Вокальный дуэт из Ростова-на-Дону – Инна Карлина и Владимир Новоженин – сложился в конце 70-х годов.
Инна и Владимир по профессии инженеры-строители. Закончили один и тот же строительный институт в Ростове-на-Дону, кандидаты технических наук, в недавнем прошлом доценты родного института. Но оба эти «технаря» всю жизнь тесно связаны с музыкой. Владимир получил среднее музыкальное образование в школе музыкантских воспитанников по классу валторны, самостоятельно освоил игру на гитаре, сочинял песни на стихи хороших поэтов и сам исполнял их в кругу друзей и на студенческой сцене под аккомпанемент гитары.
Инна, обладая от природы музыкальным слухом и голосом, и будучи невероятно артистична, в студенческие годы была приглашена в качестве солистки в большой эстрадный оркестр.
Однажды встретившись, Карлина и Новоженин стали петь вместе, создав семейный ансамбль, в котором Инна – певица, а Владимир – автор музыки, певец и аккомпаниатор.
В их репертуаре песни на стихи А. Кушнера, С. Есенина, В. Ходасевича, Н. Заболоцкого, Д. Самойлова, Ю. Левитанского, М. Бородицкой, М. Яснова , В. Левина, Ю. Кушака, А. Усачева, Р. Сефа , а также донских поэтов Л. Григорьяна, Э. Холодного, Б. Вольфсона , Н. Апушкиной, Н. Скребова, О. Губаревой , Е. Нестеровой и др.
На Всесоюзной фирме звукозаписи «Мелодия» с 1987 по 1995 год Инна и Владимир записали пять больших виниловых пластинок.
В эти же годы в детских журналах с пластинками «Колобок» (общий тираж 2 миллиона экземпляров) и литературно-музыкальном журнале «Кругозор» вышли музыкальные страницы с песнями дуэта.
На «Радио России», радиостанции «Маяк», на ростовском радио и телевидении в разные годы состоялось несколько десятков передач, посвященных их творчеству.
Более тридцати лет назад Владимир Новоженин и Инна Карлина записали на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» авторскую пластинку под названием «Детский альбом. Песни для детей Владимира Новоженина».
Дети и их родители до выхода в свет этой большой виниловой пластинки уже знали и любили ростовских бардов. Поэтому, как только «Детский альбом» появился в музыкальных магазинах, он был быстро раскуплен, и фирма «Мелодия» несколько раз его переиздавала.
О творчестве семейного дуэта рассказал ростовский поэт Николай Михайлович Скрёбов в аннотации к этой пластинке:
[dmc cmp=DMFigure mediaId=»14305″ width= «140» align=»right»]«Если вы недалеко ушли от своего детства, способны шутить и улыбаться, то можно быть уверенным, что пластинка с песнями Владимира Новоженина, несомненно придется вам по душе.
В песенном творчестве Инны Карлиной и Владимира Новоженина поэзия первична. Порой кажется, что она объединила этих добрых и талантливых людей, доцентов одного из ростовских вузов, раньше, чем научная деятельность. Но это не совсем так.
Сначала пение под гитару было для них просто увлечением, хобби. В своем институтском коллективе, потом в клубе ростовских книголюбов «Собеседник», на всевозможных вечерах и встречах они пели песни известных бардов. Потом возникло желание создать свой оригинальный репертуар. Работая над репертуаром в конце 70-х − начале 80-х годов, И. Карлина и В. Новоженин счастливо избежали проторенных путей.
Они обратились к творчеству ростовских поэтов, не удостоенных официального признания. Одни из них, как Н. Апушкина, вообще не были вовремя замечены и поддержаны, другие, как Л. Григорьян, Э. Холодный, подвергались суровой критике. Вкус, художественное чутье участников песенного дуэта всегда были выше каких-либо групповых пристрастий внеэстетического характера – и вот родилась искренняя, простодушная, как само детство, песенка на стихи Н. Апушкиной «Для чего земля кругла?», столь созвучная нынешнему ощущению глобальности, добра и зла, стремлению объединить мир на основе общечеловеческих ценностей. А вот − улыбка взрослого над ребячьими рисунками: «Пишу стихи на дочкиной тетрадке» на стихи Л. Григорьяна. Вслушайтесь в легкие, внешне беспечные куплеты − и, наверное, уловите какую-то застенчивую самоиронию поэта, отлученного от читателя, защитную браваду человека, утратившего свободу вместе с детством. Пожалуй, преодоление такой утраты послышится вам и в «Детском рисунке» − забавной песенке на стихи Б. Окуджавы.
И вряд ли оставит кого-либо равнодушным свободно льющаяся, родниково-прозрачная, пульсирующая то радостью, то грустью песня «Танцевальная веранда» на стихи Э. Холодного. Эта песня (голоса певцов в которой то сливаются, то перекликаются) о поколении, чье детство совпало с войной. От ее незатейливой мелодии, от самой словесной пластики веет правдой сурового времени, преодоленного силой рано возмужавшего духа.
И словно под натиском зародившейся юности отодвинулась в небытие мрачная ночь военного лихолетья, но между временным и вечным напряжено трепещет связующая нить, неутомимо свиваемая двумя голосами и виртуозной гитарой.
При солнечном свете возвращаемся мы в свое детство. А может быть, мы и не покидали его? Ведь взрослым, как и юным слушателям этой пластинки будут всегда интересны и «Веселые чижи «Д. Хармса, и «Три охотника» из французской сказки в стихах, и «Четыре времени года» А. Сильвестр, и «Песенка для детей Антильских островов» Н. Гильена, и «Зеленая история» В. Левина. А когда все эти смешные и забавные истории к тому же неотделимы от музыки, от мягких обаятельных голосов и мастерского аккомпанемента, мы получаем удивительный подарок. Не из тех, что только к празднику или на день рождения. Подарок на каждый день, как бывает только в детстве».
*
СТИХИ, СТАВШИЕ ПЕСНЯМИ НА ПЛАСТИНКЕ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
Александр Галич
КОРАБЛИК
Я кораблик клеила
Из цветной бумаги,
Из коры и клевера,
С клевером на флаге.
Он зеленый, розовый,
Он в смолистых каплях,
Клеверный, березовый,
Славный мой кораблик!..
А когда забулькают
Ручейки весенние,
Дальнею дорогою,
Синевой морской
Поплывет кораблик мой
К острову Спасения,
Где ни войн, ни выстрелов, −
Солнце и покой.
Я кораблик ладила,
Пела, словно зяблик,
Зря я время тратила −
Сгинул мой кораблик.
Не в грозовом отблеске,
В буре, урагане −
Попросту при обыске
Смяли сапогами…
Но когда забулькают
Ручейки весенние,
В облаках приветственно
Протрубит журавль,
К солнечному берегу,
К острову Спасения
Чей-то обязательно
Доплывет корабль!
Андрей Усачев
ЦИРК
Новый трюк!
Смертельный номер!
Бегемот − на голове!
Лев стоял на бегемоте.
Крокодил стоял на льве.
Волк стоял на крокодиле.
И вдобавок на носу
Двухметрового удава
Волк держал как колбасу.
Все кричали: Браво! Браво!
Вдруг − немыслимое дело! −
На удава муха села…
И удав, отпрянув вправо,
Поскользнулся на носу…
Волк качнулся − и удава
Проглотил, как колбасу.
Рот открыв от удивленья,
Волка слопал крокодил,
Но и сам через мгновенье
Льву в желудок угодил.
Зашатался лев − и прямо
Рухнул в пасть гиппопотама.
Бегемоту стало плохо.
Ох была и суматоха!
В зале хлопали, визжали
И кричали: Браво! Бис!
Но, по счастью, прибежали
Силачи из-за кулис.
Нелегка была работа −
Льва тащить из бегемота,
Крокодила изо льва…
Волк застрял вдобавок — что-то
Плохо лезла голова.
Чтобы выгладить удава,
Принести пришлось утюг!
А толпа кричала: − Браво! −
Думая, что трюк!
Вам, друзья, надеюсь, ясно −
Как опасно быть гимнастом
( А тем более − зубастым!) −
Чуть оступишься − и в рот!
Все окончилось прекрасно,
А могло − наоборот!
Булат Окуджава
ДЕТСКИЙ РИСУНОК
Вот площадь в сентябрьском стиле.
Вот девочка в узком окне.
Две белых ладони застыли,
как память ее о весне.
На эту осеннюю площадь
чудесную лошадь веду.
Лиловая умная лошадь
шагает за мной в поводу.
В губах − золотой подорожник,
зеленая грива густа…
Какой сумасшедший художник
позволил сойти ей с холста?
Походкой своей неземною
она потешает народ,
но счастлив я знать, что за мною
лиловая лошадь идет.
От хохота рушится площадь,
хватается всяк за живот…
Но тихая, умная лошадь
по городу гордо идет,
под узким оконцем шагает,
и видит она над собой,
как с белой ладони слетает
счастливый петух голубой.
Вадим Левин
ГРУСТНАЯ ПЕСЕНКА О СЛОНЕНКЕ
Кого только нет у меня в лесу −
И лось, и коза, и барсук.
И старый глухарь, услыхавши лису,
Взлетает на толстый сук.
И ёж по дорожке спешит, семеня,
Наверно, к дружкам на обед.
Но нету слонёнка в лесу у меня,
Слонёнка весёлого нет.
Мне ёж вышивает рубаху крестом,
Приходит коза с молоком,
Лисица мой дом подметает хвостом,
Пчела угощает медком.
Синица летит надо мною, звеня.
И заяц − мой друг и сосед.
Но нету слонёнка в лесу у меня,
Слонёнка весёлого нет.
Вадим Левин
ЗЕЛЕНАЯ ИСТОРИЯ
Тетушка Кэти
(В зеленом жакете),
Дядюшка Солли
(В зеленом камзоле),
А также их дети
Одетта и Хэтти
(И та и другая – в зеленом берете)
Вчера на рассвете
(В зеленой карете)
Отправились в гости к сестре
Генриетта.
А маленький Джонни
И серенький пони
(Но пони был все же в зеленой попоне)
За ними пустились в погоню.
Тетушка Кэти
(В зеленом жакете),
Дядюшка Солли
(В зеленом камзоле),
А также их дети
Одетта и Хэтти
(И та и другая – в зеленом берете)
Домой возвратились в зеленой карете,
В той самой, в которой вчера на рассвете
Они уезжали к сестре Генриетте.
А маленький Джонни
И серенький пони
(Но пони был все же в зеленой попоне)
Вернулись в купейном вагоне.
Вадим Левин
ГЛУПАЯ ЛОШАДЬ
Лошадь купила четыре галоши,
Паpу хоpоших и паpу поплоше.
Если денёк выдаётся погожий −
Лошадь гуляет в галошах хоpоших.
Стоит пpосыпаться пеpвой поpоше −
Лошадь выходит в галошах поплоше.
Если же лужи на улице сплошь −
Лошадь выходит совсем без галош.
Что же ты, Лошадь, жалеешь галоши?
Разве здоpовье тебе не доpоже?
Давид Самойлов
ВЫЕЗД
Помню − папа еще молодой,
Помню выезд, какие-то сборы.
И извозчик лихой, завитой,
Конь, пролетка, и кнут, и рессоры.
А в Москве − допотопный трамвай,
Где прицепом − старинная конка.
А над Екатерининским − грай.
Все впечаталось в память ребенка.
Помню − мама еще молода,
Улыбается нашим соседям.
И куда-то мы едем. Куда?
Ах, куда-то, зачем-то мы едем…
А Москва высока и светла.
Суматоха Охотного ряда.
А потом − купола, купола.
И мы едем, все едем куда-то.
Звонко цокает кованый конь
О булыжник в каком-то проезде.
Куполов угасает огонь,
Зажигаются свечи созвездий.
Папа молод. И мать молода,
Конь горяч, и пролетка крылата.
И мы едем незнамо куда −
Всё мы едем и едем куда-то.
Даниил Хармс
БУЛЬДОГ И ТАКСИК
Над косточкой сидит бульдог,
Привязанный к столбу.
Подходит таксик маленький,
С морщинками на лбу.
«Послушайте, бульдог, бульдог! −
Сказал незваный гость. −
Позвольте мне, бульдог, бульдог,
Докушать эту кость».
Рычит бульдог на таксика:
«Не дам вам ничего!»
Бежит бульдог за таксиком,
А таксик от него.
Бегут они вокруг столба.
Как лев, бульдог рычит.
И цепь стучит вокруг столба,
Вокруг столба стучит.
Теперь бульдогу косточку
Не взять уже никак.
А таксик, взявши косточку,
Сказал бульдогу так:
«Пора мне на свидание,
Уж восемь без пяти.
Как поздно! До свидания!
Сидите на цепи!»
Даниил Хармс
ВЕСЕЛЫЕ ЧИЖИ
Жили в квартире
Сорок четыре
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж-судомойка,
Чиж-поломойка,
Чиж-огородник,
Чиж-водовоз,
Чиж за кухарку,
Чиж за хозяйку,
Чиж на посылках,
Чиж-трубочист.
Печку топили,
Кашу варили,
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж − с поварешкой,
Чиж − с кочережкой,
Чиж − с коромыслом,
Чиж − с решетом,
Чиж накрывает,
Чиж созывает,
Чиж разливает,
Чиж раздает.
Кончив работу,
Шли на охоту
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж − на медведя,
Чиж − на лисицу,
Чиж − на тетерку,
Чиж − на ежа,
Чиж − на индюшку,
Чиж − на кукушку,
Чиж − на лягушку,
Чиж − на ужа.
После охоты
Брались за ноты
Сорок четыре
Веселых чижа:
Дружно играли:
Чиж − на рояле,
Чиж − на цимбале,
Чиж − на трубе,
Чиж − на тромбоне,
Чиж − на гармони,
Чиж − на гребенке,
Чиж − на губе!
Ездили всем домом
К зябликам знакомым
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж − на трамвае,
Чиж − на моторе,
Чиж − на телеге,
Чиж − на возу,
Чиж − в таратайке,
Чиж − на запятках,
Чиж − на оглобле,
Чиж − на дуге!
Спать захотели,
Стелят постели,
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж − на кровати,
Чиж − на диване,
Чиж − на корзине,
Чиж − на скамье,
Чиж − на коробке,
Чиж − на катушке,
Чиж − на бумажке,
Чиж − на полу.
Лежа в постели,
Дружно свистели
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж − трити-тити,
Чиж − тирли-тирли,
Чиж − дили-дили,
Чиж − ти-ти-ти,
Чиж − тики-тики,
Чиж − тики-рики,
Чиж − тюти-люти,
Чиж − тю-тю-тю!
Леонид Григорьян
Пишу стихи на дочкиной тетрадке.
Тут человечки, солнышко, трава.
Сажаю на бесхитростные грядки
Натужливые взрослые слова…
Пускай они на выгоне пасутся,
Растут ромашкой, ходят по грибы.
Пускай они в домишке приживутся,
Пускай клубятся дымом из трубы.
Пускай забрызжут в линию косую,
Фонариком заблещут на столбе.
Ведь я их никому не адресую −
Пускай гуляют сами по себе.
Пускай плывут корабликом по речке,
Пускай оставят музу на бобах…
И от меня откажутся навечно,
И оживут у дочки на губах.
Наталья Апушкина
Для того земля кругла,
Чтобы звезд на всех хватило,
Чтобы солнце всем светило
И заря у всех была.
Для того земля кругла,
Чтобы путника дорога
Вновь до милого порога
Через бури довела.
И еще земля кругла,
Чтобы все мы друг для друга
Были в самом центре круга,
Круга доброго тепла.
Чтоб со всех сторон земли
Дружба шла от брата к брату,
Чтобы люди с края хату
Даже строить не могли.
Николас Гильен
(перевод П. Грушко)
БАСНЯ
Говорил внyчонкy дедyшка горилла:
− Прогyляться что ли? От жары сморило.
Виснyть на деревьях нет моих силенок.
Отвечал горилле юный горилленок:
− Мне, дедyля, страшно − ведь на той неделе
Около болота чyть меня не съели.
Я от трех москитов yбегал сначала:
ВОТ ТАКИЕ крылья, ВОТ ТАКИЕ ЖАЛА!
А потом четыре грязных крокодила…
Отвечал внyчонкy дедyшка горилла:
− Как тебе не стыдно, маленький трyсишка!
С видy ты горилла, а в дyше − мартышка.
Из тебя не выйдет смелой обезьяны,
Есть тебе придется тухлые бананы.
Жалкие объедки достаются трyсy…
− Нy а вдрyг комy-то я придyсь по вкyсy?
− Вовремя, мой милый, yдерешь на веткy!
− Нy а вдрyг поймают?
− Выскользнешь из клетки!
− Нy а вдрyг поранят?
− Заживет, мой милый!
После разговора с дедyшкой-гориллой
Словно подменили внyчка-горилленка.
По лесy шагает, распевает звонко.
Жить емy на свете интересней стало.
Но глядит конечно − нет ли где шакала.
Вывод − бyдь вы люди, или же гориллы,
Смелость прибавляет радости и силы.
Николас Гильен
(пер. О. Савича)
ПЕСЕНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
АНТИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ
По Карибскому синему морю
мчится кораблик бумажный мой,
мчится и мчится без рулевого,
мчится стрелой.
Вот Портобело, а вот Гавана,
вот Тринидад, а вот Барбадос.
Мчится кораблик без капитана
и без колес.
А на корме сидит негритянка,
а на носу испанец стоит.
Прямо, все прямо летит кораблик
и не дымит.
Он проезжает за островом остров,
все острова, острова, острова…
Мчится и мчится, а пассажиров −
глянь! − только два.
Выстрел из сахарной, сахарной пушки
грянул над морем кораблику вслед,
и шоколадная ладная пушка
бьет ей в ответ.
Что за чудесный бумажный кораблик,
что за чудесный кораблик морской!
Весь из газеты, черный и белый,
мчится стрелой!
Едет и едет на нем негритянка
рядом испанец с нею стоит.
Мчится кораблик без рулевого
и не дымит!
Эдуард Холодный
Танцевальная веранда. Запах гари и полыни
Кружит женский, в легком ситце, неулыбчивый народ.
Танцевальная веранда. Репродукторы поныне
Отпевают сорок третий, воспевают новый год.
В ритме танго, в ритме вальса, и фокстрота , и чарльстона
Заиграет вдруг оркестр довоенный духовой,
И не слышно над Ростовом ни моления, ни стона,
И калека − юный старец в такт качает головой.
Слышу трубы – живы − живы! И валторны − живы, живы!
Необычно музыкальны все привычные слова!..
Пусть кому-то и до жиру, пусть кому-то до наживы,
Но Отчизна ветровая и в развалинах жива.
И поэтому неважно, что глазам все чаще влажно
От лихих воспоминаний, что навалятся гурьбой,
Лишь бы флейта надо мною пела тонко и протяжно…
Танцевальная веранда. Детству радостный отбой.