Города — как люди: одни скромно и незаметно проходят все свою жизнь, не делая никому ни зла, ни добра, и уходят в мир иной… Другие – ведут активный образ жизни, помня об окружающих и заботясь о них. Память о них остаётся в сердцах многих поколений на века. Именно таким и является среднестатистический (по численности населения) город России – Таганрог. Хотя коренные москвичи и петербуржцы, как у них принято, называют этот город «глубокой провинцией». Мы протестуем против такой примитивной точки зрения и легко докажем обратное: святые люди могут родиться и жить в любой точке планеты Земля. Чтобы переубедить столичных «аристократов», приведем лишь некоторые факты.
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3517&level1=main&level2=articles
11. Общее число памятников истории, культуры и инженерного искусства в Таганроге превышает 230, поэтому сорок лет назад город получил статус «Государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник», в то время как наш «конкурент» по возрасту Дербент – статус поскромнее: «Государственный историко-архитектурный музей-заповедник».
Но Таганрог, в отличие от 5000-летнего Дербента, имеет еще и не менее почетный статус: «Город Воинской славы», присвоенный за организацию и деятельность самого крупного в Европе антифашистского подполья во Второй мировой войне.
В заповедной, центральной части Таганрога, на пересечении улицы Фрунзе и Спартаковского переулка, на фоне бывшей классической мужской гимназии, в которой в свое время учился Антон Чехов, а теперь размещен Литературный музей А.П.Чехова, находится монументальный памятник «Клятва юности». Он установлен 28 августа 1973 года к 40-летию освобождения города от коричневой чумы фашизма. 680 дней немцы оккупировали город, и почти все это время здесь действовала крупная подпольная молодежная организация, такая же, как «Молодая гвардия» в Краснодоне. Только численность организации была значительно большей! Каждый, формально вступающий в молодежную подпольную организацию, давал клятву.
[dmc cmp=DMFigure mediaId=»12254″ width=»400″ align=«center»]
Памятник отмечен «Гран при» на международном конкурсе современной скульптуры в Монреале (Канада). На гранитном камне текст:
«Я, вступая в ряды борцов Советской власти против немецких захватчиков, клянусь, что: Буду смел и бесстрашен в выполнении даваемых мне заданий. Буду бдителен и не болтлив. Беспрекословно буду выполнять даваемые мне поручения и приказы. Если я нарушу эту клятву, пусть моим уделом будет всеобщее презрение и смерть».
Эту клятву официально дали 565 человек, став членами подполья. Еще 660 человек периодически участвовали в операциях по уничтожению врага. Подпольщики нападали на отдельные группы гитлеровцев, взрывали важные военные объекты, разрушали линии энергоснабжения, пускали под откос эшелоны с оружием, боеприпасами, вывели из строя десятки паровозов. Руководил подпольем бывший пионервожатый школы №16 Семён Морозов (ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза).
Организационный центр подполья находился в доме Афоновых, который, к сожалению, не сохранился, но на ограде его усадьбы установлена мемориальная доска.
В 1943 году эсэсовцам удалось напасть на след героя, схватить его самого и 200 товарищей и расстрелять на окраине города в Петрушиной балке ( ныне – «Балка смерти»). Но отряд подпольщиков продолжал работу до прихода совестких войск 30 августа 1943 года. В этот день в Москве был дан салют по случаю освобождению Таганрога и прорыва немецкой оборонной полосы так называемого Миус-фронта длиной 180 км (он начинался на р. Самбек в северо-восточной окраине города). На этом фронте погибли 850 тысяч гитлеровцев! Нельзя забывать, что Таганрог – город Третьего салюта в годы Великой Отечественной войны!
Кстати, вскоре после освобождения города от оккупантов сюда приехал известный писатель А.Фадеев с намерением собрать материал для романа о Таганрогском подполье. Но это было затруднительно, потому что город был сильно разрушен, немцы расстреляли 10,5 тысяч жителей, что составляло больше 12% оставшихся в оккупации , и местные власти не успевали оказать должной помощи в сборе цифр, материалов, фотофиксации.
Фадеев по всей видимости обиделся и уехал в небольшой городок Краснодон, где все его проблемы были значительно меньшими. Вскоре он опубликовал теперь всем известную «Молодую гвардию», а о нашем подполье Генрих Гофман написал повесть «Герои Таганрога» , увидевшую свет намного позже, зато весьма достоверную. Поисковая работа писателя позволила установить новые имена нескольких десятков подпольщиков. Читая эту книгу или глядя на памятник «Клятва юности», невольно вспоминаешь стихи одного из таганрогских поэтов:
Поклонитесь, потомки,
Героям народного мщенья!
Был нелегок их путь,
Но других не искали дорог.
Поклянитесь, потомки,
На площади этой священной
Быть достойными тех,
Кто погиб за родной Таганрог.
В наши дни более 10 улиц города носят имена подпольщиков, в том числе Семёна Морозова и Афоновых. Но почему в городе нет ни одного музея, отражающего деятельность самого крупного антигитлеровского подполья? Это тем более актуально, что в Таганрог входит в первую пятерку городов России с самым пестрым национальным составом населения (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Таганрог), и с фашистами боролись представляли более 25 национальностей! Даже дом Афоновых, где находился их оргкомитет, не сохранился!
И пока еще живы те, кто помнит образ и планировку домика (соседи, родственники), пока еще можно найти и фотографические материалы, нужно без всякого промедления начинать восстановительные работы (в реставрационной архитектуре такой вид памятника называется муляжом). В архивных фондах и города, и области можно тоже найти немало интересного.
Мы считаем, что в Таганроге нужно создать еще 2 музея:
– музей «Дом Афоновых», где была сконцентрирована вся организационная деятельность подпольной организации;
– музей Семёна Морозова в здании бывшей школы №16 (ныне главный корпус ТИУиЭ по ул.Петровской, 47).
В муляжном доме Афоновых все комнаты будут музеефицированы (подобно музею-келье старца Павла Таганрогского. Для музея Семёна Морозова достаточно выделить 2 комнаты на первом этаже учебного корпуса со входом с пер. Тургеневского и сделать его доступным не каждому прохожему (это, естественно, исключено!), а только организованным группам. Опыт такого режима работы музея в Таганроге уже есть, и его можно считать вполне нормальным (Музей авиации на территории одной из войсковых частей; Музей истории и культуры народов Приазовья при Святоникольском храме).
Учитывая богатейший опыт Таганрогского литературного и историко-архитектурного музея заповедника по формированию фондов, проектированию экспозиций и организации экскурсионной работы, можно быть уверенным, что эта работа будет выполнена не дольше, чем за 2-3 года.
У читателя невольно может возникнуть вопрос: «А зачем Таганрогу столько музеев? Ведь их оборудование, обслуживание посетителей – это серьезные расходы из городского бюджета!» Да, серьезные, но это всё оправданно и обоснованно. Совсем недавно, 19 декабря 2019 года, на встрече В.Путина с журналистами, длившейся более 4-х часов, один из вопросов, ему заданных, был такой: «А какова идеология в современной России наиболее актуальная?» Ответ президента был краток: «Воспитание патриотизма».
Жители нашего города поняли это давно. Еще в начале 90-х годов прошлого века, когда в стране почти во всех сферах, в том числе и в образовании, еще не правили «умные девочки» с прическами ведьм, в платьях с декольте почти до пупка и юбках не длиннее начала бедра (их теперь принято называть «умными менеджерами», а они-то в большинстве своем даже смысл слова «менеджер» не понимают), в Таганроге была принята первая в России концепция образования «Город как школа культуры», и из 38 школ почти все были экспериментальными площадками, широко реализующими региональный и школьный компоненты программы обучения в средних школах. В то время появились учебники, позволяющие учителям реализовывать идею патриотического воспитания через краеведческий компонент. Были написаны и опубликованы следующие пособия:
— Литературное краеведение;
— История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья;
— Музыкальная культура города Таганрога;
— Песни о Таганроге;
— Некрополь Таганрога XIX-XX веков.
На практике можно было убедиться в искренности стихов С.Есенина:
Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.
Неслучайно ведь до октябрьского переворота 1917 года курс краеведения в школах России назывался «Родиноведение», «Краелюбие».
«Краеведение – это прежде всего краелюбие», – напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О.Шмидт. «Самый массовый вид науки», – говорил о краеведении академик Д.С.Лихачев. И как не вспомнить здесь слова нашего земляка Виталия Закруткина:
«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери и услышал слова отца, и повторяя их, называл красоту родного языка! Чью душу не тревожила это светлая, чистая неподкупная любовь?»
Родина без нее обойтись может, мы же без нее — ничто. Эту важную истину, на которую обращал внимание В.А.Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. Видимо, поэтому 16 февраля 2001 года Правительство РФ приняло государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». К сожалению, система как среднего, так и высшего образования России в последние 10-15 лет сильно деградировала, и даже индекс интеллекта IQ выпускников средних школ с 1-3 места в мире в советское время опустился до 50-60 места в наши дни (рядом со слаборазвитыми странами Африки).
Вернемся, однако, к будущим музеям Таганрога. В 90-е годы городской отдел образования по специальному графику предоставлял автобусы вместительностью не менее 30 мест (это сейчас наполняемость классов от 18 до 25 человек, а тогда было 30-35 учащихся!) для проведения занятий по истории, литературе, музыке, рисунку и др. дисциплинам в музеях города. Впечатления детей от таких уроков, как мы выяснили методом опроса и анкетирования, были колоссальными. Налицо был факт: не военные уроки и тренинги, а краеведение формирует патриотизм.
Мы считаем, что только присвоения фамилий и имен подпольщиков улицам и площадям города недостаточно для того, чтобы люди получали адекватные ассоциации и вечно помнили о героях-подпольщиках. Ведь не все прохожие обращают внимание на таблички на угловых зданиях; во-вторых, приезжие вообще ни о чем не вспомнят, даже увидев табличку; в-третьих (и это самое главное!), важно, чтобы у горожан при виде таблички с фамилией подпольщика «срабатывало» ощущение энергетики той обстановки, в которой жили и боролись с фашистами наши герои-подпольщики. Убедиться в эффекте такой энергетики легко, посетив мемориальный музей детского писателя И.Д.Василенко, в стенах которого работает детское литературное объединение, или музей «Лавка Чеховых», где на втором этаже, в гостиной квартиры Чеховых можно увидеть спектакль драматического театра по какой-нибудь чеховской пьесе. Такое можно встретить только в Таганроге!
Указом президента России «в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 2020 год объявлен Годом памяти и славы. Мы уверены в том, что если мэрия Таганрога выделит хотя бы скромные средства и воодушевит администрацию музея-заповедника, наша идея будет реализована. Ведь еще полвека назад один из московских журналистов, побывавших в нашем городе, возвратившись в столицу, опубликовал статью в «Известиях», где назвал Таганрог «городом влюбленных… влюбленных в свой город».
Литература
________________________________________________________
© Кукушин Вадим Сергеевич (текст), Маресьев Алексей Васильевич (фото)