд не могу,
чужд пространствам морским и небесным.
Может, речи мои и нужны, и важны,
но ни рыбам, ни звёздам они не слышны,
им я тоже кажусь бессловесным.
Видно, как представители разных пустот,
мы используем разные спектры частот
и различные страты вниманья.
Пустота надо мною и та, что во мне,
шлют сигналы друг другу на общей волне
безнадёжного непониманья.
ОСЕНЬ
Знает: надо бы покаяться в грехах, −
но не склонна этим знанием делиться.
А приметы растранжирены в стихах,
только всякий раз она меняет лица.
Показав нам размалёванный муляж,
как за подлинник слупить желает цену.
Ну а листьев разноцветный камуфляж
нужен ей лишь для того, чтоб скрыть подмену.
Это осень, вор в законе, каждый год
избежать она не в силах рецидива
и поэтому бессовестно крадёт
время, брошенное летом нерадиво.
Но ещё сочится небо в узкий лаз
между тучами, и, серое на сизом,
ищет осень, будто сыщик, щурит глаз
и не следует оптическим капризам.
Фотороботы её на всех углах,
а она от нас дворами ускользает
и, прикидываясь, что не при делах,
позолоту проржавевшую срезает.
И сдаёт пустые комнаты внаём,
и, хотя не отменяет маскарад, но
проливаясь не слезами, а дождём,
все следы свои смывает аккуратно.
ПОЛОСАТЫЙ КЕЙС
Она покрасит волосы
в безумные цвета.
Вот так и в жизни полосы −
не эта, значит, та.
Свои делишки делая,
корёжит нас судьба:
то чёрная, то белая −
извечная борьба.
От полюса до полюса,
меняя свой режим,
расположились полосы,
и мы по ним бежим.
Ну а у нашей барыньки
ответ на всё готов.
Ей парикмахер старенький
предложит семь цветов.
Она прогнётся падугой,
все краски приберёт
и дикой этой радугой
повеселит народ!
ОКЕАН
В утлой лодочке с парусом белым
я качался на синей волне,
начертив ватерлинию мелом,
различая её не вполне.
Был я трезвым сначала, поверьте,
но в бочонке плескалось вино.
Утащили подводные черти
и меня, и бочонок на дно.
Знал ведь я: всё закончится пьянкой, −
так я тих, но, как выпью, буян:
вот и бью по затычкам киянкой,
чтобы вытек из дыр океан.
Мне-то что – хоть бревно, хоть полено, −
знаю правила этой игры.
Будет мне океан по колено,
а потом чуть пониже икры.
Здесь морскую траву не косили,
но допив из бочонка вино,
отдыхаю на дне от усилий,
а оно пересохло давно.
ТОЧКА
Что ж, ягодки потом, пока цветочки,
мы только привыкаем к новой роли.
Но кругозор сужается до точки −
багровой точки в дымном ореоле.
Нет звука − лишь немая пантомима,
и света нет − лишь отблески пожара.
И ничего не разглядеть, помимо
кровавой точки − сморщенного шара.
Самим себе твердим: − Не обессудьте!
А совесть спит − так кто ж её разбудит?
Планета наша так мала, по сути −
всего лишь точка, но другой не будет.
Ни Неба, ни Земли, а Дух нетленный
опору ищет, чтоб закончить споры.
Мы − точка в остывающей Вселенной,
но вряд ли пригодимся для опоры.
КВАНТОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Я бегу по собственным пятам,
я, как электрон, ни здесь, ни там.
В то же время я и там, и здесь,
как осадок и сухая взвесь.
Я себя теряю, а потом
мусором болтаюсь под мостом,
а потом тону в тягучем сне,
но не нахожу себя на дне.
Я не верю в сон, но меньше в явь,
я не одолел пустыню вплавь
и не смог зарыться в облака,
опасаясь божьего плевка.
А быть может, я и есть плевок,
и не сон, а вежливый зевок,
и не электрон, а пустота,
сложность – не сложней, чем простота.
Я порою наг, порою пег,
прошлогодний бал, прощальный снег,
не костыль, а собственный протез,
дохромал и попросту исчез.
Нет меня ни там, ни здесь – нигде, –
я − как конь, застрявший в борозде,
электрон, утративший заряд,
недоразорвавшийся снаряд,
отзыв на ошибочный пароль,
сцены не увидевшая роль,
не намёк – скорее экивок
и повисший в воздухе плевок.
Может быть, лишь пара скорбных строк
и сумела пережить мой срок.
Устояли на своих двоих
две строки, но я не вспомню их.
ДЯДЯ ВАНЯ
Мирный конец позапрошлого века,
скука в провинции, время бредёт
пыльным просёлком, как старый калека,
все ещё верят в права человека,
эра которых, конечно, грядёт.
Тихон неспешно рыхлит свою грядку,
Марфа выносит из печки золу,
Соня, пригладив белёсую прядку,
пишет какие-то цифры в тетрадку,
сизая муха ползёт по столу.
Осень, зима, ну а после весенний
паводок вскроет столетье, как лёд.
Соню кровавое ждёт воскресенье.
У дяди Вани чахотка − везенье:
он-то до этого не доживёт.
Много ли смысла в воинственных фразах?
Мир приучается их понимать.
Будут и звёзды, и небо в алмазах,
взрывы, поля в удушающих газах,
голод и с флагом простреленным мать.
Станет ли первым последний и нищий?
Что в Шостаковича хлынет извне?
День ещё будет, но будет ли пища?
Лишь дядя Ваня на сельском кладбище
это уже не увидит во сне.
Эра свободы и равенства, где ты?
Век двадцать первый грохочет войной.
Мы поумнели, мы строим ракеты.
Песни о встречном ещё не допеты.
Осень, зима. Что-то ждёт нас весной?
SILENTIUM
И о чём же нам с тобою говорить,
если не о чем не то что говорить,
но на рот приклеив круглую печать,
нам по сути дела не о чем молчать?
Мы сорвём печать, и мы поговорим,
но друг друга совершенно не поймём.
Разговор наш, будто кофе, растворим,
только пить его нам незачем вдвоём.
Все совместные закончились дела,
так что головы свои сейчас и впредь
мы, как головы гербового орла,
развернём, чтоб друг на друга не смотреть.
Нам же не о чем с тобою говорить,
ни расхваливать за что-то, ни корить,
ни, тем паче, убеждать и объяснять,
потому что объясненья не понять.
Что ж, простимся, ничего не говоря,
на молчании сойдёмся золотом,
потому что нет такого словаря,
потому что созвонимся, но потом.
Позвоним, подышим в трубку, помолчим,
каждый молча бросит трубку на рычаг.
Может, наш разрыв и был бы излечим,
только смысла нет в бессмысленных речах.
Всё поделено и нечего дробить,
догорело, так что нечему искрить.
Если б смог ещё тебя я разлюбить,
только не о чем нам стало говорить.
АНТИЧНАЯ ИСТОРИЯ
В своих страстях мы часто не вольны,
но кто мне объяснит, как быть с отравой
любви в тисках бессмысленной войны,
жестокой и всё более кровавой?
Когда война твою корёжит жизнь,
шкала привычных мер совсем другая.
В эпоху баснословных дешевизн
любовь – покупка слишком дорогая.
Слабеет власть нежнейших аонид
на фоне бесконечной канонады…
Их звали Надия́ и Леонид,
они уже привыкли к слову «надо».
Он как-то раз подругу попросил
канат причальный перебросить с пирса.
И не было ни времени, ни сил,
чтоб полюбить, но Леонид влюбился.
А на войне всего важней приказ
и хлеб ржаной с хорошим шматом сала.
Он под обстрелом свой провёл баркас,
был ранен, а она перевязала.
И были руки Надины нежны,
лихую отменившие планиду,
как будто вовсе не было войны, −
но так лишь показалось Леониду.
Да он и сам, конечно, понимал,
что на любовь не вправе тратить силы,
что впереди совсем иной финал
с классическим названьем Фермопилы.
Лицом к лицу лица не увидать,
вдали же всё теряется из вида…
Но Надия́ – Надежда будет ждать,
и, может быть, дождётся Леонида.
СКУКА
Я соскучился по скуке, стосковался по тоске.
Бьют по мне из пулемёта, враг с утра засел в леске.
Я бы с книжкой на диване полежал, гоня тоску.
Но не время расслабляться: враг готовится к броску.
Мне бы скучной мирной жизни, пусть не всей, но хоть кусок,
чтобы всласть истосковаться, отскучать и позабыть,
не стрелять из пулемёта, а пойти гулять в лесок, −
только кто меня отпустит, кто сумеет пособить?
Но пока меня из леса пулемётчик не скосил,
я сижу в своём окопе и тоскую по тоске.
Понимаю, что для скуки нет ни времени, ни сил,
да и враг мне не позволит, он с утра засел в леске.
Утром все живые души, а под вечер – вещество,
тут уж, право, не до скуки и совсем не до тоски.
На земле лежит солдатик и не помнит ничего,
и следы его заносят безнадёжные пески.
КОГДА Я ВЕРНУСЬ…
Слушая Александра Галича
Когда я вернусь, эй, послушай, когда я вернусь,
и руки отмою, и душу запру для порядка,
со мною останется в ржавых подтёках тетрадка,
а в ней конспективно вся эта военная гнусь.
Я лягу пораньше, а в два закричу и проснусь,
услышав, как «Скорая» резко включает сирену,
и снова усну, не поддавшись мгновенному крену,
а днём на сирену я даже и не оглянусь.
Когда я вернусь, я друзей повидать захочу,
а встретившись с ними, пойму, поделиться мне нечем,
и буду наружно я цел, а внутри изувечен, −
но с этими ранами глупо соваться к врачу.
И трудно мне будет понять, что прохожий не враг,
и он не мишень – нет причин ненавидеть и злиться.
Когда я вернусь, мне покажутся странными лица
сограждан, беспечно войны отрясающих прах.
Когда я вернусь, если выйду живым из огня,
хотя понимаю, что это удастся едва ли…
И так я один уцелел в этом тёмном подвале,
а все пулемёты и пушки стреляют в меня.
И всё же из этого ада вернуться бы мне
хотелось, хотя бы затем, чтоб суметь разобраться,
в кого я стрелял, для чего приказали мне драться,
как я оказался на этой безумной войне…
Когда я вернусь…
ИИ
Безжалостный, бесчувственный,
бесцветный и безвкусный,
мой интеллект − искусственный,
но крайне безыскусный.
С самим собой не спевшийся,
не пеший и не конный,
процессор перегревшийся
и переохлаждённый.
Он жертва подселения
к убитой коммуналке
для самоосмысления,
хотя попытки жалки.
Прошитый и подкованный,
дрожит на ножках хилых,
но, экземпляр бракованный,
себя понять не в силах.
Измученный химерами,
весь в хлоре и виниле,
он знает: полимерами
в нём душу заменили.
А коль душа кисейная
плывёт отдельной тучкой,
он как машинка швейная
с отломанною ручкой.
Стоит, гордясь медалями,
пластмассово-железный,
с блестящими деталями,
но в целом бесполезный.
И скоро будет разом он
исторгнут из времён
и безвоздушным разумом
как опыт отменён.
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ
Памяти Тани Лоскутовой
Почувствовав, как ускользает осень,
последний лист я посажу на клей.
Сегодня ноль, а завтра минус восемь
и послезавтра тоже не теплей.
А клин гусиный в небе, как пометка.
Но что должна напомнить мне она?
Последний лист, под ним продрогла ветка −
ты их могла бы видеть из окна.
Сидела б в кресле, глядя на осину,
на край небес, который сер и мглист,
или писала б на планшете сыну,
что на осине сохранился лист.
Ты даже разглядеть смогла бы просинь…
Пусть мой сюжет не блещет новизной,
есть у меня и клей, и лист, и осень.
Но умерла ты прошлою весной.
Сегодня я замешкался в передней,
не мог решиться перейти порог.
И вот теперь смотрю на лист последний,
который цел, хотя и весь продрог.
* * *
Она летит в дыму по пояс,
по сторонам горит жнивьё…
История – курьерский поезд, –
жаль, нет стоп-крана у неё!
ПРОПАЖА
Мне снился сон и сон, должно быть, вещий,
настолько был реалистичен он:
моя душа упаковала вещи
и собралась из тела выйти вон.
Разлуку нам сулил седой шарманщик,
пуская в ход свой короб расписной.
А что душа сложила в чемоданчик,
она не стала обсуждать со мной.
Быть может, там была моя аптечка,
то, без чего никак не обойтись.
Но унесла душа её, беспечно
перемещаясь в палевую высь.
Она в простор умчалась безвоздушный,
качнула багажом над головой.
Остался я, нелеченый, бездушный,
невыспавшийся, но ещё живой.
Чтоб осознать, я лезть готов из кожи,
оно вчера лежало на виду.
Пропало что-то важное − но что же?
Хочу уснуть − авось, во сне найду!
ФУТБОЛ
Нависнет стадион над полем тучей:
мяч в центре, остаётся только пнуть
его ногой, черту перешагнуть −
и, наплевать, пусть всё решает случай.
Едва ли сам я выбираю путь,
когда твержу судьбе: меня не мучай, −
тем более что мяч в траве дремучей
дрожит и растекается, как ртуть.
И нет в запасе лупы и радара,
но отвожу я ногу для удара,
к игре почти утратив аппетит.
Мне свистнет рак или судья футбольный −
там, на горе, куда есть путь окольный,
а по прямой мой мяч не долетит.
ДВЕ ПОЛОВИНЫ
Я не дерево, тем более, не куст −
и поэтому не встану в глотке колом.
Изнутри я полуполон-полупуст,
А снаружи полупуст, но полуполон.
Я не дам себе на хвост насыпать дуст
и, тем более, приправить сверху толом.
удручает лишь, что я излишне пуст,
а взглянуть со стороны, так слишком полон.
Мне давно пора поставить конный бюст,
как герою-одиночке в поле голом,
потому что без меня простор сей пуст,
а со мною он – хоть чем-нибудь – да полон.
А ещё б я полетал, как Мишка Руст,
приземлился за Кремлёвским частоколом.
Но не шар я надувной, хоть с виду пуст,
не чугунное ядро, хоть с виду полон.
Расшевеливать не стану пламень уст:
был он сладок до поры, а нынче солон, −
потому что стал я стар и полупуст,
а ещё вчера казалось – полуполон.
Но хотя в костях всё чаще слышен хруст
и разбита жизнь, могу следить за сколом.
Наплевать, что я наполовину пуст,
утешает, что на пять десятых полон.
_____________
© Борис Вольфсон
25 октября − 26 ноября 2022 г.