У каждой русской народной песни, будь то «В лесу родилась ёлочка» или «Уральская рябинушка», есть автор, часто не один. Кому из них повезло больше – судите сами.
Стихи «Ёлочки» написала Раечка Кудашева (урождённая княжна Гедройц) в очень нежном возрасте. Но послать их в журнал решила гораздо позже. Ей было уже 24, когда журнал «Малютка» решился на новогоднюю подборку. Приближался 1903 год…
Именно там и «засветилась» Рая со своими нетленными строчками: «В лесу родилась ёлочка».
Стихотворение опубликовали в «братской могиле» – в полном собрании сочинений номера. И даже гонорар не прислали. Напечаталась – и тем гордись…
И только спустя годы Рая случайно, в поезде, услышала знакомые слова. Кто-то с грустинкой в голосе пел её песню.
К тому времени урождённая княжна вместе со всеми прожила несколько лет в молодом советском государстве, набралась терпения или наглости, а точнее, стала проще относиться к некоторым вещам.
Подошла к исполнителю, поинтересовалась:
– Стесняюсь спросить, а откуда вы взяли эту песню?!
Голосистый певец посмотрел на неё несколько надменно:
– Понаехало деревенщины! Народная песня. Поняла? Народная! Тебе что-то в ней не нравится?!
Она промолчала. Не претендовала.
Интеллигентная женщина…
*
«Уральская рябинушка» имеет свою авторскую историю. В 1953 году, когда Уральский народный хор готовился отметить десятилетие своего создания, срочно понадобилась своя, уральская песня. И её попробовали написать – наспех, почти на коленке, свердловская поэтесса Елена Хоринская и зав. музыкальной частью хора Евгений Родыгин.
Текст песни оказался неудачным и быстро забылся. Но припев звучал лирично:
Ой, рябина кудрявая
На горе крутой,
Ой, рябина-рябинушка,
Не шуми листвой.
Позже именно от этого куплета начал «танцевать» журналист Евгений Пилипенко, пожелавший отредактировать песню. Так случилось, что как раз в это время он с головой окунулся в любовный треугольник: изменил жене, но не решался уйти к другой. Она показалась ему менее надежной. Или алчной?
Жена-то выходила за него замуж по большой любви, за босого и в рваных портках. А для новой «суженой и ряженой» он уже был товарищем главным редактором областной молодежной газеты. Интересным, денежным и …недолюбленным, как она считала, в первую очередь, женой.
А товарищ Пилипенко любил обеих.
До боли в сердце. И никак не мог решиться. То ли признаться жене, то ли расстаться с любовью «всей своей жизни».
Но чтобы законспирироваться, он предоставил выбор любимым женщинам в строчке – «слева кудри токаря, справа – кузнеца», которую вставил в свой вариант «Рябинушки»…
Однако в жизни даже маленькая колючка дает о себе знать в пятке.
Об измене коммуниста Пилипенко узнали товарищи по работе.
Не стерпели. Осудили.
Проголосовали единогласно за снятие с должности.
Сняли. И – забыли.
А товарищ Пилипенко на полном серьёзе хотел либо повеситься, либо утопиться.
Однако работа над «Уральской рябинушкой», которую он упорно решился переписать на свой лад, спасла ему жизнь.
И то сказать: такую лирику от имени женщины может выдать только мужчина…
*
Сегодня «рябинушка» уже не в тренде. Популярность набирает ещё недавно неизвестная «народная» песня» – «Сыпал снег буланому под ноги». Наверное, нет нужды объяснять, что буланый – это конь светло-рыжей масти, у которого грива и хвост цвета воронья. Чёрные.
Воронье здесь не случайно. Именно в Воронежской области эта песня родилась.
Сразу после Второй мировой войны.
Воронеж героически сражался.
Почти, как Сталинград.
Западную часть города гитлеровцам удалось занять. А восточную – нет. Красноармейцы держали здесь оборону не один месяц. И отбились.
Правда, в западной части оставался «мертвый» город – ни одной живой души. Ни здесь, ни в близлежащих поселках и станицах. Жизнь теплилась в небольших хуторах, слева и справа от просёлочной дороги. Вглубь немцы не совались: боялись партизан…
После войны прошло лет пятнадцать.
Разрушенная страна оживала. Потихоньку восстанавливалась работа заводов и фабрик.
Но главная беда была в другом – парней осталось намного меньше, чем девушек. Молодых женщин. Вдов.
И каждый парень был на вес золота.
А если на буланом да красавец?!
Наверное, он был такой же желанной наградой, как первый трактор, пришедший на смену лошадкам во время коллективизации…
И многим девушкам в это очень непростое время грезилось самое желанное…
В морозный вечерок, когда стылая земля скована хрустким ледком и укутана лёгким снежком, из степи вдруг послышится приглушённый звон копыт. Едва различимый в белесом мареве всадник остановится именно возле её дома.
Неторопливо спешится. Заведёт буланого под навес. Бросит пару-тройку пригоршней овса. Ладонями, словно лопата.
Не спеша пройдёт по двору.
Постучится в хату.
Увидит её, застенчивую хозяюшку.
Попросит испить водицы.
Присядет на остывшую лавку.
Согреет.
И деревянную доску, и хозяйку.
А дальше – будь что будет!
Как будто мы не знаем, что бывает между молодыми?!
Долгий путь, встреча, ужин остались позади.
И «ударный» куплет «песни о любви» звучит недвусмысленно.
Тех, кто воспитан в лучших традициях деликатности, можно это четверостишие пропустить:
Мягкую постельку постилала,
И сама нечаянно легла,
Алыми губами целовала,
Парня до безумства довела…
Хотя, да простят меня женщины, в чём здесь чересчур?
Молодость, помноженная на молодость, разжигает костёр страсти!…
А песня, рожденная в столице российского Нечерноземья, так бы, наверное, и осталась под спудом истории, если бы её однажды не исполнил Аркадий Северный (Аркадий Звездин) – популярнейший, страстный исполнитель песен и романсов с уникальным акустическим диапазоном голоса. Но даже в этом, «бриллиантовом» оформлении песня, начинающаяся со слов «Сыпал снег буланому под ноги», не запомнилась и казалась похороненной навечно. Безвременно, в 41 год, в 1980-м, ушел из жизни и яркий шансонье.
Но судьба песни сложилась по-другому: о ней вспомнили в год 80-летия Аркадия Северного, в 2019-м!
И взлетела песня степной птицей. Зазвучала.
Без «мягкой постельки», но с искренними чувствами людей из тех далеких и уже кажущихся нереальными событий шестидесятилетней давности.
Сегодня эта песня звучит так:
Сыпал снег буланому под ноги,
В спину дул попутный ветерок,
Ехал я проселочной дорогой,
Заглянул погреться в хуторок.
Встретила хозяйка молодая,
Как встречает милого семья,
В горницу любезно приглашая,
Ласково смотрела на меня.
А наутро встал я спозаранку
Вышел я буланого поить,
Вижу – загрустила хуторянка
И не хочет даже говорить.
Руку подала и ни словечка,
Даже и не смотрит на меня.
Снял тогда с буланого уздечку,
Расседлал буланого коня.
Так и не доехал я до дому,
Затерялся где-то вдалеке.
Что же делать парню молодому,
Коль пришлась девчонка по душе?
Сыпал снег буланому под ноги,
В спину дул попутный ветерок,
Ехал я проселочной дорогой,
Заглянул погреться в хуторок.
_____________________
©Москаленко Юрий Николаевич