Интервью министра ИД Нагорно-Карабахской Республики Армана Меликяна агентству АРМИНФО

Вопрос: Г-н Меликян, недавно министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил о том, что политический статус Нагорного Карабаха может быть определен только после возвращения в регион азербайджанского населения. И этот статус, по его утверждению, возможен только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Как бы Вы прокомментировали данное заявление?
Ответ: Мы неоднократно высказывались относительно того, что следует отделять вопрос статуса НКР от вопроса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Независимость Нагорного Карабаха для нашего народа является высшей ценностью и не подлежит обсуждению. По моему глубокому убеждению, международное признание Нагорно-Карабахской Республики — это всего лишь вопрос времени. Что касается возвращения в Нагорный Карабах азербайджанского населения, то этот вопрос, как вопрос ликвидации последствий войны, должен решаться в контексте общепринятых норм защиты прав человека. Однако при этом не следует забывать, что проблемы беженцев и территорий возникли вследствие непризнания Азербайджаном независимости НКР, последующей агрессии и развязывания им военных действий против Нагорного Карабаха. Соответственно Баку несет полную ответственность за судьбы 400000 азербайджанцев, и в частности, за оказание им материальной и моральной компенсации. Разумеется, тоже самое относится и к 500000 армянам, которых политика этнических чисток азербайджанского руководства вынудила покинуть страну и стать беженцами.

Вопрос: Освещая доклад Горана Ленмаркера по нагорно-карабахскому конфликту, азербайджанские СМИ предусмотрительно опускают его высказывания относительно возможности присоединения Нагорного Карабаха к Армении. Как Вы смотрите на такую перспективу?
Ответ: Доклад г-на Ленмаркера в основном направлен против нашей независимости. Между тем Нагорный Карабах уже самоопределился, и его независимость не должна становиться предметом манипуляций и спекуляций. Существование двух армянских государств – это свершившийся факт, который является прямым следствием объективных геополитических процессов.

Вопрос: По словам американского сопредседателя Стивена Манна, несмотря на существование трудноразрешимых вопросов и разногласий, «имеются также объективные условия, позволяющие найти решение вопроса до конца года». Подобные оптимистичные заявления звучали не раз. Можно ли на сей раз воспринимать их всерьез?
Ответ: Говорить о сроках урегулирования сегодня так же трудно, как и лет 11 назад, когда завершилась война. Позиции сторон все еще очень далеки друг от друга. Кстати, насколько мне известно, в ходе встречи с журналистами в Степанакерте сопредседатели не проявили особого оптимизма относительно скорейшего урегулирования конфликта, весьма туманно высказавшись о сроках, — «с нынешнего года и до ста лет». Уверен, что без установления взаимного доверия между сторонами невозможно придти к какому-либо согласию. Так что придется набраться терпения для того, чтобы дождаться конкретных результатов.
Мы часто забываем, что в мире не одни, и что те или иные процессы следует рассматривать в контексте глобальных процессов. А потому должны быть реалистами, не недооценивать и не переоценивать собственные силы. При этом мы должны последовательно отстаивать свои интересы, а главным интересом Нагорно-Карабахской Республики является достижение полноценного участия страны в международных процессах, превращение страны в полноценного члена международного сообщества.

Вопрос: По сведениям некоторых азербайджанских СМИ в настоящий момент стороны карабахского конфликта пытаются придти к согласию относительно возможных сроков референдума по вопросу переходного статуса НК. Так ли это на самом деле?
Ответ: Подобная информация, попавшая в прессу из анонимных источников, существует. Однако считаю преждевременным говорить о проведении референдума, передачи территорий, открытии дорог и т.д., пока должным образом не сформированы принципы переговорного процесса и нет атмосферы взаимного доверия между сторонами.
Урегулирование НК проблемы возможно в рамках переговоров Нагорно-Карабахская Республика – Азербайджанская Республика. Этот формат переговоров может стать по-настоящему эффективным: участие НКР — обязательное условие для нахождения конкретных решений.

Вопрос: Выступая на днях перед жителями одного из районов Азербайджана, президент АР Ильхам Алиев заявил, что в последнее время в процессе урегулирования карабахского конфликта наблюдаются позитивные для Азербайджана тенденции. При этом он отметил, что Азербайджан использует все методы для освобождения т.н. «оккупированных территорий»… Насколько все это реально и на что в действительности может рассчитывать Азербайджан?
Ответ: Контроль над территориями является прерогативой властей Нагорного Карабаха, а решения относительно территорий не могут выноситься без согласия народа НКР. Иными словами, все вопросы, связанные с находящимися под контролем НКР территориями, должны регулироваться исключительно на основе решений, принятых народом Нагорно-Карабахской Республики и ее избранными властями. Поэтому муссируемые Баку подобного рода заявления о территориях и выводе с них армянских сил – всего лишь иллюзия. Безопасность и процветание нашего народа немыслимы в условиях его подчиненности тоталитарному, больному армянофобией Азербайджану, и в этом смысле Азербайджану не на что рассчитывать. Речь может идти о равноправных взаимоотношениях между нашими странами.

Степанакерт, 29 июля 2005 года