Русский горизонт – особого свойства: тут двойная тайна, ибо в недрах многих поэтических ощущений русскости мерцает возвышенно-волшебный Китеж, всё никак не всплывающий из-под метафизических вод; а резкая черта горизонта словно распахивается небесной альтернативой чудо-града:
Какой простор и звон в ушах,
когда тропинка полевая
тебя выводит на большак,
все горизонты открывая!
Ты набираешь высоту
и видишь с птичьего полета
всю наготу и всю тщету
земных страстей, людского пота.
Стих сух: но строчки вспыхивают хворостом, чтобы дать необыкновенное, устремляющееся в запредельность пламя: разыграться темами отдельных огненных волокон.
Стих Николая Перовского выразителен предельно: никакого словесного излишества не допускал поэт, ювелирно обрабатывая материал жизни, собственных фантазий и грёз, опыта, который удалось наработать, проходя разнообразными тропинками, дорогами, их отслоениями…
Жизнь не отбрасывала тени,
пока душа росла в зенит,
но ветви сердца облетели,
а старый ствол еще звенит.
Еще ни солнце и ни вьюга
его не могут побороть,
лишь родовых колец кольчуга
стесняет дух и сушит плоть.
У него была большая душа – у Николая Перовского: душа, готовая к взлёту и познавшая парения, пока находилась в теле: душа поэта, чувствующего гармонию и классическую красоту мира, но стремящаяся дальше, выше…
Он предлагал свои формы метафизического языка: связанные с природными понятиями, как связано ощущение ствола собственной внутренней сути в облетающими ветвями сердца – здесь нечто от философии русского космизма, от огненного языка Андрея Платонова, от мощной сказовый фактуры стилистики Леонида Леонова.
Плоть уходит: иссушаемая годами, она становится не нужной: пока стихи разворачивают в пространство феномен своего бытия.
Острый взор прозрения отразится в поэтических зеркалах Перовского, сильно разгоняя кольцами ощущения, связанные с ним:
Бывает острое прозренье,
как взрыв в мозгу, что ты — живой,
что ненависть, любовь, горенье
в тебе, с тобой и над тобой.
Ты только вскрикни, хлопни дверью
или засмейся — просто, вдруг —
и тут же ветер и деревья
тебя затянут в общий круг.
Мощь общего круга – оттуда же, от темы всеобщности, от необычности полётов русского космоса духа, от переливов прозрений Циолковского, от поэтических озарений Чижевского…
Перовский, разумеется, самостоятелен в стихе, но ассоциации, вызываемые его поэзией, говорят о насыщенности оной, о богатстве палитры, и пространном пространстве духа, освоенном поэтом.
Как смешано многое:
В тот милый круг, где всё живое,
где наслаждение и боль,
где правят общею судьбою
горенье, ненависть, любовь.
Сколь оправдано такое смешение, знают все, достаточно ходившие по дорогам бытия, ибо волокна горения и боли вполне могут переплетаться, как – увы! – и ленты любви оборачиваться обожжёнными трагедией лентами ненависти.
Мастерство завораживает – в любом деле; отсюда:
Шарманщик, трубочист или тряпишник,
Точильщик или чистильщик сапог,
придите к нам из тех времен давнишних,
когда любой из вас был полубог.
Я помню вас, корявых, груболицых,
с веселой сумасшедшинкой в глазах.
В фуфайках и потертых рукавицах,
в передниках, в халатах, в картузах.
Есть нечто брейгелевское в тугом описании лиц и одежд, есть и гаммы ассоциаций, звучащие за названными профессиями…
Бредущий по дворам с шарманкой старик…
Чумазый, но по-своему чрезвычайно изящный, трубочист…
Перовский использует интересные метафоры, они опаляют сознание точной находкой, западающей в память, и суммы их, прослаивающие стихи, играют разными цветами человеческой жизни:
В истоке детства, в солнечной излуке —
телеги и точильные станки,
когда тебе, как в сказке, прямо в руки
ныряют рыболовные крючки!
Стих туг, как виноградная гроздь. Порой – он брызжет соком, как жареное мясо.
Мясо жизни близко поэту – в проявлениях мастерства, связанного с ремеслом, в самых различных ракурсах яви, попадающих в поэтические окуляры.
А чистильщик! А уличный сапожник!
Ты приглядись к нему из-за плеча:
какой уж там ремесленник — художник! –
с повадкой и сноровкой циркача!
Они всегда в порядке и в ударе,
они и есть твой двор, твоя страна, –
о, запах кожи, ржавчины и гари!
О, дух махорки, пота и вина!
И тут уже сам смак жизни ощущается истово, весело-задорно-яростно…
Ничего, что профессии – не из высот, громоздящихся к… условному трону; ничего, раз они дают столько артистизма и так окрашены духом бытия.
…словесная роскошь иных русских названий, их гармония и медоточивость обыгрываются изящно поэтом:
Лебяжье. Лебединка. Лебедянь…
Издревле наши реки и озера,
приветливо открытые для взора,
с разбуженных сердец взымали дань.
Красота замедленного чтения: словно вглядываешься в бесконечную воду земли, словно медленно вслушиваешься в тайны названий, связанных с источниками, с корневыми основами бытования на земле.
Люди и вода: они так союзны, как правда и откровение, как поэзия – и озарения.
И много их, световых, вспыхивает в произведениях Перовского, играя оттенками познанного, переливаясь гармонией духа.
Ирония порой перевивала волокнисто-колюче стихи Перовского, и то, что обращалась она, задействуя порочные стороны бытования, к поэту Икс, дающего общую картину, было логично:
Поэт, раскрученный вполне,
Полвека бывший на волне,
Гордыни вдоволь накопил
И вдруг утратил прежний пыл…
…Давно не слышал соловья,
Не видел хрусткого жнивья,
Не замирал от тишины,
Не попадал в тиски луны.
Где друга верного лицо,
Любимой женщины крыльцо,
Где гроздь сирени, луч звезды.
Отяжелевшие сады…
…Очистил зерна от плевел —
Ослеп, оглох, осиротел…
Тут – вариант иронии, переходящей в сатиру…
…никто никогда не ответит, почему в нагрузку к литературному дарованию даются тщеславие, честолюбие, гордыня, трактуемые грехами: и мало кто из поэтов способен победить их, отрешиться от оных…
Вспоминается Хлебников – этот глобальный дервиш русской поэзии…
Или Тютчев – высокий аристократ её.
Ни тот, ни другой не обладали, кажется, негативом – только – огромным даром, в случае Тютчева – гением.
…душа всегда была – основой, альфой поэзии Перовского: и свою он расшифровывал стихами, отсюда и рождалось:
Душу в стих обратив,
замираешь от сходства:
вот он, вечный мотив
на исходе сиротства…
Есть миги счастья: в том числе, связанные с творчеством, с сочинением стихов; но сплошной, тотальной лентой оно едва ли кому даётся…
…степь говорила с ним.
Она говорила – могуче и таинственно, как сфинкс, давая ответ столь же двойственный, сколь и оригинальный:
Я сказал: «Научи меня, степь,
Дай мне воли и дай мне покоя,
Я годами сидел, я ослеп
В безнадежной борьбе со строкою».
И услышал я странный ответ:
«Все дороги ковыльной равнины
Упираются в горный хребет,
В океан обрываются синий…»
Но не в смерть упираются они – дороги: в пространства столь значительные, что и смерть, вечно пугая, тем не менее, покажется ничтожной.
У Перовского как будто свой воздух – необыкновенной синевы, ласкового натяжения, особого пространства.
У него же – своя степь, свои махины гор, и свой океан: великолепно колышущийся, пронизанный мириадами огней океан духа…
Служа ему, поэт разбил свой словесный сад, наполненный чудесными растениями, и создал свою архитектуру (в мире поэзии многое сочетаемо) – уходящую вверх, по световой вертикали, куда приглашает поэт тех, кто способен ещё слышать поэтическое слово.
______________________
© Балтин Александр Львович
Перовский Николай Михайлович (31.12.1934 – 13.09.2007) – поэт, прозаик. Родился в селе Михайловка Курской области. Автор более двадцати книг и множества публикаций в областных и центральных периодических изданиях. Член Союза писателей СССР с 1964 г.