Земля уже предчувствует рассвет,
И алый цвет к лицу Иерусалима.
Замри мгновенье, ты неповторимо,
Хотя и повторялось тыщу лет.
Поклон тебе, святой Иерусалим,
Я эту землю увидать не чаял.
И мой восторг пред нею нескончаем,
Как будто я – удачливый олим.
А солнце поднимается всё выше.
Я с городом святым наедине,
И снова поражаюсь, как он выжил
В той ненависти, войнах и огне.
Андрей Дементьев
Любое начало имеет свое логическое завершение. Вот и закончилось моё пребывание в родном городе после 15 летнего расставания. Только недавно меня встречали друзья, а уже пора собираться в обратный путь.
Вновь аэропорт, прощание с друзьями. Традиционная команда: «Пристегните ремни» – и самолет начинает разбег. Далеко внизу остается Одесса с ее легендарной Дерибасовской, с полным очарования Приморским бульваром, где прошлое и современность тесно переплелись с легендами, былями и анекдотами, рассказываемыми по всему миру.
Тем временем в иллюминаторе появляется удивительный пейзаж.
Бесконечная изумрудная гладь спокойного августовского Чёрного моря. Плывущие пароходы кажутся игрушечными. Предзакатное солнце, погружаясь в морской изумруд, оставляет на поверхности золотисто-оранжевую дорожку, уходящую за горизонт. И, словно скользя по ней, самолет стремительно набирает высоту. Черное море, казавшееся безбрежным, через час сменяется горными кряжами Турции. А еще через час возникает маленькая страна, на средиземноморском побережье промелькнувшая в течение несколько минут, и мы приземляемся в знаменитом израильском аэропорту «Бен-Гурион» в Тель-Авиве.
Еще в Одессе, работая в архиве городской библиотеки, я натолкнулся в газете «Оф Са-мех», еврейской газете издаваемой в Одессе, на любопытную заметку. Автор – Натан Лопес Кардозо. Из нее явствует, что государство Израиль могло реально появиться еще 200 лет назад. В 1799 году попытку возродить Израиль предпринял Наполеон Бонапарт. Известно отношение Наполеона к евреям. Он освободил их из гетто, где евреи жили при прежних монархах, уравнял в правах с прочими гражданами Франции. Думаю, не менее интересна и его инициатива по созданию государства Израиль.
В конце XVIII века, захватив земли, на которых когда-то была расположена древняя Иудея, Наполеон обратился к еврейской общине со следующим воззванием:
«Штаб Главнокомандующего, Иерусалим. 1 флориала 7 года Французской Республики (20 апреля 1799 года)
Бонапарт, Главнокомандующий армии Французской Республики в Африке и Азии — к Законным Наследникам Палестины.
Евреи, единственная в своем роде нация, которую за тысячу лет страсть к завоеваниям и тиранство смогли лишить только наследственных земель, но не имени и национального существования!
Внимательные и беспристрастные наблюдатели за судьбами наций, даже если вы не были одарены талантами пророков, как Исайя и Иоиль, вы тоже давно чувствовали, что предсказали эти провидцы с прекрасной и возвышенной верой, когда увидели надвигающееся разрушение своего царства и отечества.
Они предсказали: «И возвратятся избавленные Всевышним, и придут в Сион с ликованием; и радость вечная будет над головою их» (от обладания и отныне бесспорного пользования их наследством) (Исайя, 35:10).
Восстаньте, ликуя, изгнанники!
Война, беспримерная в летописях истории, которую, обороняясь, вела нация, чьи наследственные земли ее враги считали добычей, чтобы разделить ее росчерком пера правительств, по их произволу и как им удобно, отомстит за ваш позор и позор самых отдаленных наций (давно забытых под игом рабства), и за навязанное вам почти двух-тысячелетнее бесчестье. В такое время и при таких обстоятельствах, которые, казалось бы, меньше всего благоприятствуют выдвижению ваших требований, и даже их выражению, и как будто заставляют полностью отказаться от этих требований, она (Франция) предлагает вам теперь, именно в это время и вопреки всем ожиданиям, наследство Израиля!
Доблестная армия, с которой Провидение послало меня сюда, под руководством справедливости и сопровождаемая победой, установила мою штаб-квартиру в Иерусалиме и через несколько дней перенесет ее в Дамаск, близость которого больше не наводит страх на город Давида.
Законные наследники Палестины!
Наша великая нация, которая не торгует людьми и странами, как делали те, которые продавали ваших предков всем народам (Иоиль, 3: 6), ныне призывает вас не отвоевывать ваше наследство, а лишь принять уже завоеванное и удерживать против всех пришельцев, получая гарантии и поддержку нашей нации.
Поднимитесь! Покажите, что некогда превосходящая сила ваших угнетателей не подавила смелость потомков тех героев, братский союз с которыми делал честь Спарте и Риму (Марк, 12:1-14), и что две тысячи лет рабского обращения не смогли ее подавить.
Спешите! Сейчас момент, который может не вернуться тысячи лет: потребовать перед народом всего мира и, вероятно, навсегда, восстановления ваших прав, в которых тысячи лет вам позорно отказывали, не давая вам политически существовать как нации среди наций и ограничивая ваше священное право поклоняться Богу в соответствии с вашей верой (Иоиль, 4:20)»(Из газеты Franz Kobler, «Napoleon and the Jews»)
Какие политические соображения преследовал Наполеон, выступив с подобной инициативой? Об этом можно строить различные предположения. Существует притча, как бы поясняющая его поступок:
Девятого ава, в день скорби, Наполеон проезжал по улицам Парижа в сопровождении своей свиты. Попав в еврейский квартал, он удивился безлюдности улиц. «Где люди?» — спросил он. Кто-то из сопровождавших сказал: «В синагоге». Удивленный, он вошел в синагогу и увидел такую картину: на полу сидели евреи и горько рыдали ,читая траурную элегию пророка Иеремии. «Почему евреи в таком горе?» – спросил Наполеон у раввина. – «Кто обидел вас, может быть, произошел погром, о котором мне не сообщили?» — «Хуже, — ответил раввин, — был разрушен наш Храм и нас изгнали из Эрец Исраэль!» — «Но ведь это произошло 1800 лет назад», — удивился Наполеон. — «Нет, — ответил раввин, — это случилось час назад!» — «Как это понять?» — спросил Император. Раввин пояснил: еврейская история застыла с момента разрушения Храма и изгнания евреев с Земли Обетованной. В восприятии евреев это горестное событие — как будто только что происшедшее.
Осознав глубину его ответа, Наполеон сказал: «Если евреи до сих пор так сильно переживают из-за Храма и Родины, они несомненно удостоятся его восстановления, и никакая сила в мире не помешает им вернуться на свою землю«.
Это пророчество Наполеона исполнилось, но лишь через 150 лет.
*
Тем временем мы приземляемся в аэропорту Тель-Авива.
Зал паспортного контроля. Необычны задаваемые вопросы: К кому прилетел? Какая степень родства? Где проживают родственники? Знаю ли я их телефон? Кто меня встречает? Есть ли обратный билет? Цель визита?
Отвечаю на все вопросы. Девушка-офицер, выслушав ответы, что-то долго проверяет по компьютеру и, наконец, поставив штамп в паспорте, пропускает в таможенный зал. Специально обученные собаки обнюхивают каждого из нас, наш багаж. Таможенный досмотр – и вот я в объятьях моей сестры Софии Гелер и её семьи.
Не скрою, помимо волнения после десятилетней разлуки с родными, не покидало чувство тревоги, знакомое всем, кто живет за пределами Израиля, но имеет там друзей и близких, ежедневно следит за сводкой новостей. И каждый новый теракт рождает лавину тревожных звонков.
Аэропорт заполнен людьми. Слезы и улыбки радости одновременно. По прекрасному шоссе машина мчит нас в сторону Тель-Авива. На протяжении всего пути поселения арабов сменяются еврейскими кварталами. Очень быстро начинаешь их различать – по крышам домов, по большому количеству зелёных насаждений вокруг еврейских районов. Мы приближаемся к району Ган-Авив, где живет сестра. Дорога проходит вдоль арабского поселка и это нормально. Нормально для тех, кто здесь живет, и непривычно для меня, вызывает непонятную тревогу.
*
Итак, Израиль. Страна, не на всех картах обозначенная буквами, на некоторых – лишь цифрой, с соответствующим примечанием. Маленькая страна на полоске побережья Средиземного моря. Меньше ее – только Лихтенштейн, Монако и Андорра.
Страна парадоксов. Один из них заключается в том, что большинство евреев проживает за пределами Израиля: из общего числа 14 млн. на Израиль приходится лишь 6 млн. До сих пор в стране нет единого мнения, каким должно быть государственное устройство. Должен ли Израиль быть еврейским государством или государством евреев? Иначе говоря, государством, в основе которого лежат традиционные еврейские законы, или государством, основанным на принципах еврейского права и еврейской государственности?
Как написал литератор Яков Map, в Израиле живет «своеобразный, упрямый, любопытный, извращенный, беспокойный, непоследовательный, забавный и скучный, жестоковыйный и весь мир раздражающий народ«.
Евреи стали непохожими на других, а еврейское государство стало для всего мира неким «коллективным евреем». Но если верно, что парадоксы украшают жизнь, делая ее более интересной, верно и то, что каждому еврею не приходится скучать.
Учитывая краткость моего пребывания в стране, мой шурин Оскар с сыном Яковом тщательно продумали маршруты нашего путешествия по стране, с тем, чтобы показать как можно больше. На следующий день мы через всю страну, на автомобиле отправляемся на север, в Галилею, к Тивериадскому озеру.
Страна Израиль – одна из колыбелей человека и современной цивилизации. Здесь найдены древнейшие следы пребывания людей. В долине Иордан в пещерах горного кряжа Кармель жил доисторический человек. Он выходил на охоту с каменным топором.
Ощущение древности сопровождает вас везде и постоянно. Библейские рассказы приобретают убедительность документальных свидетельств. Общение с историей становится непосредственным. Десятки национальных археологических парков, музеев под открытым небом.
На небольшой территории сочетаются практически все климатические зоны. На севере прохладно, а всего в 500 км на юге — тропическая жара. На побережье Средиземного моря и в предгорьях — благодатная почва, а в Мертвом море даже водоросли не растут. И между этими крайностями размещается почти все, что можно представить в отношении почв и климата, кроме сибирских холодов, вечной мерзлоты и тундры.
Тем временем мы приближаемся к г. Тверии. После двух национальных катастроф, постигших еврейский народ, – поражения всенародного восстания против римлян под предводительством Бар-Кохбы и разрушения Храма, центр еврейской жизни из Иудеи переместился на север, в Галилею, оставшуюся в стороне от восстания. Именно в Галилее сохранились самые впечатляющие руины памятников старины, когда значительную часть населения составляли христиане. Здесь можно увидеть соперничество в великолепии и роскоши между христианскими храмами того времени и синагогами.
Первый город, где мы останавливаемся – Тверия. Вместе с Хевроном, Иерусалимом и Цфатом это один из четырех святых городов. И хотя основан он лишь в начале I века н.э. царем Иродом Антипой и назван в часть римского императора Тиберия, он занимает особое место в еврейской истории. Расположен он на берегу Тивериадского озера, уровень которого на 200 м ниже уровня моря.
Во II веке н.э. в Тверии обосновался Синедрион. Именно здесь было закончено создание Мишны и Иерусалимского Талмуда. Здесь жил мудрец и ученый рабби Мэир. Его мавзолей с белым куполом сохранился до наших дней.
И еще одна заслуга ученых Тверии. Бен Ашер и Нафтали создали грамматику, по которой записана Книга Книг — Библия, дошедшая до нас на языке, который мы называем иврит.
После непродолжительного пребывания в Тверии, проехав несколько километров вдоль пограничной полосы, за которой хорошо видна Иордания, мы оказались среди руин древнего города Хамат, где находятся знаменитые горячие сероводородные источники. Рядом с современным комплексом бассейнов, ванн, массажных кабинетов, кафе – раскопки древних римских бань. Здесь же найдены остатки синагоги 4-го века Бар’ам. Сохранился мозаичный пол, где изображен Ковчег Завета и еврейские символы: семисвечники, пальмовые листья, а также имена тех, кто пожертвовал на эту синагогу.
Рядом – город Кфар-Нахум (Капернаум), где сооружена другая известная синагога. Он занимает особое место и в истории христианства. Жители этого города не поверили проповеди Иисуса, и тогда он воскликнул: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Матфей; 11:23).
Недалеко от синагоги Кфар-Нахум знаменитая христианская святыня – церковь умножения хлебов и рыб, на месте, где произошло чудо, когда Иисус пятью хлебами и двумя рыбами накормил пять тысяч человек, не считая женщин и детей.
Вволю накупавшись в горячих источниках Хамата, расслабленные массажем, мы возвращаемся в Тель-Авив. Уснул я только прикоснувшись к подушке и сновидения были словно продолжение нашего путешествия по удивительным библейским местам.
День второй. Мы отправляемся в город городов, колыбель трех религий, древний Иерусалим. Как было сказано в Агаде, в центре мира находится Израиль, в центре Израиля – Иерусалим, в центре Иерусалима – Храм, в центре Храма – Ковчег Завета, а перед Ковчегом – краеугольный камень мироздания.
Некоторые жители Старого города ведут раскопки в подвалах собственных домов и наталкиваются на следы древней жизни, так давно и плотно заселен этот участок земли.
Мы спускаемся по склону горы к тому месту, которое именуют город Давида. Вверх ярусами поднимаются стены, сложенные из камней, не скрепленных цементом. Просто и грубо. Их возводили во времена, когда не задумывались особо об архитектуре. Это остатки стен неврусеев. Когда царь Давид осадил Иерусалим, местный правитель вывел на стену слепых и хромых. Это было насмешкой: «Даже слепые и хромые сумеют защитить столь хорошо укрепленный город». Но Давид взял крепость, и место это, ставшее основным кварталом столицы, получило имя царя Давида.
Из города Давида мы видим возвышающуюся вдали Храмовую гору. Именно отсюда поднимались толпы паломников, направлявшихся в Иерусалимский Храм.
Во времена царствования Ирода Великого Храм был почти полностью перестроен. Сегодня каждый израильский школьник может отличить каменные блоки эпохи Ирода: огромные, отлично отесанные. Самый большой из найденных имеет длину 12 м и весит около 100 тонн.
Храм сожгли воины Тита Флавия. Сохранились только стены. Впечатляющая Западная часть, так называемая Стена Плача. Правда, и Южная не менее величественна, но в течение веков евреям позволяли молиться только здесь.
Заглянув в пробитые рядом колодцы, можем увидеть, на какую глубину уходит стена: еще 19 горизонтальных рядов каменных блоков!
Ирод Великий — самый крупный строитель, когда-либо правивший в Эрец-Исраэль. Он не только построил Храм, он возвел города Себастию и Кесарию.
Евреи не любили своего правителя. Они не прощали ему и то, что предки его были идумеяне, лишь за два поколения до Ирода насильно обращенные в иудаизм хасмонийским царем. Ему не простили и уничтожения хасмонийской династии, чудовищной подозрительности и жестокости, пренебрежения к еврейским обычаям. Он был чужак не только по крови, но и по духу.
Ирод знал о всеобщей нелюбви, понимал, что день его смерти превратится в праздник. Безнадежно больной, он приказал привести во дворец в Иерихон всех старейшин и казнить их сразу же после своей кончины – тогда общий траур был бы неизбежен. К счастью, завещание Ирода выполнено не было.
А сегодня нам, живущим две тысячи лет спустя, остается лишь восхищаться сооружениями эпохи Ирода.
Покинем на время Иерусалим и отправимся на берег Мертвого моря. Здесь находится гора Масада, точнее, не гора, а гигантская скала с плоской вершиной. В наши дни на вершину в 462 м можно подняться не только по извилистой «Змеиной тропе», но и в вагончике канатной дороги. Панорама Иудейской пустыни (к западу) и Мертвого моря, окаймленного горами Иордании, потрясает воображение.
Издали на горе видны три уступа. Они возникли по воле царя Ирода: на этих трех террасах располагался личный дворец Ирода с жилыми комнатами, баней, дворик с колоннами — все на краю бездны.
Здесь были и жилые постройки, и синагога, и склады, где хранились продовольствие, которого хватило бы на годы осады, запасы воды в каменных цистернах, пополняемые зимними дождями.
Когда римляне смогли по насыпи добраться до вершины скалы, вождь защитников Масады Элеазар бен Яир обратился с речью к своим товарищам. Эта речь, пересказанная пятью уцелевшими (двое женщин и пятеро детей) и дошедшая до нас в записи Иосифа Флавия – одна из самых ярких страниц его повествования о борьбе зилотов.
«Пока наши руки свободны и могут держать меч, пусть они окажут нам добрую услугу. Умрем прежде, чем стать рабами наших врагов, и покинем мир свободными — мы, наши жены, наши дети«.
Был брошен жребий, он определил десять человек, которым предстояло совершить самое страшное. Умертвить всех, а за тем по жребию один должен был убить девять оставшихся и покончить с собой.
Во время раскопок у ворот, ведущих к Северному дворцу, было найдено несколько черепков с именами и прозвищами: «Сын пекаря», «Человек из Долины», «Иов», «Бен Яир» – возможно, это и есть последние приветы от тех десяти.
*
Но вернемся в Иерусалим. На платформе Храмовой горы сейчас находятся две знаменитые мечети: мечеть Омара («Купол над скалой») и мечеть аль-Акса. Оба этих выдающихся образца архитектуры ислама построены в 7 веке. Фотографию мечети Омара можно увидеть на любом туристском плакате Иерусалима. Она стала таким же символом города, как Собор Нотр-Дам для Парижа, Адмиралтейство – для Санкт-Петербурга. Правда, внутри мечеть достаточно тесна и не слишком удобна. Центр здания занимает огромный необработанный камень (отсюда и название «Купол над скалой»). Скала связана с древней еврейской легендой: на ней Авраам готов был выполнить обет – принести в жертву богу своего сына.
Многими талмудистами Храмовая гора идентифицируется с горой Мория, в трех днях пути от Беэр-Шевы (Город в Израиле). В исламе – место вознесения на небо пророка Мухаммеда.
На нескольких квадратных километрах Старого Иерусалима каждая эпоха оставила свои следы, которые сохранились, несмотря на то, что римляне старательно уничтожали еврейское прошлое, христиане – языческое, мусульмане – христианские памятники, крестоносцы — памятники ислама…
К западу от Старого города на одной из пологих высот находится здание израильского парламента – Кнессет, ряд министерств. Здесь же располагается университетский комплекс и музей Израиля. Все это составляет гигантский архитектурный ансамбль — очень современный и очень иерусалимский.
В Кнессете самый знаменитый зал – несомненно, нарядное фойе, именуемое «зал Шагала». Великий еврейский художник Марк Шагал – автор мозаик и гобеленов в этом зале. Гобелены составляют триптих. В центре «Исход», слева – «Царь Давид», справа – «Пророчество Исайи».
В хороводе бесчисленных фигур проходит перед нами вся еврейская история и мифология. Праотец Яков, борющийся с ангелом, Моисей, получающий скрижали Завета, Юдифь с головой Олоферна, Иерусалимские холмы и горящее местечко, Витебск, откуда родом сам Шагал.
Но самые знаменитые работы Шагала в Израиле – это не гобелены в Кнессете, а витражи в синагоге Иерусалимской больницы «Хадасса». О них я расскажу чуть позже.
Одного дня недостаточно даже для беглого знакомства с главными памятниками города. Но я не могу не сказать о единственном в своем роде комплексе зданий Института памяти жертв нацизма и героев Сопротивления «Яд ва-Шем». Музей-мемориал – совершенно особый среди музеев страны. В Исследовательском центре Катастрофы европейского еврейства находится архив, где собирают и хранят сведения о всех евреях, погибших от рук нацистов – мужчинах, женщинах, детях, не просто по численности, а о каждом поименно. Название «Яд ва-Шем» как раз и означает: «память и имя». Это место поклонения, скорби и размышлений. «Яд ва-Шем» далек от какой-либо театральности, экзальтации, патетики. Его образная система полна сдержанности и мужественного достоинства. Для человека, впервые посетившего «Яд ва-Шем», это одно из самых сильных впечатлений его жизни. Это испытал и я.
Солнце приближается к закату. Причудливые тени на холмистом рельефе Иерусалима придают особую прелесть и загадочность силуэту вечного города. А нам приходится с ним прощаться – с надеждой вновь вернуться, чтобы продолжить знакомство с наследием минувших эпох…
День третий. Тель-Авив.
Израильская поговорка гласит: «Иерусалим учится, Хайфа работает, а Тель-Авив танцует«. Тель-Авив – символ современного Израиля, так же, как Иерусалим – воплощение его истории.
Тель-Авив возник в 1904 году как один из еврейских кварталов близ арабского города Яффа. Сегодня древняя Яффа — всего лишь квартал Тель-Авива. Она напоминает средневековый средиземноморский город — музей. В отличии от памятников, созданных иудеями и разрушенными завоевателями. Яфа создавалась в стиле средневековых городов Европы. В ней сохранился каждый камень. Расположенная на холме, где в просветах между улочками открывается вид то на теряющийся в дымке Тель-Авив, то на искрящееся под солнцем Средиземное море, Яффа стала туристским центром с бесчисленными кафе, сувенирными магазинами, художественными мастерскими. Ее дома, тротуары, мостовые сложены из прочного известняка, и это придает дополнительную прелесть средневековому ансамблю.
Если облик Иерусалима определяется холмистым рельефом, а главный строительный материал – местный розоватый камень –известняк, то Тель-Авив в целом – плоский город со зданиями из бетона. За век своего существования Тель-Авив пережил все архитектурные увлечения стремительно меняющегося времени.
В 1920-е годы стиль застройки определялся иерусалимской художественной школой «Бецалель»: комбинация европейского модерна и книжного ориентализма.
Несколько слов о создателе этого стиля Борисе Шаце (1867-1932). Сын меламеда (религиозный учитель) из Ковно, ученик виленского ешибота (ешибот в древнееврейском от слова ешива – школа, где изучали Талмуд), он выбирает для себя возмутительную и недопустимую с религиозной точки зрения профессию: скульптора. Становится учеником одного из известнейших мастеров того времени, Марка Антокольского. Сам родом из Вильнюса, Марк Антокольский прославился скульптурными портретами деятелей русской истории: «Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец». Борис Шац в начале 20 века создает свою знаменитую статую «Матитьягу Хасмоней» (Он возглавил восстание иудеев против селевдиков во 2-м веке до нашей эры).. Скульптуру экспонируют на Всемирной выставке в Париже, где она получает золотую медаль.
Шац переезжает в Болгарию, основывает там Академию искусств. Знакомство и дружба с Теодором Герцлем превращают его в сиониста. Он приезжает в Иерусалим и здесь создает художественную школу «Бецалель». Школа становится законодателем мод во многих творческих сферах Израиля того времени: архитектуре, скульптуре, живописи, дизайне.
Модернизм, изощренный, причудливый орнамент, еврейские символы – щит Давида, семисвечник, стилизованные изображения реальных исторических памятников — вот главные элементы этого стиля.
В 1930-е годы, когда население Тель-Авива бурно растет за счет эмиграции из Германии, возникает типичный «тельавивский дом». Ничем не украшенные стены, четкие горизонтали этажей и окон.
В последние десятилетия, после блистательной победы в Шестидневной войне, возникают новые постройки, поражающие своей оригинальностью. Здание фирмы «Ай-Би-Эм»: весь многоэтажный ствол сходится к одной точке опоры. «Дом Азии» напоминает две сливающиеся капли. Причудливый торговый центр «Дизенгоф». Появляется множество музеев, галерей. Реконструируется набережная, вдоль которой уже выросло множество роскошных отелей, посольств, административных зданий. Все это на фоне великолепных золотистых пляжей, вдоль ласкового и теплого Средиземного моря.
Завершив прогулку по городу, остаток дня мы провели, нежась в шезлонгах, изредка охлаждаясь в волнах прибоя. А вечером наслаждались приморским бризом в одном из многочисленных кафе на Тель-Авивской набережной.
Марк Шагал, создавая свои знаменитые витражи «Двенадцать колен Израилевых» в синагоге медицинского центра Хадасса, писал о своей работе:
«Витражи кажутся очень простым делом: материалом является сам свет… Что должен я придать земле Всевышнего, огню Всевышнего, листве, древесной коре, свету? Быть может, воспоминания об отце, о матери, о детстве, о моем народе на протяжении тысячелетий… Быть может, мое сердце… И еще нужно смириться перед материалом, покориться. Художник в меньшинстве в состязании с природой, удача сопутствует ему, лишь если он умеет покориться. Когда я иллюстрировал Библию, я приехал в Израиль и нашел там мои материалы – свет и землю«.
Есть творения, ради которых стоит приехать с другого конца света: скульптуры Шартра, плафон Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, росписи Рублева… В Израиле таких произведений множество, одно из них – витражи Шагала в Синагоге Эйн-Карема.
В древности говорили: «Десять мер красоты отпущено Богом, девять из них достались Иерусалиму, и одна — всему свету». Несколько дней, проведенных в Израиле, позволили только слегка прикоснуться к этой красоте – и почувствовать верность этого изречения.
__________________
© Буркун Илья Яковлевич