15 июня в Риме скончался итальянский художник, режиссёр театра, оперы и кино, продюсер, сценарист Франко Дзеффирелли, дважды номинировавшийся на премию «Оскар», получивший премию BAFTA, пять раз завоевавший премию «Давид ди Донателло», дважды — премию «Эмми». Депутат Сената Италии в 1994—2001 годах (Из Википедии).
Если предположить единицу измерения красоты – то ею вполне могли бы стать виды Флоренции, интенсивность её эстетического ряда; и родившийся в этом великом городе сын торговца текстилем Джанфранко Корси должен был с детства впитывать роскошь города, суммы его явных и приглушённых сияний.
Впрочем, вероятно, это лучшее из возможных «должен».
И вот – Флоренция, как судьба, как дыхание жизни, как источник света; молодой Дзеффирелли работает оформителем сцены в театре города, позднее становится театральным художником и актёром.
Он одарён праздником – и празднично он слышит тончайшие движения сложного, ювелирного театрального механизма; он чувствует мир красок, как стихию первого своего призвания; он знает – насквозь и наизусть – специфику актёрской работы.
«Золушка» Россини на сцене театра театров – Ла Скала – раскатывается великолепными волнами первого успеха, превратившийся в Дзеффирелли Корси становится знаменит.
Стоит ли слава силы и роскоши родного города?
Впрочем, слава нужна, вероятно, чтобы люди узнавали лучших своих сынов; и нынешний мир, искажённо преподносящий знаменитостями людей, не делающих ничего существенного, противоречит красоте и мысли.
Красота и мысль!
Какая гроздь ассоциаций рождается сочетанием двух слов!
Именно эти – лучшие грани человечества – определили дальнейшую судьбу Дзеффирелли, который после театральных постановок всецело уходит в бездны кинематографа и сразу снимает фильмы по пьесам Шекспира, – а какие бездны «бездоннее» тех, что предложил Потрясающий Копьём?
Только библейские.
Вот почему, следуя избранной норме глубины, Дзеффирелли снимает фильм о Франциске Ассизском – самом солнечном из когда-либо живших святых.
Затем идут работы над киноадаптациями знаменитых опер – «Паяцы», «Сельская честь», «Травиата», «Отелло» зажигаются новой эстетикой киноязыка; после чего маэстро возвращается к копям Шекспира, извлекая из них ещё не найденные драгоценности.
…жизнь плазмы – человеческого большинства – шла бы в пределах поглощения пищи, агрессии, размножения, когда б не дерзновения тех, чей мозг и душа просвечены неизвестной нам, но вполне очевидной явью – что вполне доказывает завершившаяся сегодня жизнь Франко Дзеффирелли.
Завершившаяся, чтобы сиять драгоценным наследием, меняя к лучшему внутренний состав будущих поколений.
_______________________
© Балтин Александр Львович