Публикация посвящается 70-летию автора 10 мая, с чем редакция его сердечно поздравляет!
Действующие лица:
Автор (чаще всего — речитатив, декламация… иногда — поёт…)
Женщина (поёт, иногда — речитатив)
Мужчина (поёт, иногда — речитатив)
Соперник (поёт, иногда — речитатив)
ФОТОГРАФ
КИНООПЕРАТОР
РОК-ГРУППА
ВОКАЛИСТ
ВОКАЛИСТКА
Действие происходит в разных городах – названия, которых то чаще, то реже звучат в поэтическом тексте. Режиссёр может выбирать из предложенных: Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Пятигорск, Одесса, Париж, Нью-Йорк…
*
Часть I
▲♫▼
АВТОР (речитатив):
Затевая повесть, растревожу совесть —
Нарисую синюю весну.
Изумлённый возглас: «Признавайся, кто здесь?!
Соловьи ликуют — не уснуть…»
Занавеска дрогнет. Силуэт растает.
Соловьи сгорают на заре…
Пастораль стерильна. Акварель астральна.
Безобразен жёлтый лазарет.
Убаюкав совесть, укокошу повесть —
На дисплее плавится июль…
И компьютер тёртый, пьяно беспокоясь,
Озадачит ключиками Ю.
Заповедный адрес Интернет размножит —
Стукачи бесчинствуют в ночи…
Обожаю лица. Отрицаю рожи.
Запредельный голос, прозвучи!
Возрождая повесть, истерзаю совесть —
Август-цензор, главы изымай!
Голова размякла, одурела… то есть —
Героиня вышла из ума.
Гобелен наивен. Гардероб наглажен.
Журавли заплачут на ветру.
Заштрихует ливень женщину в пейзаже —
Я сюжет безбожно перевру.
Успокоив совесть, завершаю повесть —
Героиня — замужем? В раю?!
Но герой упёртый, приголубив подлость,
Ухмыльнётся автору: «Убью!»
Алфавит январский. Частокол бессонниц.
Почитай, Мефодий, на печи.
А Кирилл закурит, грохнув «Панасоник».
Помолчим. Без видимых причин…
▲♫▼
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт):
Студент. Студентка. Рождество.
Ожог судьбы. Дрожат тюльпаны.
Семь рыжих звёзд в бокал упали.
Шесть грёз в тетради — шесть стихов.
Дипломы. Танец «поплавков».
Мираж метели. Тополь древний.
Семь синих звёзд горят на рейде.
Пять снов небесных — пять грехов.
Сентябрь. Лукавство. Сватовство.
Капризы роз. Сумбур обмана.
Семь пьяных звёзд — на дне стакана.
«Четыре года — псу под хвост!»
………………………………
Весна. Восторги васильков.
«Прощён…» — «Святая…» Свадьбе жарко!
Семь юных звёзд порхают в парках
Три ночи — стайкой светляков.
Любовь. Интриги двойников.
Работа. Дети… «Мы — в Париже!»
Семь ясных звёзд на нитку нижут
Две жизни вечных дураков.
Старик. Старуха. Рождество.
Улыбки тень. Озноб свирели.
Семь мудрых звёзд уже согрели
Один денёк и сто веков…
▲♫▼
СОПЕРНИК (поёт):
Кончилась вечность — зачисли кончину
В первопричину «увы…» и «ура!»:
Что бы сейчас (через час?) ни случилось,
Завтра уже приключилось вчера.
Умная женщина ищет мужчину,
Глупая девочка — образ царя.
Оберегаю от сглаза Кончиту —
Сватаю замуж за кобзаря.
Для звонаря и псаря величины —
Разные, праздные, et cetera…
Чистые женщины, чудо-мужчины
Горечью мечены в честном вчера.
Чтобы причина переключилась —
Целишь в поэта? Стреляй в палача! —
Чёрною речкой морочу кручину —
Чёрною ночкой очнётся в Сочах.
Небо с овчинку? Чердак не по чину?
Дочь замочила портянки в борщах?
Следствие, выучи «Санта-Лючию» —
Музыка лечит и учит прощать.
Выключу вечность. Очищу лучину.
Речитативна предтеча добра.
Плачь, Челентано! Скучай, Благочинный…
Счастье — перчатка из чрева вчера.
▲♫▼
МУЖЧИНА (поёт):
Ровесник, ты ревнуешь на «Ура!»…
СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
Соперник…
МУЖЧИНА (поёт):
Соперник, ты рифмуешь на «Ура!»,
А мне дороже веточка мимозы,
Подаренная в дивные морозы
Девчушкой из соседнего двора…
СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
Поэзия…
МУЖЧИНА (поёт):
Поэзия — безумная игра:
Метафоры, как вдовы, одолели.
Кровавы безобидные дуэли.
А критики кричат: «Вы — шулера!..»
СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
Овации…
МУЖЧИНА (поёт):
Овации, мой милый, мишура:
Банальная, но точная примета.
Пока кружится синяя планета,
Опасны и прекрасны юнкера.
СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
Гадалка…
МУЖЧИНА (поёт):
Гадалка, философии сестра,
Твердит о революции беспечной —
Теории увечной и конечной,
Упавшей с оголённого пера.
СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
Лахудры…
МУЖЧИНА (поёт):
Лахудры, непотребные с утра,
Мечтают о послании Петрарки —
Под аркой триумфальные подарки
Горят на рыжем зеркале костра…
СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая):
Мелодия…
МУЖЧИНА (поёт):
Мелодия печали и добра
Задумчиво выводит на свирели
Застенчивые трели колыбели —
Из чистого, как детство, серебра.
▲♫▼
АВТОР (речитатив, пение…):
Платон! И тон, и полутон бессильны выразить тональность.
Моя треклятая ментальность опять сбивается на стон.
СОПЕРНИК (речитатив, пение…):
Бином туманный! Поделом тебе рога приделал Ньютон.
Дефо (де-факто) перепутал: «Пиши фривольно помелом».
ЖЕНЩИНА (речитатив, пение…):
Ферма дарует шаткий трон весьма смышлёному субъекту,
Который сквозь века скумекал: «Закону нужен обертон!»
МУЖЧИНА (речитатив, пение…):
Махнёт оранжевым крылом над шалым миром Модильяни —
Он не парил на дельтаплане: ему и так грозил дурдом.
АВТОР (речитатив, пение…):
Допустим, новый Соломон явил народам рой видений…
Пошлёт их к чёрту, вне сомнений, пижон по кличке Селадон.
СОПЕРНИК (речитатив, пение…):
Ряжусь почтенным колдуном — юнцов история не терпит:
У двери дули вертит Вертер, и Верди плачет под окном.
ЖЕНЩИНА (речитатив, пение…):
Долдонь, гуляя за кордон, скупая в розницу и оптом
Чужой, чудной, но скучный опыт: «Варягов жаловал Гвидон!»
МУЖЧИНА (речитатив, пение…):
Пардон, бреду на ипподром: Сократ коварнее Геракла…
Кляну заносчивый характер: плачу фамильным серебром.
АВТОР (речитатив, пение…):
Доступно пиво «Оболонь» — таранью лоб и зуб тараня,
Старайся память не поранить, Полуведёрный Аполлон.
СОПЕРНИК (речитатив, пение…):
Трясёт адамовым ребром бинарный демон… Вместо рожи
Представь улыбку — свет поможет увидеть купол над Днепром.
ЖЕНЩИНА (речитатив, пение…):
Земной юдоли перезвон, небесной жизни серенада
В соборе нежно пеленают озноб в спасительный озон.
МУЖЧИНА (речитатив, пение…):
Питон — великий гастроном. Пират плывёт по Интернету.
Но интердевочке монету достанет с неба астроном.
АВТОР (речитатив, пение…):
Платан, лысеющий Платон, прошепчет милую банальность…
СОПЕРНИК (речитатив, пение…):
Что клёну по сердцу фатальность зимы, липучей, словно сон.
МУЖЧИНА (речитатив, пение…):
Талант — как лживый мажордом: сегодня — помнит, завтра — гонит…
ЖЕНЩИНА (речитатив, пение…):
И страсти царственных агоний бурлят за буквами: «Боржом».
АВТОР (речитатив):
Ловец сиреневых ворон?!.
СОПЕРНИК (поёт):
Тебя побьют, впадая в ярость…
МУЖЧИНА (речитатив):
За моветон и фамильярность…
ЖЕНЩИНА (речитатив, пение…):
…деды Брокгауз и Евфрон…
…деды Брокгауз и Евфрон.
▲♫▼
АВТОР (речитатив, пение…):
Бюст героя и… бюст вдовы
Перевязаны буквой Ю…
Отвергая пустое «Вы»,
Сигаретку твою курю.
Я, поверь, воевал, как он.
Ну, а он воевал, как я…
Из двоих различил Харон
Беспризорника бытия.
Кровь победы и соль беды
Забинтованы словом БОЛЬ…
Чистый спирт! Молодым — воды.
Паранойя: нелепый бой…
Бюст героя — моя вина.
Перелёт! Сочинять зачем?
Перемать! Такова война…
И шарахнул огнём чечен!
Перевал. Вертолёт. Санчасть.
Задыхаясь на звуке О,
Он хватал за халат врача:
«Вологодское молоко…»
Ослепителен бюст вдовы…
Извини: я бездарно пью —
Потому что семь лет, увы,
Безнадёжно тебя… люблю.
…………………………………………..
«За разведку?!» Идите на…
Задрожал дремавший перрон.
Промолчала чужая жена.
Промычал старина Харон.
▲♫▼
ЖЕНЩИНА (поёт):
Из печального далека
Долетело эхо разрыва —
Удивилась наивная ива,
Занавеска качнулась. Слегка.
И вальяжные облака
Кувырком покатились по склонам,
Оживляя пейзаж заоконный,
Отутюженный на века.
Изумрудные вензеля
Угадай в отсыревшей сирени,
Где мерцает в плену светотени
Призрак серого соловья…
Это — мы, это — ты, это — я,
Испугавшись внезапного эха,
Растеряли жемчужины смеха
Безмятежного бытия.
Одиночество ледника,
Потревоженное случайно
Зычным криком и свистом тайным
Волоокого старика?!
Или домысел дурака:
«За горою закат догорает —
Это значит: война умирает,
Умирает наверняка?!»
……………………………
Из печального далека
Долетело эхо разрыва —
Удивилась наивная ива,
Занавеска качнулась.
Слегка…
▲♫▼
И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане…
Мизансцены – за режиссёром…
АВТОР разбивает первое огромное «зеркало», стоявшее в глубине сцены.
Из рамы выпрыгивают рок-музыканты…
Вокалист и вокалистка исполняют песню «аленький цветочек…»
…по законам земной механики,
потакая небесной мимике,
охмуряют реал охальники,
охраняют астрал алхимики.
героиня английской лирики —
на закорках тверской завалинки.
отчифирили-откефирили…
посошок! наливай по маленькой.
камикадзе кремлёвской мистики —
в катакомбах германской клиники.
отхристосили-отфашистили…
сбереги от нечистых, миленький!
вышибают мозги разбойники.
исцеляют глаза проталинки.
отобамили-отобоили…
расскажи про цветочек аленький…………………
……… охраняют астрал алхимики.
посошок! наливай по маленькой.
сбереги от нечистых, миленький!
расскажи про цветочек аленький…
потакая небесной мимике,
охмуряют реал охальники.
в катакомбах германской клиники
исцеляют глаза-проталинки.
мавзолеи молчат над клумбами.
на экранах мычат титаники.
откоммунили-отколумбили…
передых до вселенской паники.
посошок! наливай по маленькой —
на закорках тверской завалинки…
ЧАСТЬ II
▲♫▼
АВТОР (речитатив? пение?):
Кружит снежок — утюжит нежить.
Мартообрядность благодати.
СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
Всепобеждающая нежность.
Мажор? Адажио? Анданте…
АВТОР (речитатив? пение?):
Всё побеждающая лёгкость.
Озноб прощёных воскресений.
Мелькнула молодость-дурёха
На перевале пред/весеннем.
Минор: надежды безнадежность.
Стихи, снежинки, «саперави»…
Всепобеждающая свежесть
На пост/апрельской переправе…
Всё побеждающая чёткость
Воспоминаний без диффузий:
Профессор — чёрт, ему — девчонка,
Тебе — зачётка в грешном вузе?
СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
Профессор — чёрт, ему в печёнку —
Смычком мальчишеской печали!
Цыганом умыкнул девчонку —
Педант сольфеджио отчалил.
АВТОР (речитатив? пение?):
Адажио? Анданте? Престо!
Кинороманы — в крематорий.
Ожог подснежника — невеста.
Жена — пожар консерваторий.
СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
На перевале пред/осеннем,
На переправе пост/июльской — …
АВТОР (речитатив? пение?):
Без опостылых опасений
За иллюстрации иллюзий.
СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
Душа в окошке — как… небрежность:
В чужую жизнь снежком попасть и…
АВТОР (речитатив? пение?):
Всепобеждающая нежность.
Всё пожирающие страсти!
▲♫▼
ЖЕНЩИНА и СОПЕРНИК (дуэт):
На том языке, на котором грустила —
напрасны попытки поведать о грусти?
Напишет записку: «Прощай, шизокрылый!».
И сизого голубя в створку отпустит.
На том сквозняке, на котором мечталось,
Архангел пытается выловить слово:
симфония… скифы… Солярис… стеклярус…
На сонных часах — половина второго.
На том чердаке, на котором когда-то
грустилось, мечталось, пилось и любилось, —
гитара, свеча, четвертушка плаката:
…Дворцовая площадь… концерт Наутилус…
Язык, на котором Марию молила:
«…январское имя оплачь над страницей,
и в мае вернётся прощёный постылый —
целитель столицы, провидец провинций…»
Сквозняк, на котором ночами зачем-то
летала над призрачной рябью канала,
подхватит зачётку: «Конец Кватроченто…»
и вырвет страничку, где подпись стояла.
Чердак, на котором однажды приснилось:
затеяли черти батальные съёмки —
Дворцовую площадь вспорол Наутилус…
Над Красной парит броненосец Потёмкин…
…………………………………………………
Язык, на котором Любовь приключилась…
сквозняк, за который Архангел в ответе…
чердак, у которого чин Капуччино… —
на этом, Гомером придуманном свете…
МУЖЧИНА:
…на этом, Гомером придуманном свете…
▲♫▼
АВТОР (речитатив? пение?!):
Стихи оставили меня, долгов подкинули —
Как беспардонная родня, сто раз подставили —
Сто лет не пишут, не звонят, клянусь богинями…
Найдёте в ржавых словарях: живут в Италии.
Вчера воскрес убитый ямб: «Сгонять за рифмами?!
Они — медсёстрами теперь у Белой реченьки…»
И сын, и дочь, и друг, и зверь тиранят мифами.
Судьба и время — по нолям. Лечу над Вечностью…
СОПЕРНИК (речитатив? пение?!):
Стихи на прозу разменял? — В соплях метафоры.
Обид считать-не перечесть — на грани бешенства.
Дуэли. Госпиталь. Вокзал в хоралах баховых.
МУЖЧИНА (речитатив):
«Он не виновен, Ваша честь! Стрелялся — тешился…»
АВТОР (речитатив? пение?!):
Назавтра явится хорей — (проспал с гиперболой):
«Опять разборки без меня? Кто труса праздновал?
МУЖЧИНА (речитатив):
Я, сударь, Вам не изменял — кивните, Лермонтов!
Внимайте: стая стихарей воркует ласково…»
АВТОР (речитатив? пение?!):
Крещатик. Крестник. Херувим. Днепра излучины.
Спасибо, Киев, Третий Рим, за хруст эпитета…
СОПЕРНИК (речитатив? пение?!):
Стихи артачатся: «Опять Сюжет закрученный?!»
Поссоримся, япона мать! «Адью!» – До Питера?..
▲♫▼
ЖЕНЩИНА (поёт):
Сыграй на скрипочке, мной нарисованный,
мой окольцованный Январский Май!
Карета сонная скрипит рессорами,
лошадки цокают — помчимся в Рай!
Тебя увидела, потом услышала,
судьбою меченный и вкривь, и вкось…
Ни взгляда долгого, ни звука лишнего,
рифмач наверченный, заветный гость!
Сыграй на дудочке, мой неожиданный,
мной ожидаемый и муж, и брат!
Душа спасаема, покуда живы мы…
Тропа кинжальная — в запретный ад.
Тебя, наверное, друзья невинные,
враги старинные погрызли всласть…
Хотя неверная вчера покинула,
грозит кикимора: «Я не сдалась!»
В игре на скрипочке, мой неосознанный,
мной неопознанный объект, сгорай!
Карета ржавая? Зима морозная?
Давай — на розвальнях! И прямо — в Рай!
Твои прозрения потомки праздные
сочтут химерами, но век — велик.
Мои признания сомнут маразмами
и полумерами: народ столик…
В игре на дудочке, мой окончательный,
мной опечаленный, и мёд, и яд…
Пока ручались мы семью печатями,
любовь отчалила из Рая в ад.
▲♫▼
АВТОР (речитатив):
…поэт орал, и плакал, и молился,
и каялся, и пил, и быдлом был,
но женщина прощала: «без милиций…»,
она его любила: «будь любым —
тиранящим, покладистым, похмельным,
оболганным, освистанным, святым,
квадратным, треугольным, параллельным,
оборванным, расхристанным, тупым,
гламурным, гениальным, безрассудным,
пророком, прокурором, сорванцом,
безвизовым, бессонным, беспробудным,
алхимиком, бухариком, творцом,
Касперским, Козаковым, Квазимодо,
Кулибиным, Каспаровым, Кюри,
котярой, крокодилом, козьей мордой,
но, милый мой, люби — без попурри!..»
СОПЕРНИК (речитатив):
Апостолы! Поэт заезжей музе
Со сцены посвятил пустой сонет:
«Италия. Болезненность иллюзий…»
И женщина растаяла — в рассвет.
МУЖЧИНА (речитатив):
Поэт кричит — ранимая не слышит…
(О музах при французах повторим?!)
ЖЕНЩИНА (речитатив):
Прошепчет он — родимая в Камышин
Примчится, проклиная гордый Рим.
▲♫▼
МУЖЧИНА (поёт):
Не знать о городе. Не помнить
Церквей, трамвайного кольца…
Закрытые глаза наполнить
Сияньем твоего лица.
Не слушать города. Не слышать
Его пропойц, убийц, калек…
И тихо улыбаться: свыше
Дарован серебристый смех.
Не стынуть в городе. Не мёрзнуть —
Ещё один прощальный круг…
Озноб пронзительный и звёздный —
Прикосновенье тёплых рук.
Не знать о городе. Не ведать,
Что жаден, жалок, нежен, груб…
Загадка? Проигрыш? Победа? —
Прикосновенье робких губ.
Не говорить о нём ни слова
Друзьям, жене. Но по ночам
Внимать сначала, вновь и снова
Твоим застенчивым речам.
▲♫▼
ЖЕНЩИНА (речитатив и пение):
Когда умру от нежности к тебе —
Твоим стихам, мелодиям, заскокам,
Закружится над кряжем Коктебель,
Опознавая душу по осколкам.
Когда умру от жалости к тебе…
АВТОР (речитатив и пение):
Когда умру от ревности к нему —
Его ухмылкам, фразам, междометьям,
Циничные потомки не поймут,
Кого, за что, зачем и чем отметим?!
Когда умру от зависти к нему…
ЖЕНЩИНА (речитатив и пение):
Смешны попытки пережить тебя,
Минуя мины и шипы ошибок…
Дрожащие мундиры октября
Горят в рубцах рябиновых нашивок.
Грешны попытки пережить тебя…
АВТОР (речитатив и пение):
Когда умру от жалости к тебе —
Твоим Шерхану, «Шевроле», баштану,
Весёлая ватага кобелей
Процессию проводит под Бештау.
Когда умру от верности тебе…
ЖЕНЩИНА (речитатив и пение):
Когда умру от подлостей его —
Бульварных, куртуазных, виртуальных,
У Воланда случится торжество
С участием персон маниакальных.
Когда умру от пошлостей его…
АВТОР (речитатив и пение):
Грешны попытки пережить тебя,
Срывая крыши и свинец стоп-кранов…
Пиратствуют в пространствах букваря
Крутые пожиратели романов.
Грустны попытки пережить тебя…
ЖЕНЩИНА (речитатив и пение):
Когда умру от верности тебе —
Губительной, язвительной, жестокой,
Старательная стая голубей
Начнёт зубрить грамматику Востока.
АВТОР и ЖЕНЩИНА (речитатив):
Когда умру от нежности к тебе…
▲♫▼
И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане…
Мизансцены — за режиссёром…
АВТОР срывает материю с огромной рамы. Зрители ожидают увидеть картину. Однако в раме оживают рок-музыканты, вокалист и вокалистка исполняют песню
«Никогда никого ни о чём не проси…»
Никогда никого ни о чём не проси…
Никого никогда не проси ни о чём!
Нота третьей октавы — небесная си —
Станет лучшей подругой и вечным врачом.
Я веками просил, умолял, укорял
И царя, и псаря, и вельможу, и вошь:
— В серебре словаря уничтожь рифму бля!
— Разорив до рубля, ноту ля не тревожь!
Никогда ни о чём никого — не-не-не!
Никого никогда не проси — ни-ни-ни!
На родной стороне только водка в цене:
Оде — мир, мироед! До-ре-ми, извини…
Я лукавил, считая стихами грехи,
И не сразу постиг горькой истины смех:
Соловей перепел трубадуров лихих,
А поэта прощает единственный грех.
Никогда не проси ни о чём никого,
Не проси ни о чём никого никогда —
У костёлов, мечетей, церквей, синагог,
В самолётах, постелях, стогах, поездах.
Вспоминая в остроге рублёвский астрал —
Вдалеке от порогов рублёвских хором,
Нацарапай на стенке сакральный хорал —
Сатанинский псалом! – гениальным пером.
……………………………………………….
На санскрите, иврите, французском, фарси
Никогда никого ни о чём не проси!
ЧАСТЬ III
▲♫▼
АВТОР (речитатив):
Много жён. Много песен и тем.
Мало жизни — шагреневой кожи.
Ты, похоже, седой совсем,
Твоя первая женщина — тоже…
СОПЕРНИК (речитатив):
Отправляла ко всем чертям,
Обзывала котом учёным.
Укоряли: «Тебе не чета…»
Умоляли: «Забудь девчонку!»
МУЖЧИНА (речитатив):
Мозаичность твоих проблем
Бесконечна… И предположим:
Ты — султан. У тебя — гарем
Смуглолицых и яснорожих.
СОПЕРНИК (речитатив):
Напевают «Felicita»,
Полонезят и бьют чечётку,
Но никто не пошлёт к чертям:
Поцелуи — как «Знаки Почёта».
АВТОР (речитатив):
За плечами — мешок теорем:
Сухари с каждым днём — дороже…
Все дороги ведут в Вифлеем,
Огибая масонские ложи?!
СОПЕРНИК (речитатив):
Ты ночами о ней мечтал.
Пропивал золотые бочонки.
Проклиная, сжигал почтамт,
Не дождавшись письма девчонки…
МУЖЧИНА (речитатив):
Раздражает фантом-рефрен:
«Словно брат и сестра, похожи…»
Между нотами «до» и «ре»
Не поместится возглас: «Боже!»
АВТОР (речитатив):
Отчудил. Отскучал. Откричал.
Прошепчи, ухмыльнувшись чёрту:
— Часто снится гора… Встречал
Ты на Лысой горе девчонку?!
▲♫▼
ЖЕНЩИНА И СОПЕРНИК (дуэт):
ОНА:
В запредельных мирах по широкой ладони проспекта,
Наречённого Невским не нами, не надо кружить…
ОН:
Но, зажаты упругой пружинкой чужого конспекта,
Без конца повторяем мятежных стихов виражи.
ОНА:
В паутине времён выбираем непрочные нити —
Гобелены музеев лысеют на жёлтую треть…
ОН:
Мы — наивные дети нелепых и страшных событий,
У которых из всех переменных одна непременная смерть.
ОНА:
В параллельных мирах мы в обнимку бредём по Бродвею —
ОН:
Багровеют запретные двери, ведущие в ад…
ОНА:
Доверяю Орфею, хотя никогда не поверю
Перепевам рефрена о лёгкой дороге назад.
ОН:
По артериям мчится безумие водки и перца —
Безнадёжны благие попытки ноктюрн доиграть…
ОНА:
И веснушки частушек, мерцая на лацканах терций,
Загоняют уставшее сердце в сомнительный рай.
ОН и ОНА:
В лапидарных мирах пропадаем в забытой часовне —
На Валдае страстная густеет и тянется год…
Галереи пространства, как все «Одиссеи», условны.
Безусловен весёлый и вечный над бездной полёт!
▲♫▼
МУЖЧИНА (поёт):
Холст сиреневого неба провисает… Исаакий
Золотой горбушкой хлеба искушает на закате.
Роль летающего мима выбираю, привыкая
Биографию любимой сочинять за облаками.
Сон лукавый и печальный бесконечен… Неужели
Завитыми куличами ублажит скупой Блаженный?
Фрак, похожий на спецовку, примеряю… И небрежно,
Исчезая на Дворцовой, появляюсь на Манежной…
Мир бензина и озона обжигает… На Тверскую
Приземляться нет резона — купола в Неве тоскуют.
Миф наивный и жестокий симметричен… Белый ангел
Разноцветные восторги снегопадом умывает.
Фильм протяжный, эпатажный интригует… Рыжий демон
На асфальте кистью влажной вопрошает: «Гела, где мы?!»
Лики века, кольца дыма замелькают… И — на память! —
Фотография любимой проплывёт над облаками.
▲♫▼
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт):
ОНА:
Из моего сна до твоего — влёт!
ОН и ОНА:
Речка, гора, страна, если встречать восход.
ОН:
Из твоего сна до моего — вспять! —
ОН и ОНА:
Облако, вдох, волна, выдох на букве ять.
ОН:
Аура мрачного сна: дьявол, Полярная ночь,
Северная война, Западная, Восточ…
ОНА:
Боже, по чьей вине делят чужую роль
Горькая нота не, сладкая нота соль?!
ОН:
Из моего сна до твоего — в ряд! —
ОН и ОНА:
Море, янтарь, сосна, если крестить закат.
ОНА:
Из твоего сна до моего — вплавь! –—
ОН и ОНА:
Озеро, вдох, весна, выдох на слове Love.
ОНА:
Азбука белого сна: жив тополиный пух…
Чёрной тоске хана, если махнуть на юг.
ОН:
Господи, сохрани треснувшую свирель,
Синюю ноту ни, красную ноту ре.
ОНА:
От моего сна до твоего — сон,
ОН и ОНА:
Солнце, ковыль, Луна, смех, сигарета, стон.
ОН:
Сонная, сбереги дробную русскую речь —
Ижицей не солги, рифмами не калечь!
ОНА:
Снова лечу, плыву — Вечность от сих до сих…
ОН:
Встретимся наяву, если запомнишь стих.
▲♫▼
АВТОР (поёт):
Ангелы парят над образами
С карими и синими глазами…
Я скучал один у «Трёх вокзалов» –
«Скорый» припозднился из Казани…
Песенка чужая (?) привязалась:
Музыка… Разлука… «Мукузани»…
МУЖЧИНА (поёт):
Поезд обманул – игра без правил:
Девочка сошла на полустанке, –
Каин полупьяный, трезвый Авель
Слёзы выжимают из шарманки…
СОПЕРНИК (поёт):
Много лет осталось или мало
Странствовать царице наказаний?
Старая пластинка простонала:
Ангелы парят над образами…
АВТОР (поёт):
Кончилась эпоха исключений –
Гамлету достались две «Таганки»…
Господи, когда допишет гений
Песенку «Прощение беглянки»?
…………………………………….
МУЖЧИНА (поёт):
Граждане, «Прощание славянки»!
Ангелы парят над образами…
Девочка сошла на полустанке…
«Скорый» припозднился из Казани…
Женщина (поёт):
Слёзы выжимая из шарманки,
Странствует царица наказаний…
АВТОР (поёт):
Песенка «Прощение беглянки»:
Музыка… Разлука… «Мукузани»…
Женщина (поёт):
Ангелы парят над образами
С карими и синими глазами…
▲♫▼
АВТОР (речитатив):
Запиваю в забытой богами стране,
Забивая на всё и на всех, и на всяк…
Запеваю при ясной, но глупой Луне,
Завывая, что умер последний босяк.
СОПЕРНИК (речитатив):
Мезальянс мезозоя: озон и зола…
Запад коготь вонзает в прозрачный висок.
МУЖЧИНА (речитатив):
Бочку с красной икрой опрокинь и залай —
Убегая в Стокгольм, угодишь на Восток.
АВТОР (речитатив):
Вылетаю из здания бывшей страны,
Вылетая с обложки журнала «Бульвар»…
Выжимаю из памяти мрачные сны,
Выжигая апостроф из Кот-д’Ивуар.
СОПЕРНИК (речитатив):
Сюрреальный сюрприз: Арамис на метле —
Над актёром, аккордом, Акрополем — над…
МУЖЧИНА (речитатив):
Птолемей, твоё тело истлело в земле,
А душа принимает небесный парад.
АВТОР (речитатив):
Отмечая бессмертие радостной до,
Отменив камертона неверного стон,
Очертив пируэты над чёрной водой…
СОПЕРНИК (речитатив):
Отметаешь вульгарное слово кордон!
МУЖЧИНА (речитатив):
Чур-чура, Челобей! — За иконой дыра…
СОПЕРНИК (речитатив):
«Дыр бул щыл…», — поучаешь скворчатых внучат.
МУЖЧИНА (речитатив):
«Бобэоби, дедуля! Кончай вымирать!..»
АВТОР (речитатив):
Обещаю воскреснуть у озера Чад.
▲♫▼
Женщина (поёт):
Я — девочка… В окне — она,
Старуха из чужого сна —
С косой!.. Заплачу ни о чём —
Запрячусь в мамино плечо.
Я — девушка… В окне — весна,
Любовь из папиного сна.
Отцу страдать и ревновать.
В моё плечо рыдает мать.
Я — женщина… В огне — она,
Полузаконная жена,
Подруга бывшая… Мой муж
В её ночах объелся груш.
Я — бабушка… Из тьмы — они,
Родные лица, песни, дни…
Сгорит венчальная свеча —
Ни слёз, ни тёплого плеча.
Страшусь: появится она,
Старуха из чужого сна…
Я — девочка…
я — девушка…
я — женщина…
я — бабушка…
▲♫▼
И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане…
Мизансцены — за режиссёром…
АВТОР разбивает второе «зеркало». В раме появляются рок-музыканты, вокалист и вокалистка исполняют песню «…когда я поверну направо/Слепок слова»
ВОКАЛИСТ:
Когда я поверну направо в своих хождениях по мукам,
подвалы чёрного Цхинвала прожгут мембрану ультразвуком.
ВОКАЛИСТКА:
Не поворачивай налево, герой картины Васнецова:
налево — лев, ослица, дева, дырявый кров и гроб свинцовый.
ВОКАЛИСТ:
Когда я поверну направо, проафанасив за три моря,
переболеет Балаклава балладой Крымского нагорья.
ВОКАЛИСТКА:
Не поворачивай налево, моя оплёванная слава,
налево — лесть, хула из хлева, сомнений месть, любви отрава…
ВОКАЛИСТ:
Когда я поверну направо в ночных полётах над Казбеком,
Махатма выдохнет: — Лукавый! Останься грешным человеком…
ВОКАЛИСТКА:
Не поворачивай налево, предавший друг, прозревший витязь, —
продаст чужая королева, профукав нефть родных правительств.
ВОКАЛИСТ:
А над блокадами — бакланы, блондинки, «боинги», болонки…
Белград… бомбёжка… брат… Балканы… и детский стон со дна воронки…
ВОКАЛИСТКА:
А из России — в жар ассирий — транзитом серый треугольник.
В Кижах заплачет сирый Сирин, утрёт слезу Святой Угодник…
ВОКАЛИСТ:
Когда я повернул налево, исправив пьяный крен направо,
под сердцем солнце заалело: Одесса… Облако… Оттава…
ВОКАЛИСТКА:
Карамба рваной мелодрамы — вожди, бомжи, стрижи, пражанки.
Позёмка съела след упрямый — от Фудзиямы до Фонтанки…
ВОКАЛИСТ:
Ожог последнего предела — оскал апостола шестого…
Седеет слепок Слова слева, а справа — крест и кровь Христова.
ЧАСТЬ IV
▲♫▼
АВТОР (речитатив и пение):
Эта девочка — дерзкая тайна моя.
«Чур-чура, немчура!» — «Самозванец из Тулы!»…
На дурацкую фразу: «Махнём на моря!»
Оглянулась и сразу – полжизни смахнула.
Обо мне и о ней в небесах пропоют.
В лагерях блатари пятый месяц гутарят…
Уходя — уходи, наплевав на уют.
Подожги клавесин. Не забудь про гитару.
Эта девушка — главная тайна моя.
Ниоткуда взялась. В никуда исчезает…
Одуванчик на льдине. Погасший маяк.
И фальшивая нота, что скрипку терзает.
Обо мне и о ней во дворах говорят.
При дворах и царях пять веков проклинали…
«Изменяя тебе, изменяет наряд!» —
«Примадонна!» — «Богиня!» — «Нацистка!» — «Каналья!»…
Эта женщина — давняя тайна моя.
И смешная зарубка на старом крылечке…
Для того чтоб она не вернулась, моля,
Я зажгу перед Господом тысячу свечек!
Обо мне и о ней в букварях наугад,
В словарях наобум академики шарят…
Корабли у причалов ещё постоят —
Пять веков, пять секунд — на краях полушарий.
▲♫▼
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт):
ОН:
…пора признаться, не покаявшись,
в любви, которой след простыл…
покурим, милая, на камушках:
нева ворчит — шалят мосты.
ОНА: нева ворчит — шалят мосты.
ОН:
река ночными машет крыльями,
как чудо-юдо-птица-кит…
ОНА:
сто лет назад недооткрыли мы
ни антарктид, ни атлантид.
ОН: ни антарктид, ни атлантид.
ОНА:
из-под обложки ветхой библии —
листок… — эпиграф? эпилог?
ОН:
рассветы флейтами будили мы…
ах, как любили мы, мой бог!
ОНА: ах, как любили мы, мой бог!
ОН:
…недосмеялись, недоплакали:
тебе — парнас, а мне — кавказ…
ОНА:
судьба, запугивая плахами,
ОН:
дворцы творила напоказ.
ОНА: дворцы творила напоказ.
ОН:
за переправами — скворечники,
ОНА:
над перевалами — кресты…
ОН:
прикурим, милая, у вечности:
нева вот-вот простит мосты.
ОНА: нева вот-вот простит мосты.
ОН:
…из-под обложки ветхой библии —
листок… — эпиграф? эпилог?
ОНА:
закаты рифмами дробили мы…
ах, как любили мы, мой бог!
ОН: ах, как любили мы, мой бог!
▲♫▼
АВТОР (речитатив? пение?):
…у поэта — право вето.
остальные — на Майдан.
догорает сигарета.
Пушкин слушает цыган…
МУЖЧИНА (речитатив):
одноклассник — без билета! —
прямиком на Магадан.
СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
у солдата — право страха.
приказал майор: смердеть!
под папахой вурдалака —
трагедийная комедь.
МУЖЧИНА (речитатив):
у Христа, Аллаха, Баха
главный козырь — смерти смерть!
ЖЕНЩИНА (речитатив? пение?):
у войны четыре цвета —
красный, белый, чёрный плюс
голубой… грядёт вендетта?!
сновидений убоюсь…
АВТОР (речитатив):
однокурсник, ты ли это
аннексируешь марусь?
МУЖЧИНА (речитатив? пение?):
у пророка — право страсти!
осуждающий порок
у порога подлой власти
беспристрастно одинок.
ЖЕНЩИНА (речитатив):
разорвавший Крым на части
рано празднует подлог.
СОПЕРНИК (речитатив? пение?):
на ребре стоит монета:
брат на брата — дантов ад?
АВТОР (речитатив? пение?):
рай — под дулом пистолета —
над акцентами цитат?
МУЖЧИНА (речитатив):
…у поэта — право вето
на диктант и на диктат!
▲♫▼ (поют по очереди все главные герои…)
Автор:
Любил тебя, печалясь о другой,
Твои черты далёкой придавая…
(И увозила розы в Уренгой
Передовая линия трамвая).
Соперник:
Люби меня, забывши о другом,
В моих стихах страдая и сгорая.
(Кругом — враги! Друзья — за тем углом,
Откуда безбилетникам — до рая…)
Мужчина:
Любил другую — думал о тебе.
(Пронзительна навязчивая фраза).
Передразни: бродвейский воробей,
Повязанный зигзагами Кавказа.
Женщина:
Перекрести, прощаясь…Опоздал!
И сплюнь через плечо: «Любовь — Гранада!»
(За той луной — кровавая звезда,
Горящая над призраками ада…)
Автор:
Люби меня, похоронив других,
Рыдая на языческих поминках…
(И новый стих, и старый акростих
Бессильны рассказать о невидимках).
Соперник:
Любил тебя, рифмуя для другой,
За что тобой безжалостно наказан…
(Трамвай задребезжал на Беговой,
Запуганный звонками новояза).
Мужчина:
Люблю тебя в Ростове и Москве…
(Поджарую пражаночку открыжим?!)
Женщина:
Сто лет назад вернёмся в рыжий сквер
Трамваями Варшавы и Парижа.
▲♫▼
АВТОР (речитатив и пение):
Как на сеновале пили «Цинандали» —
Шапки набекрень!
Вольно ворковали, важно толковали
Целый божий день…
СОПЕРНИК (речитатив и пение):
Как на сеновале карты тасовали:
Дама или туз?!
Как на карнавале, маски ликовали —
Каждый был безус…
АВТОР (речитатив и пение):
Как на сеновале танго танцевали —
Старился восход.
Руки целовали. Сердце предлагали.
Канул целый год.
СОПЕРНИК (речитатив и пение):
Как на сеновале тайно ревновали:
Любит или нет?
Крестик надевали. Щёки надували –
Каждый был поэт…
АВТОР (речитатив и пение):
Как на сеновале рифмы смаковали,
Словно виноград.
Судьбы рисовали. Клятвы раздавали —
Целый век назад.
И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане…
Мизансцены — за режиссёром…
АВТОР срывает материю со второй огромной рамы. Зритель наверняка уже ожидает увидеть рок-музыкантов… Но сначала в раме возникает фото героев рок-поэллады, которое прорывают двинувшиеся из глубины сцены музыканты. И только потом из-за их спин выбегают вокалист и вокалистка: они исполняют «Песенку во спасение»
ВОКАЛИСТКА:
Редкая птица — первая. Первая птица — редкая.
Ежели даже стерва я, скуксится пуля меткая!
ВОКАЛИСТ:
Буквица — жаркой павою: Фениксова офсетинка…
Голубь, томимый славою, выпорхнет из кассетника.
ВОКАЛИСТКА:
Лучшая птица — синяя? Красно-бело-жемчужная?
Чёрная (и — всесильная?) Сродная или чуждая?
ВОКАЛИСТ:
Тыкая чёрту, выкала Богу сова полярная:
Радуга Марса выпукла! — версия легендарная.
ВОКАЛИСТКА:
Чибис подначит кречета: Пеночка онемечена!..
Цюрихом оцифрована, к церберу присобачена
Цапля из Ацетонова… Аисты, до побачення!
ВОКАЛИСТ:
Чиж озадачит чибиса: Неча, чубатый, лыбиться!
Вольные соплеменницы Вильно, Вероны, Вологды
К звёздам Большой Медведицы молниями приколоты.
ВОКАЛИСТКА:
Муром… У храма хмурого кряква с креста обрушится:
Дура театра Дурова вырвалась из окружности!
ВОКАЛИСТ:
Филину ждать пришествия фантасмагорий Сирина.
(Внутренний голос: бестия завистью обескрылена…)
ВОКАЛИСТКА:
Южные чайки Запада, пряча Восток на Севере,
Помните, что внезапна та песенка во спасение.
ВОКАЛИСТ:
Первая птица — нервная. Певчая. (Поперечная!)
ВОКАЛИСТКА:
Грешная или верная? Вешняя — значит вечная.
▲♫▼
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт):
ОН:
Дорога по кругу — меж адом и раем,
Дорога, которую мы выбираем…
ОНА:
Покажется долгой, покажется вечной —
Дорогой, дорогой, дорогой без встречи…
ОН:
Дорога по кругу — меж раем и адом:
Нежнейшая ругань. Ни сноса, ни лада…
ОНА:
Последняя фуга смертельного Баха —
Дорога друг к другу — дорога на плаху.
ОН:
Так чёрту хотелось: устроить засаду
И духу, и телу — у райского сада…
ОНА:
Так Богу угодно: меж адом и раем
Устроить погоду, в которой сгораем…
ОН:
Струна лицедейства почти отзвучала.
ОНА:
Сначала — надейся…
ОН:
Надеюсь, сначала?!
ОНА:
Вы — плут, вы — повеса: в загуле, в запое…
ОН:
А помнишь, как вместе брели к аналою?
ОНА:
Вы — бездарь, я — прима: меж адом и раем —
Дорогою длинной. Пейзаж повторяем?!
ОН:
Ты стерва, супруга! Какие рулады?!
Дорога друг к другу — меж раем и адом…
ОНА:
Покажется долгой, покажется вечной —
Дорогой, дорогой, дорогой без встречи…
ОН:
А если ты — в миле? А если ты — в горе?
ОНА:
Послушайте, милый, навеки мы в ссоре!
ОН:
Дорога, блудница, меж адом и раем
Пускай тебе снится до самого края…
ОНА:
Я — фея! Я — солнце! Вы — дамский угодник!
Куда вы несётесь, тупой второгодник?
ОН:
Шаг — влево, шаг — вправо и прямо — с обрыва!
Ты – дрянь, ты – шалава, отрава, крапива!
ОНА:
Знакомая песня: «Меж адом и раем…»
ОН:
Воскреснем?!
ОНА:
И вместе Любовь покараем?!
ОН:
Ты – ад солнцепёка и рай звездопада.
Дорога, сестрёнка, меж раем и адом
Покажется долгой, покажется вечной…
ОНА:
Дорогой, дорогой, дорогой без встречи…
ОН:
И всё-таки снова: меж раем и адом…
ОНА:
Ни жеста, ни слова, ни звука не надо!
_______________________________________
© Сергей Сутулов-Катеринич, 1992–2016; 2019.