Необъяснимое ощущение желания жить достойно, осталось у меня на душе после беседы с Виталием Петровичем Осокиным — музыкантом, человеком чистой души и добрых нравов. Он встретил меня с оптимистической улыбкой на лице и с непонятной аурой вдохновения, исходившей от него. И как-то сами на ум пришли слова китайской поэтессы Ли Цинчжао: «Жизнь в бесконечном движении- всё исчезает в веках. Лишь вдохновение не будет временем сметено».
Профессиональная карьера музыканта в жизни Виталия Петровича сложилась поистине удачно, безошибочно, а главное с пользой. Он учился на духовом отделении Саратовской консерватории у известного музыкальному миру профессора Александрова. Результатом учёбы, стал красный диплом и, конечно приобретённые знания. Виталий Петрович — профессиональный кларнетист. Но, пожалуй, самое главное то, что он педагог, сумевший передать подаренные Богом тончайшие «музыкальные нотки» своей души детям, работая с ними на протяжении многих лет. Эта работа осуществлялась с 1968 года в стенах Специализированной музыкальной школы для мальчиков в Ростове-на-Дону, ранее носившей название школы «Музыкантских воспитанников».
Школа была основана в 20-х годах прошлого столетия на Кубани, героем Гражданской войны Жлобой. Её специфика заключалась в том, что в ней содержались беспризорные дети.
В 30-х годах школа стала духовой. По словам Виталия Петровича, много что изменилось в школе со времён его работы в ней. Но самое главное — не изменилась специфика: в ней по-прежнему содержатся и обучаются дети беспризорные, из малообеспеченных семей, сироты. Школа спасает их от беспричинного «шатания» по улицам города, в конце концов, она спасает их от неприятностей, связанных с исправительными колониями, а самое главное, с тюрьмой. А ещё, музыкант мне поведал о том факте, что такая школа только у нас, на Дону, по России таких больше нет.
Наверное, нелегко работать с трудными детьми. Но Виталий Петрович этого на себе не ощущал, потому что умел найти подход к детям, доходчиво объяснял свои педагогические требования и, конечно, давал исключительные знания. Многие дети, начинавшие свою музыкальную жизнь под крылом Виталия Петровича, стали обучаться музыке и дальше, благодаря привитой к ней любви. Именно потому, что музыкант учил своих учеников играть не просто по нотам, он их учил играть душой. Воспитанники и по сей день помнят и навещают своего учителя в его уютном доме, семейный очаг которого вот уже на протяжении почти пятидесяти лет бережно хранит его жена. Они поздравляют Виталия Петровича с праздниками и просто приезжают в гости, несмотря на то, что с момента окончания его педагогической профессиональной деятельности прошло немало лет.
Нынче от многих можно услышать о том, что роль музыки в нашей жизни чисто утилитарна. Судить об этом не берусь, нынешнее время — лучший показатель. Только вот от собеседника моего я почувствовала, что музыка для него — самостоятельная духовная ценность, нечто священное. Он безусловно верит в жизнь и бессмертие музыки, даже если наше образование её игнорирует. Меня поразила скромность во взглядах на жизнь Виталия Петровича Осокина — профессионального педагога и просто достойного человека. Ведь, по правде говоря, ему не особенно пришлась по душе моя идея поведать о нём, но меня всё же успокоили и придали уверенности слова музыканта:» Главное, чтобы все деяния человеческие шли от чистого сердца.»
____________________________________
© Анна Калмыкова