https://kulturologia.ru/blogs/271219/45029/
Как всё начиналось
Галина Волчек – дочь режиссёра и оператора Бориса Волчека, который вместе с Михаилом Роммом снял такие известные фильмы как «Ленин в Октябре», «Ленин в 2018 году» и «Пышка». Родители расстались, когда Галине было 13 лет, и она осталась с отцом. Позже она вспоминала, что именно благодаря отцу у неё особое отношение к тени и свету, что очень помогало ей в работе в театре.
«Мне нравится, чтобы было светло, полумрак на меня плохо влияет. Люблю подбирать гармоничное сочетание цветов в одежде… Может, у меня это генетическое: от папы, который был кинооператором и очень чётко и скрупулёзно отличал в этом смысле гармоничное от негармоничного», — рассказывала Галина Борисовна в одном из интервью.
После окончания школы Галина Волчек поступила в Школу-студию МХАТ, закончила её более, чем успешно и могла бы пойти стандартным путём молодой актрисы – сниматься в кино и играть в театре. Но она не искала лёгких путей. Вместо с однокурсниками Олегом Табаковым, Олегом Ефремовым, Игорем Квашой и Евгением Евстигнеевым она занялась созданием театра-студии молодого актёра. Прошло всего несколько лет, и театр «Современник» прогремел на всю страну.
Первая роль и отношения с кинематоргафом
Первым спектаклем, в котором Галина Волчек сыграла роль, стала пьеса «Вечно живые». Потом в её актёрской биографии было ещё много актёрских ролей, а в начале 1960-х она дебютировала как режиссёр. Первый спектакль Волчек-режиссера — «Двое на качелях» по Гибсону. Не прошло и 10 лет, как Галина Борисовна Волчек стала заслуженной артисткой РСФСР и получила Госпремию.
Киноработ у Галины Волчек около 30 фильмов.
Как правило, это эпизодические роли, которые она сыграла в 1960-70 годах: служанка в «Дон-Кихоте» Григория Козинцева (1957), покупательница магнитофона в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966), Волчица в музыкальной сказке Леонида Нечаева «Про Красную шапочку», Дюймовочка в «Осеннем марафоне» Георгия Данелия.
Но всё же главным делом всей жизни оставался для неё театр. Сама она говорила: «По моей жизни бульдозером проехался театр». Тот театр, в создании которого она непосредственно участвовала, и которым жила всю свою сознательную жизнь.
Нет ничего удивительного, что отношения с кинематографом к Галины Волчек сложились весьма поверхностные. Пока актрисы из её поколения пробивались на экраны, она с Олегом Евремовым создавала «Современник». На это ушло почти 15 лет. К как только театр стал действительно «сложившимся художественным организмом», случилось непредвиденное – художественный руководитель театра Олег Ефремов ушёл во МХАТ, да ещё и забрал с собой ведущих актёров «Современника».
Новый «Современник»
После ухода Ефремова стоял вопрос о закрытии «Современника», а журналисты и критики не стеснялись в рассуждениях, что миссия этого театра исчерпана. Но Галина Волчек не собиралась сдаваться. В 1972 году она стала новым худруком «Современника», а в актёрские ряды театра влилась молодая кровь – пришли новые актёры Валентин Гафт, Марина Неёлова, Авангард Леонтьев, Лия Ахеджакова. И уже всего через год громкая премьера — «Восхождение на Фудзияму» по пьесе Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова. Потом было ещё много разных спектаклей, которые и зрители, и критики принимали на ура.
«Жить здесь и сейчас…»
Стоит сказать, что Галина Волчек была одной из самых титулованных режиссёров и худруков. У неё было множество профессиональных премий различного ранга, орденов, а в 1989 году Галина Борисовна получила звание народной артистки СССР. Она одна из немногих, получивших все 3 степени ордена «За заслуги перед Отечеством».В последние годы Галина Волчек всё чаще болела, несколько раз попадала в больницу, но всегда находила в себе силы, чтобы вернуться в родной театр. К тому же из-за проблем с позвоночником она передвигалась в последнее время в инвалидной коляске. Её было трудно дышать из-за хронического бронхита, но сигареты она не оставляла. Но в театр приезжала регулярно и только совсем недавно, на организационном собрании труппы перед новым театральным сезоном она попросила себе помощника.
Всего через 4 дня Галина Борисовна попала в Боткинскую больницу за-за одышки. Диагностировали пневмонию, подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Чтобы снизить нагрузку на слабый организм, ввели в медицинскую кому. Но сердце Галины Борисовны не выдержало… 26 декабря
«Я предпочитаю жить сегодняшним днём, здесь и сейчас. Если всё время вспоминать прошлое, это значит, что сегодняшнюю свою жизнь ты не живёшь. А я хочу жить настоящим: в нём много хорошего, если смотреть на жизнь позитивно», — говорила Волчек в одном из интервью. Такой и была её жизнь – яркой и позитивной. Галина Волчек… Настоящая звезда — и в жизни, и на подмостках.