Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе. Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, в частности в области разработки новой образовательной политики, согласно которой «только качественное государственное образование может стать условием развития рабочей силы в будущем, которая должна стать более глобально конкурентоспособной с высшим образованием, знаниями в области управления наукой и инновациями, что необходимо для обеспечения будущего процветания» [1].

Приоритетными направлениями в развитии и повышение качества образования в долгосрочной перспективе станут:

– формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры образовательного учреждения;

– обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг.

Основой развития инновационной сферы в области образования должна стать система научных центров и академгородков, наукоградов вузовских и отраслевых научных и научно-исследовательских институтов, сеть научно-внедренческих центров.

Согласно прогнозам, касающимся образования, к 2030 году за счет таких инициатив и модернизации приведет к изменению образовательной парадигмы. Процесс обучения становится более индивидуализированным, содержание его подстраивается под особенности учащегося. В этом парадокс. Образование становится все более массовым, но за счет новых технологий все более индивидуальным. Человек может осваивать новый материал в том темпе и таким образом, как это наиболее комфортно и эффективно для него. «Информационные технологии позволяют организовывать этот режим для миллионов людей одновременно. Активно внедряются игровые формы – уже доказано, что в таком режиме человек эффективнее осваивает предмет. Образование все больше ориентируется на практические занятия, поощряются реальные проекты и стартапы» [2]. С одной стороны, доступность образования, конечно, огромный шаг вперед, но с другой – есть опасность перенасыщения ненужными специалистами.

Активно формирующееся информационное общество разработало электронное обучение в качестве важного элемента современной структуры образования, которая сама выступает как часть информационного общества, как его системообразующий фактор. Насущной необходимостью становится изменение образовательного взаимодействия с его субъектной стороны. Компьютерная грамотность становится не только императивом, но и основанием взаимодействия субъектов образовательного пространства. Это накладывает особую ответственность на обучающую сторону и детерминирует необходимость ее достаточной компетентности в ИКТ. Последнее становится особенностью дальнейшего совершенствования образовательного взаимодействия, так как без этой компетентности педагог будет не в состоянии реализовать по крайней мере две своих современных функции: функцию навигации в информационном пространстве и функцию эксперта-селекционера информации как знания.

Сегодня технологическое развитие ведущих образовательных учреждений мира достигло такого уровня, когда дальнейшее развитие только информационной базы уже не приносит нового качества. Это ставит перед нами целый комплекс принципиально новых задач. Не случайно, на открытой дискуссии о новых технологиях в сфере образования 31 октября 2015 г. Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов выступил в поддержку традиционных систем образования. По его словам, «…инновации в образовании не затрагивают саму сущность системы. Можно погрузить человека в огромную информационную среду, но заставить извлекать из нее пользу невозможно без мотивации. В систему образования человек приходит за смыслом, осмысленностью и самоопределением, а не только ради ответов на разовые и сиюминутные вопросы» [3]. Также Д. В. Ливанов отметил тот момент, что «… в настоящих условиях педагог больше не является монопольным носителем и транслятором знания. Современный педагог – навигатор в информационном пространстве. Он оказывает помощь в выстраивании образовательной траектории своих учеников, самоопределении и мотивации» [3].

Анализ особенностей электронного обучения в образовании в условиях становления нового глобального мироустройства с является задачей статьи.

Развитие информационной политики в области современного образования России предполагает учет того факта, что в условиях информатизации общества «…формируется новое электронное образовательное пространство, парадигмальные основания которого практически не представлены в рамках образовательной политики. Электронное образовательное пространство, став частью жизнедеятельности социума, разрывает традиционные связи основных субъектов образования (государства, гражданского общества и личности), преобразует их функции, усиливая уже имеющиеся противоречия» [4]. В немалой степени это связано с тем, что существующие современные онлайн-курсы дают хорошую теоретическую базу, но не развивают необходимые практические навыки. Это может сделать только конкретная образовательная сфера (например, среда университета).

Информатизация системы образования создает предпосылки для универсализации ее средств и ресурсов, что предполагает интеграцию множества учебных дисциплин на основе реализации межсистемных связей. Поэтому вне зависимости от направленности информации образовательная политика изначально выходит за пределы конкретной учебной дисциплины и предполагает постоянный поиск источников межпредметных связей и средств их реализации на базе интегрированных авторских методик. Целью таких методик является формирование у студентов системного научного мышления, информационной культуры, творческой активности и высокой нравственности – качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в глобальном информационном обществе.

Функционально эффективная информационная политика образовательной системы должна: 1) повысить эффективность управленческой деятельности в образовании; 2) избежать ошибок, связанных со сложностью выбора технологических решений в области подготовки образовательных кадров; 3) существенно снизить финансовые и временные затраты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области внедрения передовых инновационных образовательных технологий за счет использования готовых программных продуктов ведущих производителей и разработчиков; 4) получить опыт электронного обучения; 5) повысить квалификацию преподавательского состава, создавая предпосылки для разработки новых технологий электронного обучения, опережающих мировые аналоги; 6) вовлечь в систему образования слушателей не только головной структуры, но и филиалов; 7) разработать требования к отечественным производителям программных средств, необходимых для внедрения новых образовательных технологий. Реализация указанных функций поможет выработать адекватную информационную политику в области образования, способствующую подготовке всех его субъектов к полноценному внедрению электронного образования мирового уровня. Основным эффектом от практического использования указанных результатов должно стать изменение образовательных практик в сторону усиления праксеологической составляющей образовательного процесса.

Потребность в новой образовательной политике ставит под сомнение классическую субъектно-объектную систему образовательного взаимодействия и влияет на качество учебного процесса. В связи с этим все более значимой становится роль преподавателя, важнейшая задача которого – научить жить в информационном мире, не заблудиться в огромном потоке информации, уметь находить и использовать базовую информацию, которая формирует необходимые знания. Важно подчеркнуть, что эффективность процесса навигации напрямую зависит не только от профессионального уровня самого преподавателя, но и от его способности осваивать новшества, ведь «педагог должен стать центральной фигурой наступающей эпохи и его главным оружием должны быть информация и научные знания, а основным инструментом – средства информатики и информационные технологии [5]. Внедрение и дальнейшее развитие инфраструктуры телекоммуникаций, включающей открытое информационное пространство и средства коммуникации нового, субъект-субъектного типа, в которую вовлекаются все участники образовательного процесса делает возможным: 1) самостоятельный доступ к информации в базах данных, удаленных от пользователя, что является особенно важным для регионов; 2) самостоятельное использование интерактивных методов взаимодействия в электронной образовательной среде; 3) самостоятельное широкое использование мультимедийных программно-аппаратных комплексов. Такая самостоятельность резко повышает активность и ответственность обучающихся.

Современная модель образования является одним из вариантов сочетания традиционных отечественных педагогических концепций и информационных технологий, расширяющих актуальное образовательное пространство до полностью виртуального. Еще одно важное направление образовательной политики в информационном обществе обусловлено степенью эффективности личностно-ориентированных педагогических технологий, что существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек, как учтены его профессионально-психологические особенности, каковы перспективы их развития или угасания. Отсюда – приоритет субъектно-смыслового обучения по сравнению с информационным обучением, направленность на формирование у студентов множества субъективных картин мира в отличие от однозначных «программных» представлений, диагностика личностного развития, ситуативное проектирование, смыслопоисковой диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем. Успешная реализация указанных методик предполагает четкое представление о едином информационном пространстве и возможностях его использования в учебном процессе.

Стоит отметить несомненные плюсы, которые несут образованию современные информационные технологии, включая социальные сети. В первую очередь необходимо подчеркнуть: многофункциональность, открытость для пользователей, возможность живого диалога, консультирования [6].

Подобная картина подтверждается результатами анкетирования, проведенного нами среди студентов инженерного направления первого курса Сибирского федерального университета, которые иллюстрирует диаграмма (рис. 1).

Эти результаты позволяют утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе уже начинает эффективно коррелировать с новой мотивацией к получению знаний, что, конечно, стимулирует не только студентов, но и преподавателей. Уже на начальном этапе информационные технологии становятся доступными людям, которые не обладают специальными знаниями, однако постепенно включаются в открытые информационные ресурсы.

Информатизация стала составной частью и одним из важных направлений развития образования. Информатизацию и образование роднит то, что они осуществляются на протяжении всей жизни. Современная информационная политика в области образования обусловлена, с одной стороны, необходимостью встраивания в глобальное образовательное пространство посредством современных информационных технологий, с другой, – с важностью сохранения социокультурной идентичности. Сущность информационной политики в образовательной системе во многом связана с онтологическими и гносеологическими традициями, характерными для образовательно-воспитательной системы конкретного общества, которая определяется социально-экономическими, географическими, культурными и другими особенностями. Особенности новой информационной политики в образовательной области обусловлены необходимостью выработки эффективного противодействия неконструктивной реформаторской деятельности, которая часто представляет собой навязывание чуждых норм и стандартов, все это ведет к тому, что привычным образовательным системам придется меняться, а университетам – незамедлительно реагировать на такие изменения. Если образование хочет отвечать нуждам меняющегося общества, оно должно подвергнуть ревизии все свои константы, а основой образовательных трансформаций должны стать формирование личности и др. (ВУЗ 17-30); определение профессиональных интересов и получение профессиональных знаний и навыков, формирование личной социальной сети и др. (Пост-ВУЗ 25-100+), в основе которых заложены профессиональный рост, переосмысление профессионального пути, личный рост, поддержка в личностной трансформации на протяжении всей жизни.

       Список литературы

  1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ. – [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70309010/.
  2. Форсайт-прогноз «Образование-2030». – [Электронный ресурс]. – URL: http://emediator.ru/index.php/elearning/novosti/1075-forsajt-prognoz-obrazovanie-2030.
  3. Дмитрий Ливанов принял участие в дискуссии о новых формах образования в рамках форума «Открытые инновации» – [Эл. ресурс]. – URL:http://xu-80abuejiibhv9a.xu—p1ai/B8/6653 (Дата обращения 31.10.2015).
  4. Черных С. И. Кризис образования как состояние и как социально-философская проблема // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 3. – С. 32–41.
  5. Колин К. К. Информационные технологии – катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. – 1995. – №1. – С. 2–8.
  6. Тихомирова Н. В. Молодежь и электронная демократия: новые возможности и опасности // Ректор вуза. – 2012. – № 8. – C. 46–49.

____________________________________________

©   Борисенко Ирина Геннадьевна, Черных Сергей Иванович