Прогресс интернет-технологий и сети Интернет опережает эволюцию теоретических представлений об этом явлении. Каждый, кто работает или изучает Интернет, сталкивается с явлением информационной сверхпроводимости, когда информация передается во всех направлениях с огромной скоростью посредством множества мгновенно переплетающихся связей. Именно динамика и постоянные метаморфозы Сети делают научные исследования трудоемкими и быстро устаревающими. История развития и становления нового вида СМИ, нового способа распространения, доступа, восприятия информации требует пристального внимания. А определение тенденций развития Интернета и, в частности, интернет-телевещания может стать набросками к глобальным трансформациям, которые могут быть вызваны новыми открытиями в области телекоммуникаций. Очевидно одно: внедрены в жизнь они будут со сверхъестественной скоростью.
Как отмечал Маршалл Маклюэн, офисные копировальные машины позволили каждому стать издателем. Если продолжить эту мысль, то можно сказать, что Интернет позволяет каждому заинтересованному стать телевещателем.
Процесс вещания предполагает распространение информации в динамике, в движении, то есть видеоряда и/или аудиопотока, которые выражены не просто текстовыми средствами, а средствами аудиовизуальными. Следовательно, можно разделить подачу материалов в Сети на публикацию информационных материалов и вещание информационных материалов в сети «Интернет». Предлагаем назвать вещательные сайты в Интернете термином «интернет-канал» [1].
Попробуем обратиться к истории и телевещания в Интернете. Процесс развития вещательных сайтов является отражением развития не только интернет-коммуникаций, но и средств массовых коммуникаций в целом. Первые упоминания о тестовых интернет-трансляциях видеопотока в США содержатся в Хронологии Интернета от Роберта Хоббса Закона и датированы ноябрем 1992 года. К сожалению, эти тесты не были задокументированы [2].
В 1997 году американский интернет-проект «Television Internet Broadcasting Network» начал с производства получасовых, а затем и часовых тематических программ, которые впоследствии транслировались в Интернете. Аудитория проекта была незначительной, а программы практически не востребованы вплоть до 1999 года. Первый опыт организации интернет-вещания был подробно описан участниками выставки «Экспо–1998» в Ганновере, США. Во время проведения выставки факультет журналистики университета штата Мэн организовал на выставке телевизионную студию. Она действовала в течение 10 дней, в ее работе принимали участие 115 студентов. Опыт организации интернет-вещания на «Экспо–1998» можно считать успешным. Организованные студентами программы посмотрело около 16 тыс. человек – цифра для интернет-вещания в 1998 году фантастическая. Каждый день в эфир выходило по 5 программ. Две из них представляли собой 10-минутные новостные блоки, остальные были целиком посвящены анализу экспозиции той или иной компании. Все программы, созданные во время выставки, были доступны пользователю одновременно, так что он мог сравнить, например, церемонии открытия и закрытия выставки или проанализировать динамику изменения количества посетителей. Параллельно с видеоинформацией на сайте «Экспо–1998» были опубликованы текстовые материалы, графики и таблицы, посвященные продукции фирм-экспонентов, сведения об истории выставки.
В Европе и Америке возможность интернет-вещания стала доступна не только для корпораций, но и для личного пользования еще в 1999 году. Так группа альпинистов, восходящая на гору Эйгер в Швейцарии, организовала живую интернет-трансляцию своей экспедиции. Камеры и микрофоны были вмонтированы в шлемы альпинистов, еще 12 камер были установлены на различных участках горы с помощью вертолетов. Технология позволила передать сигнал на сервер и транслировать восхождение альпинистов на гору в режиме реального времени.
В сентябре 1999 года был создан интернет-проект «NetAid» специально для трансляции в сети «Интернет» нескольких концертов мировых поп-звезд. Трансляции концертов Робби Вильямса из Лондона и группы U2 из Нью-Йорка велись одновременно на каналах BBC, MTV и в интернете. Интернет-трансляция была точной копией телевещания и не предполагала никаких интерактивных возможностей [3].
В 1999 г. канадский интернет-проект «iCraveTV» начал транслировать 17 американских телеканалов в Интернете. Руководство «iCraveTV» не занималось ни производством, ни закупкой видеоконтента. По большому счету, бизнес-модель «iCraveTV» была очень близка к бизнес-модели подпольных телесетей, если это, конечно, можно вообще назвать бизнес-моделью. Качество трансляции было невысоким, но предоставлялось бесплатно.
Канадское законодательство позволяло ретранслировать любой публичный сигнал, если в него не вносятся искажения. Другими словами, можно ретранслировать все, что угодно, не вставляя свои рекламные блоки или телепередачи собственного производства. Тонкость, однако, в том, что законы канадские, а каналы, которые ретранслировала «iCraveTV», – американские. Возможно, основатель компании Билл Крейг рассчитывал воспользоваться нестыковками между законами двух стран или, что менее вероятно, наивно предполагал, что в США соответствующее законодательство не слишком отличается от канадского. В феврале 2000 года руководство «iCraveTV» было вынуждено закрыть свой сайт, чтобы не нарушать действующее канадское законодательство.
В 1998 году американский миллиардер Марк Кьюбан запустил мультимедийный интернет-проект Broadcast.com, на котором разместил видео- и аудиофайлы, делая особый упор на спортивные события. Кроме этого, упор в интернет-вещании на Broadcast.com был сделан на популярный в то время скандальный судебный процесс с участием президента США Билла Клинтона и Моники Левински. Сайт Broadcast.com аккумулировал видео-файлы в Интернете, предлагая своим посетителям единый портал для доступа к последним новостям, спортивным матчам и судебным слушаниям. Одновременно компания продавала рекламные ролики, привлекая рекламодателей тем, что сайт посещают умные, образованные и богатые люди. Стоит отметить, что в 1998 году интернет-соединение, достаточное для просмотра видео в Интернете, мог позволить себе только богатый человек. Компания Broadcast.com позволяла принимать через интернет-программы 500 радио- и 65 телестанций. В 1999 г. владелец компании Марк продал Broadcast.com компании «Yahoo!» за 5,7 млрд. дол [4].
В начале 2000 года компания «Yahoo!» запустила собственный сетевой телеканал. Канал «Yahoo! FinanceVision» и представлял собой типичный образец финансового телеканала, ведущего вещание в режиме реального времени. В штате канала работали профессиональные телеведущие, операторы, корреспонденты и другие специалисты. Редакционные команды компаний «Forbes», «CBS MarketWatch», «The Industry Standard», «Red Herring» приняли участие в интернет-проекте. В июне 2002 года канал «FinanceVision» был закрыт. Телеканал поддерживался за счет рекламодателей и крупных финансовых вливаний. Однако в момент ухода с интернет-рынка крупных игроков (доткомов) финансовые потоки «Yahoo! FinanceVision» иссякли.
В 2002 году компания «Real Networks» запустила интернет-проект «RealOne SuperPass». Крупные американские телеканалы согласились продавать свои программы для вещания в Интернете. К июлю 2002 года сервис «Real Networks», плата за который составляет 10 дол. в месяц, насчитывал 750 тыс. клиентов. К тому времени сайт транслировал новости CNN и ABCNews, а также спортивные репортажи лиг NBA и MLB. В июле 2003 года количество платных подписчиков превысило 1 млн клиентов, однако особого прироста больше не наблюдалось.
За исключением опыта «Real Networks» полноценные цифровые трансляции в Интернете пока еще остаются недостижимыми для многих сетевых пользователей. В марте 2003 года новое интернет-вещание запустила компания «Yahoo!». Контент для «Yahoo! Platinum» предоставляли ведущие американские телевизионные компании «Fox», «ABC» и «CBS». Помимо этого транслировались передачи популярных кабельных и спутниковых каналов, таких как «Discovery Channel». Цена подписки зависела от количества и тематики выбранных программ. Так, например, спортивный пакет, включающий прямые трансляции с большинства важных спортивных событий в США, обходился пользователю в 17 дол. США в месяц. Однако после тестовой фазы, по словам руководства компании, проект «Yahoo! Platinum» не оправдал надежд и был закрыт.
Департамент культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании опубликовал в 2001 году отчет, в котором было отмечено, что зрители откажутся от традиционного телевидения в пользу цифрового лишь тогда, когда им предложат качественные программы. Совершение покупок из дому, доступ в Интернет, электронная почта и большой выбор каналов подтолкнут людей к правильному выбору, заявили британские исследователи. Однако специалисты также заявили, что цифровое телевидение лишь тогда сможет вытеснить традиционное в сознании зрителей, когда им будут предложены такие программы, аппаратура и сервис, которые они хотят и за которые готовы платить.
По словам министра культуры Великобритании Тессы Джоуэл, правительство планирует переход на цифровое телевидение в период между 2006–2010 гг., однако успех этого начинания зависит только оттого, смогут ли телекомпании, производители аппаратуры и провайдеры услуг убедить зрителей в преимуществах цифрового телевидения для повседневной жизни [5].
Первое в Великобритании интернет-телевидение было запущено в 2002 году, после шести лет предварительной разработки. Название новой телекомпании – «Worldart Media Television». Телекомпания «WAM» вещает в круглосуточном режиме программы о современном искусстве и индустрии развлечений. Канал изначально был ориентирован на пользователей ISDN (Integrated Services Digital Networks) или широкополосных соединений. Пол Блайт, главный администратор телекомпании, отметил: «У нас ушло много лет на сбор и оформление собственного телематериала, который насчитывает свыше 5000 часов». По словам Блайта, создание нового телевидения – не очередной ход в конкурентной борьбе, а реальная возможность выбора для зрителей. «Каждому хочется смотреть не то, что предлагают телекомпании, а то, что выбирает он сам», – заявил Блайт [6].
С 2003 года в Интернете стремительно увеличивается количество видеосайтов. Под видеосайтом стоит понимать сайт, на котором расположены значительные архивы видеоматериалов. Видеофайлы не являются собственным продуктом видеосайтов. Создатели подобных сайтов закупают видеоконтент или берут в свободном доступе, после этого тематически сортируют и предлагают пользователям. Тематика представленных на сайте видеоклипов может варьироваться от мультфильмов и рекламных роликов до музыкальных клипов, отрывков из фильмов и полнометражных фильмов. Примерами таких сайтов могут служить Atomfilms.com, Ifilm.com (англоязычные) и RamblerVision (русскоязычный). Сайт RamblerVision, например, позволяет пользователям размещать в Интернете собственные видеоролики, создавать видеоальбомы и выстраивать сюжеты по принципу публичного интернет-дневника (блога), позволяя другим пользователям оставлять свои комментарии.
Кроме того, начиная с 2001 года все крупные западные медиа-концерны уделяют большое внимание мультимедийным разделам своих корпоративных сайтов. Так, на сайте компании «MSNBS» возможно просмотреть подборку видеоновостей «Итоги недели в видеокадрах». На интернет-сайтах британской корпорации «BBC» и американских компаний «ABC» и «CNN» большинство новостей сопровождается видеоматериалами.
В апреле 2005 года канал MTV открыл сайт «MTV Overdrive», на котором по запросу можно смотреть видеоклипы, анонсы фильмов, программы о компьютерных играх и моде и другие видеоматериалы. Большинство программ в Интернете дублируют эфирное вещание. По словам представителей администрации телеканала, новый сервис призван привлечь молодежную аудиторию из разных стран, пользующуюся широкополосным подключением. В последнее время мультимедийные сервисы, основанные на передаче большого объема данных, пользуются все большей популярностью, и многие мировые телевещатели используют Интернет как канал распространения своих программ. Президент MTV Ван Тоффлер заявил, что не беспокоится на предмет того, что интернет-вещание отнимет аудиторию у эфирного вещания канала [7].
Интернет-вещание в России начало активно развиваться в 1995 году, через три года после первых тестовых трансляций на западе. Однако российские разработчики столкнулись с менее развитой в сравнении с западными странами инфраструктурой телекоммуникаций. Это увеличило отставание страны от развитых телекоммуникационных стран. В 1995 году Телеком-Центр начал первые эксперименты с телевизионным интернет-вещанием. Компания располагалась в Останкино, где сосредоточены все отечественные коммуникации. Это обусловило отличительную особенность Телеком-Центра как провайдера теле- и радиовещателей – крупных поставщиков и потребителей информации. Впоследствии пользователями этой сети стали крупные газеты, журналы, информационные агентства и т.п. Тогда цель была проста – предоставить профессионалам хороший, качественный интернет. В течение года руководство компании решило соединить интернет и телевизионный сигнал. В какой-то момент вещатели стали стремиться через интернет передавать сигнал русской диаспоре. Первым начал вещать в формате RealVideo телеканал «ТВ-Центр» [8]. Очень быстро канал связи был просто «забит» огромным объемом передаваемых данных. Ведь по существующим в то время технологиям передачи потокового видео одновременно смотреть телепередачи по Интернету могли порядка 100–200 пользователей.
В 1997 году был открыт сайт «Русское бюро новостей». Идеей, которая легла в основу проекта, стала конвергенция новостных потоков. Редакция предоставляла читателям структурированную информацию из множества разных источников. В рамках сайта работал один из первых проектов новостного видео в Интернете.
В 1998 году компания «Телеком-Центр» презентовала проект «Русмедиа» для организации высокоскоростных подключений к Интернету центральных телекомпаний, информационных агентств и радиостанций. Это было время активного внедрения сетевых технологий и мультимедийных приложений в производственные процессы редакций новостей. Впоследствии технологический комплекс проекта был использован для проведения сеансов вещания, в том числе и во время пожара на Останкинской телебашне.
Русмедиа вела трансляции со спортивных мероприятий (например, футбольного матча), где воедино были собраны текстовая справочная информация, голос спортивного комментатора и слайд-шоу с проходящего матча. Кроме этого, в 2000 году Телеком-Центр создал компанию «Русмедиацентр», которая начала работу по организации специализированных интернет-проектов для телерадиовещателей. Технологии потокового интернет-вещания были испытаны во время интервью С. Кириенко в Институте космических исследований в июле 1998 года. Кириенко заявил, что хочет провести именно интернет-пресс-конференцию. Камеры телекомпаний в зал допущены не были. Это был удачный эксперимент. Телекомпании заинтересовались этой технологией и выразили желание иметь свое вещание в Интернете. В то же время телеканалы тогда в Интернет особо не стремились, ссылаясь, в основном, на низкий уровень развития в стране широкополосных, высокоскоростных соединений.
В 1998 году был создан сайт «Россия от А до Я», на котором в 1999 году был открыт видеораздел. Компания «Мощные компьютерные технологии» во главе с М.Н. Пьяных организовала три съемочные бригады, которые вели съемку различных мероприятий в разных точках Москвы и транслировали это в Интернет подобно телевидению. По сути, этот сайт (видеопортал, как отмечают создатели) был посвящен различным тематическим направлениям – от выставочной деятельности до разработки сайтов некоммерческих организаций. Но главным направлением сайта стало интернет-вещание. Можно констатировать, что этот сайт одним из первых начал заниматься оригинальным интернет-вещанием в России. Компания «Мощные компьютерные технологии» вела интернет-трансляции из Дома правительства, Кремлевского дворца, Большого театра и других мест. Видеоархив сайта организован по темам: видеожурналы, видео на CD, выставки, Интернет, искусство, клубы, конкурсы, конференции, круглые столы, медицина, морская тема, награждения, НКО, образование, политика, пресс-конференции, религия, семинары, СМИ, спорт, съезды, фестивали, форумы, шоу. Каждая тема содержала подборку видеоматериалов, например, тема «Искусство» содержала несколько десятков видеорепортажей о культурных событиях Москвы. Видеоматериалы предлагались пользователю в виде последовательных видеофрагментов и были доступны для просмотра на скоростях 28 и 56 Кб/с. В рамках сайта был представлен один из первых опытов конвергенции – проект «Адреса милосердия», созданный в 2001 году и объединивший текстовые, видео- и аудиоматериалы на одной интернет-странице.
С апреля 1999 года компания «ИТ ИнфоАрт Старз» начала выпуск новостей из студии специально для интернет-пользователей. На сайте Infoart.Ru компания ежедневно транслировала выпуски новостей, завершавшиеся прогнозом погоды, в прямом эфире проходили встречи с интересными людьми. Позже к ассортименту студийных передач присоединились трансляции, ведущиеся выездной бригадой компании.
В конце 1999 года российский олигарх Владимир Гусинский реализовал проект Ntv.Ru, предлагающий, наряду с оперативной новостной информацией, кадры и видеосюжеты телекомпании «НТВ» – первое русскоязычное СМИ, сделавшее ставку на полноценную мультимедийность при подаче информации.
В 1998–1999 гг. для такого проекта на русском рынке не было аудитории: абсолютное большинство пользователей российского Интернета не имело технической возможности сгружать по сети и просматривать сколько-нибудь значительные объемы графики или видео. Но осенью 2000 года, когда сервер Ntv.Ru был впервые представлен публике, в Рунете уже насчитывалось достаточное количество пользователей, способных и желающих получать полноценно иллюстрированные новости. В результате к весне 2001 года проект Ntv.Ru прочно «прописался» в тройке наиболее посещаемых новостных интернет-ресурсов, потеснив прежних лидеров. По данным исследовательской компании «КомКон-2», за I квартал 2001 года ежемесячная аудитория сервера Ntv.Ru в России достигла 397 тыс. человек, в том числе 88 тыс. пользователей только в Москве. Динамика посещаемости сервера свидетельствовала о том, что интерес к нему возрастает по мере появления в новостях «зрелищных» сюжетов, например таких, как затопление станции «Мир». Успех новостных проектов мультимедийного жанра был подтвержден и сервером иллюстрированных спортивных новостей – Ntv-sport.Ru. Этот проект, использующий в своих материалах кадры и видеопотоки спортивной службы «НТВ+», получил в 2001 году Национальную интернет-премию за лучший спортивный сайт [9]. В 2001 году после реорганизации телеканала «НТВ» редакция сайта отделилась и продолжила свою деятельность под брэндом и адресом NTVRu.Com, а затем под NEWSRu.Com [10].
Телевизионные проекты в Интернете инициировались не только крупными медиа-концернами, но и отдельными журналистами, открывавшими интернет-каналы практически в домашних условиях. В 2000 году в Санкт-Петербурге начал вещание телеканал «Питерский меридиан». Как отметил руководитель проекта С. Келер в интервью журналу «Телемультимедиа», «мы соединили два направления – потоковое видео и чат как средство общения на сайте» [11]. Изображение передавалось двумя видеопотоками: первый – 22 Кб/с для пользователей модемной связи с низкой скоростью подключения к Интернету. Второй поток – это 100 Кб/с, который позволял передавать более качественное видеоизображение. По словам создателей телеканала, «Питерский меридиан» был рассчитан в первую очередь на зарубежную русскоязычную аудиторию.
Параллельно с появлением сайтов с интернет-вещанием телеканалы начинали все больше задействовать технологические возможности Интернета в эфире. В этой связи стоит отметить программы, которые использовали Интернет в интерактивных целях, в частности для того, чтобы получить обратную связь со зрителями. С 1999 года мнение интернет-зрителей показывал в эфире в программе «Антропология» на канале «НТВ» Дмитрий Дибров: на фоне дискуссии зрителю предлагалось наблюдать за ходом событий в моделируемом чате. Зрители обсуждали гостя программы, задавали вопросы. Таким образом достигался эффект соучастия – зритель смотрел передачу вместе со всеми, и мог узнать мнение других о передаче.
Интерактив использовался в программе «Что? Где? Когда?». В 2000 году интернет-холдинг «Рамблер» предоставил возможность зрителям не только присылать свои вопросы, но и участвовать в игре наравне со знатоками и выигрывать деньги в прямом эфире. По правилам в команду Интернета могли войти все желающие. Для этого нужно было зарегистрироваться в почтовой службе Рамблера и получить адрес, который становился идентификатором участника. В каждом раунде в интернет-команду входила тысяча игроков, случайно отобранных компьютером из общего числа прошедших регистрацию. В случае проигрыша действующий состав менялся, в случае верного ответа – оставался прежним. Окончательным ответом команды Интернета считался тот, кооторый был предложен наибольшее число раз. Если этот ответ оказывался верным, команда получала очко, а участник, давший первым правильный ответ, – деньги. По словам организаторов игры, к началу первой игры зарегистрировалось около двух тысяч человек. В самой же игре принимало участие около 500 человек. Однако программа с интерактивными возможностями выходила всего один сезон. Затем участие зрителей вновь свелось к телефонному голосованию. Использование телефонии на телевидении тоже является проявлением интерактивности, однако не выдерживает никакого сравнения с возможностями современных веб-коммуникаций.
2001 год стал дебютом для развлекательного вещания в Интернете. Круглосуточная прямая трансляция через Интернет обеспечила успех интернет-ресурса реалити-шоу «За стеклом» канала «ТВ-6». За девять дней сайт программы «За стеклом» достиг третьего места в рейтинге «Rambler’s Top100», поставив тем самым рекорд скорости роста популярности ресурса в Рунете. Всего за месяц с небольшим на «застекольном» сайте побывало около 3 млн посетителей. Десятки тысяч людей посмотрели прямую видеотрансляцию шоу в Сети. Это перевернуло бытующие представления о «несерьезности» вещания в Интернете. Реклама в сети помогла ТВ-6 заинтересовать часть аудитории других каналов, обратив на себя внимание наиболее активной их части, что вызвало «цепную реакцию». В момент, когда эфирное вещание канала «ТВ-6» было прекращено, в Интернете продолжались трансляции шоу «За стеклом–2». Трансляция нескольких программ телеканала велась из студии радиостанции «Эхо Москва» на сайте NTVRu.Com (сейчас NEWSRu.Com).
Реалити-шоу отлично ложатся в концепцию интерактивного телевидения. Тысячи интернет-пользователей смотрели программы «За стеклом», «Последний герой», «Фабрика звезд», а организаторы не только наладили вещание через Сеть, но и устроили продажу вещей участников через интернет-аукцион.
В 2002 году при Всероссийской государственной телерадиокомпании была создана интернет-дирекция под руководством Радика Батыршина, которая сразу вошла в лидеры рынка интернет-вещания. Проект государственного интернет-канала «Россия» включал создание региональных интернет-каналов на базе местных ГТРК. Каждый интернет-канал предоставляет оперативную информацию в режиме реального времени в текстовом и видео форматах. Наиболее интересные материалы попадают на федеральную ленту новостей – www.rfn.ru. ВГТРК стала компанией, запустившей интернет-вещание на общероссийском уровне через свои региональные филиалы. Отметим, ГИК «Россия» включает в себя сайт программы «Вести недели», спортивный портал РТР-Спорт.Ru, сайты программ Николая Сванидзе «Зеркало».
В начале 2003 года на рынок интернет-телевидения вышел один из лидеров Рунета – интернет-холдинг «Rambler». Телеканал «Rambler ТелеСеть» стал первым познавательным телеканалом в России с богатыми интерактивными возможностями. Вещание было организовано не только через спутник, но и в Интернете. Пользователю предлагалось взаимодействовать с содержанием телеканала, подстраивать под себя программную сетку, выбирать информацию и находить дополнительные материалы по заинтересовавшей его тематике. На сайте заранее подготовлены и выложены видео-, фото- и текстовые материалы, которые не вошли в эфирный выпуск программы, но представляют интерес для пользователя. Для того чтобы увидеть видео в режиме быстроменяющихся картинок, достаточно модемного dial-up соединения 33,6 Кб/с. Чем выше скорость соединения, тем более качественное видео может увидеть пользователь. Организаторы вещания рекомендовали для просмотра интернет-трансляции скорость 56–64 Кб/с.
Проект «Интернет-телевизор», который открылся в 2004 году, обеспечивает вещание в Сети шести каналов телекомпании «RTVi», в числе которых каналы «RTVi», «Наше кино» и «Телеклуб». Пользователь может выбрать скорость видеопотока – 50, 250 и 700 Kб/с.
В 2005 году московский интернет-провайдер «Корбина Телеком» запустил сервис под названием «Виртуальный видеомагнитафон», позволяющий пользователям записывать и смотреть телевизионные передачи в любое время дня, на работе и дома. Чтобы записать телепередачу или любимый фильм, пользователю достаточно зайти на сайт www.corbina.tv в раздел «Виртуальный видеомагнитофон» и запрограммировать запись нужных каналов на определенное время. Для осуществления заказа подойдет любая скорость доступа в Интернет, отмечают создатели. Выбранная телепередача записывается автоматически. Просмотр передач возможен с компьютера, подключенного к Интернету на скорости от 375 Кб/с (при этом максимальное качество изображения достигается при скорости от 1 Мб/с). Записи передач могут быть запрограммированы на две недели вперед. В настоящее время для записи доступно четыре канала – «Первый канал», ТВЦ, СТС, Ren-TV, РБК. Кроме этого, на сайте доступно потоковое аудиовещание радиостанции «Серебряный дождь». В ближайшем будущем Корбина Телеком планирует расширение числа каналов для записи, открыв доступ к каналам «РТР», «MTV», «ТНТ». «Виртуальный видеомагнитофон», по словам вице-президента Корбины Телеком Дмитрия Малова, позволяет смотреть передачи, идущие в дневное время, вечером. Это шаг к индивидуальному телевещанию, когда каждый человек сможет сформировать собственную сетку телепередач. В долгосрочной перспективе с распространением Интернета появится возможность создания частных телестудий, где каждый сможет создавать свои программы и транслировать их в Интернет, считают разработчики проекта [12].
Можно предположить, что в 2005 году развитие интернет-вещания в России, как в целом и во всем мире, находится на этапе становления, развития и работы на перспективу. История развития интернет-вещания за 12-летний отрезок прошла значительный этап от дублирования эфирного видео до оригинальных авторских проектов с богатыми интерактивными возможностями. Технические разработки позволяют организовать вещание как в крупных корпорациях, так и в домашних условиях. Однако ключевым параметром, напрямую влияющим на развитие интернет-вещания, остается экономическая бизнес-модель. В тот момент, когда платежеспособная интернет-аудитория достигнет уровня насыщения (по разным оценкам, от 10 до 15 % от населения страны), наступит этап бурного роста и конкурентной борьбы интернет-каналов.
Выход на самоокупаемость и извлечение коммерческой прибыли только за счет интернет-вещания пока является практически невыполнимыми задачами. Причина в малой величине аудитории, способной «принимать» интернет-видео, а следовательно, малой заинтересованности рекламодателей в интернет-вещании в качестве рекламоносителя. Однако процесс ускорения в развитии телекоммуникационных технологий позволяет утверждать, что аудитория интернет-вещания увеличивается прямо пропорционально росту новых скоростных интернет-подключений. Имеются в виду такие виды подключений (ASDL-модемы, оптико-волоконные кабельные линии), которые позволяют беспрепятственно и без задержек принимать видеопотоки. Неразвитость технической инфраструктуры влияет на активность рекламного рынка в Интернете. Таким образом, в сложившихся условиях развитие интернет-вещания возможно лишь за счет инвестиций крупных телекомпаний или сторонних инвесторов, заинтересованных в продвижении своей торговой марки и развитии новых технологий.
По данным фонда «Общественное мнение», количество пользователей, которые интересуются радио и телевидением в Интернете, составляет 5 % [13]. Попытаемся определить число пользователей, заинтересованных в информации о радио и телевидении в Интернете, следовательно, являющихся потенциальной аудиторией вещательных интернет-каналов. Если предположить при прочих равных условиях, что с 2002 до 2004 год процент пользователей, интересующихся радио- и телевидением в Интернете, не изменился, то 5 % от месячной аудитории в 12 млн составит 600 тыс. При этом активных пользователей окажется около 100 тыс. (из расчета, что суточная аудитория Интернета составляет 2 млн пользователей).
Попробуем составить портрет аудитории интернет-вещания, основываясь на данных ФОМ. Итак, потенциальная аудитория интернет-каналов – это преимущественно мужчины, возраст большинства пользователей колеблется от 16 до 30 лет. Большинство имеют высшее или неоконченное высшее образование с достаточно высоким уровнем дохода, считающие, что добились успеха в жизни. Основная масса пользователей работает или учится, живет в Москве или крупных городах. Примерно две трети знают английский язык. Интернет используют для удовольствия, общения и работы. Являются достаточно опытными и активными пользователями, большинство из них столкнулись с Интернетом еще в 1998–1999 гг. Поисковыми системами пользуются относительно чаще, чем новостными сайтами. Имеют выход в Интернет из дома, но пользуются также активно доступом с рабочего места или по месту учебы. В будние дни чаще всего находятся в Интернете с 12 до 18 часов, но значительная часть пользователей остается и после 18 часов, проводя в сети от 30 минут до 3 часов. В выходные дни треть пользователей выходит в Интернет после 18 часов, а вторая треть вообще не выходит в Интернет.
В 2004 году заметно активизировались сайты ведущих телевизионных каналов. Почти все крупные российские телекомпании достаточно давно обзавелись интернет-представительствами (НТВ – 2000 г., «Первый канал» – 2002 г., «Россия» – 2002 г.). Несмотря на это, в российском сегменте Интернет категорию «Телевидение» сложно отнести к популярным. Общий трафик этой категории в Rambler Top100 составляет немногим более 1 % трафика российского Интернета, десятикратно уступая категории «СМИ/Периодика», то есть интернет-изданиям. Это можно объяснить тем, что эти сайты достаточно долго существовали в виде формального представительства, визиток телекомпаний. В условиях слабого проникновения Интернета в России аудитория сайтов телекомпаний может практически не пересекаться с эфирной аудиторией телеканала. Однако в отдельные дни, отмечают исследователи Rambler, аудитория сайтов «Первого канала» и программы «Вести» превышает 50 тыс. человек в сутки [14].
Специальных исследований аудитории интернет-вещательных сайтов не проводилось. Однако на основе анализа предпочтений интернет-аудитории можно прогнозировать скачок посещаемости вещательных сайтов, как только будет преодолен технологический барьер доставки скоростного, широкополосного (в отличие от обычного модемного соединения по телефонному кабелю – узкополосного) интернета к пользователю. Так как качественное видеоизображение и звук могут получить лишь те пользователи, которые подключены к сети с помощью ADSL-модемов, выделенных линий.
Следует отметить две тенденции, влияющие друг на друга в равной степени: в Интернете все больше появляется видеоматериалов; в мире все больше пользователей переходят на широкополосные сети доступа к Интернету. Таким образом, одним из главных рыночных двигателей для создания широкополосных сетей доступа является увеличивающее распространение видеоматериалов в Интернете и наоборот. Несмотря на то, что в России все еще достаточно низка доля пользователей (около 12 %), имеющих дома широкополосное соединение, по-прежнему самым популярным остается модемное соединение. Широкополосный доступ можно приобрести по разумным ценам в городах с населением свыше 1 млн человек.
Тенденция перехода пользователей с низкоскоростного модемного к высокоскоростным соединениям с Интернетом очевидна. Этот процесс сопровождается во многом благодаря конкурентной борьбе между провайдерами, уменьшением стоимости интернет-трафика. Это, безусловно, положительные факторы для резкого увеличения аудитории интернет-вещания в ближайшие годы. За три года стоимость интернет-трафика в США уменьшилась в 30 раз. Если в 2001 году пересылка 1 Гб обошлась бы пользователю в 30 долл., то сейчас его средняя цена составляет 1 доллар.
На посещаемость телевещательных сайтов заметно влияет зарубежная аудитория. Этому способствует несколько экономических и технологических факторов: решенная проблема широкополосного доступа в Интернет, гибкие и относительно дешевые системы оплаты интернет-трафика, бесплатный контент (видео, кино, музыка), который можно легко найти и получить в российском сегменте Интернета. Даже платные сервисы в Рунете намного дешевле западных аналогов. Для сравнения: американский музыкальный интернет-магазин «iTunes Music Store» продает одну композицию (около 3 Мб) за 99 центов, а российский интернет-магазин AllOfMp3.com продает эту же композицию за 6. Не удивительно, почему посещаемость многих мультимедийных и вещательных сайтов составляют зарубежные пользователи. Кроме этого, еще один фактор, который привлекает посетителей из зарубежа, – это новости с родины. Россияне, постоянно или временно проживающие за рубежом, также являются частыми посетителями российских интернет-СМИ из-за скудного освещения российских событий в зарубежной прессе.
Основная тенденция развития интернет-вещания связана со свободной формой существования медиа в Интернете. Это позволяет прогнозировать появление неограниченного количества интернет-каналов в будущем. В Интернете может существовать до нескольких миллионов источников видеоинформации. Среднее количество эфирных телеканалов даже в самых крупных городах США не превышает 80. Спутниковое вещание может увеличить число принимаемых каналов до сотен и даже тысяч. Но это все равно не сравнится с потенциальными возможностями интернет-вещания. Теоретически производить видео для сети и открыть персональный интернет-канал может каждый, у кого есть камера, компьютер и модем.
Мы привыкли, что телевидение не требует от зрителя никакой активности: единственный выбор зрителя – это возможность переключить канал и выключить телевизор. Интернет-вещание предполагает, что зрители становятся участниками процесса производства программы. Сначала они получили возможность выбирать, что смотреть, потом им предложили вступить в диалог с гостями студии, теперь они порой сами выбирают ракурс и величину кадра. Более того, если у зрителя есть видео, которое кажется ему ценным, он может самостоятельно включить его в передачу, и эти съемки сможет увидеть любой пользователь Интернета. Развитие интернет-вещания может удовлетворить потребности разных социальных групп: врачей, юристов, учителей, программистов и других, тем самым развиваясь в рамках персонального интернет-телевещания. Увеличение количества вещателей неминуемо приведет к увеличению разнообразия вещания, появятся специализированные программы, трансляции со специализированных конференций, дистанционные видеокурсы. Это даст толчок для социальных проектов в Интернете. Однако рентабельность будет зависеть либо от массовости, либо от уникальной информации, за которую пользователи будут согласны платить.
Специализированные интернет-каналы, подобно таким же журналам, смогут предоставлять более качественную информацию аудитории. Во всем многообразии вещания возможно появление телевизионных интернет-магазинов, интернет-больниц, видео-интернет-консультаций и прочих сервисов, основанных на аудиовизуальной коммуникации.
Интернет как открытая система позволит тысячам людей создавать наполнение интернет-каналов, делиться информацией, переводить индивидуальную информацию в массовую. Каждый заинтересованный может открыть интернет-канал. А глобальное распространение мобильных телефонов со встроенными фото- и видеокамерами позволяет любому человеку в любой стране отснять видеоматериал, переслать его на интернет-канал и выступить в роли корреспондента. Исследователь В.В. Перевалов отметил, что сегодня появилась возможность получения актуальной информации от сотен тысяч корреспондентов: людей компетентных, понимающих, в чем суть происходящего, часто находящихся в таких местах, куда рядового журналиста просто не пустят [15]. Подобная возможность, только в рамках более комплексного программного наполнения, появилась у пользователей сети Интернет.
По мнению директора компании «Мощные компьютерные технологии» М. Пьяных, прорыв в области интернет-вещания может произойти благодаря массовому распространению новых технологий сотовой связи. Стандарты третьего поколения поддерживают хорошие скорости передачи сигнала, что делает реальным с помощью сотового телефона участие в видеоконференции или просмотр в Интернете. Конечно, сотовый телефон имеет совсем небольшой экран, однако он вполне позволяет принимать картинку хорошего качества, что было продемонстрировано рядом компаний на выставке «Связь-Экспокомм’2000» [16].
Кинорежиссер Г. Давиташвили связывает развитие телевидения в Интернете с изменением программирования сетки вещания, новой системой рекламных отношений, системой отношений «вещатель-зритель» и новой волной авторского кино. Изменение в структуре взаимоотношений «вещатель-зритель» радикальным образом повлияет на программное планирование. «Сетка вещания» со временем может отмереть, считает Г. Давиташвили. Ее сможет заменить простой рубрикатор. Институт программных директоров может быть заменен традиционными редакторами. Если речь не идет о живом вещании, то в интернет-эфире могут быть параллельно размещены десятки, сотни программ, доступные для просмотра в единицу времени. Можно предположить, что в таких условиях задачей руководства интернет-каналов станет формирование своего собственного набора (ассортимента) программ, которые, за исключением прямых трансляций, будут размещаться на сайте вещателя без учета времени и последовательности показа. Да и понятие «показ» будет касаться теперь исключительно прямого эфира. Ко всему остальному будет применяться термины «размещение» и «просмотр».
Фактор интернет-телевидения способен всерьез повлиять и на кинорепертуар телеканалов. Новое дыхание может получить авторский кинематограф, так называемый «арт-хауз», считает Г. Давиташвили. Производство некоммерческого кино не финансировалось телеканалами из-за малой коммерческой привлекательности. Поэтому эта ниша может получить развитие именно в Интернете. Спрос на данного рода телекинопродукцию, нецензурируемую ограниченным кругозором рекламодателя и инерционной политикой вещателя, может оказаться гораздо масштабнее, чем это представляется сегодня. При этом фактор интерактивности наложит свой отпечаток и на киноязык, на способы экранного повествования. В большом количестве могут появиться очень короткие фильмы хронометражом от нескольких минут до нескольких секунд, но также могут появиться фильмы с бесконечным хронометражом, своего рода интернет-телероманы, в отличие от традиционных телесериалов, неподеленные на серии. Теперь зрителю будет дана возможность самому прерывать просмотр в удобном для него месте, продолжать его оттуда, откуда он сам сочтет нужным, подобно тому, как делает человек, читая большое прозаическое произведение. Это повлияет на характер драматургии и способы построения сюжетов. Могут появиться и своего рода фильмы-ребусы, когда зрителю будет предлагаться самому скомпоновать между собой эпизоды так, чтобы они сложились в последовательность, составляющую законченную сюжетную часть фильма, только после чего зритель получит возможность смотреть фильм дальше. Одним словом, интернет-вещание также способно высвободить новые творческие перспективы для экранных видов искусства [17].
С января 2005 года компания «Vodafone» совместно с компанией «XX век Фокс» предлагает пользователям телефонов третьего поколения еженедельный 60-секундный сериал так называемых «mobisodes» из популярного телесериала «24». Также подписчики смогут увидеть «мобильный вариант» фильма «Бриджит Джонс: причины успеха» и ежедневное эксклюзивное видео MTV [18].
Новые телекоммуникационные технологии на базе сети Интернет уже сегодня трансформировали СМИ в СМК, а процесс коммуникации является основополагающим для большинства интернет-СМИ. В рамках развития интернет-вещания можно ожидать еще большее усиление коммуникационных процессов «адресант-адресат» и наоборот. Интернет-технологии позволяют пользователю передавать обратный видео-, аудиосигнал вещателю, который в свою очередь может распространять этот сигнал массовой аудитории. Сегодня можно представить в радиоэфире радиослушателя, который по телефону дозванивается в студию и делится со слушателями информацией. В ближайшем будущем при доступном интернет-трафике и широком распространении видеокоммуникационного оборудования, в том числе телефонов с видеоконференцсвязью или веб-камер [19] для компьютера, можно ожидать прямых видеовключений пользователей. И, вероятнее всего, такие эксперименты появятся сначала на интернет-каналах, а потом уже будут заимствованы традиционным телевидением.
Развитие интернет-вещания способно повлиять на рынок компьютерного оборудования и программного обеспечения, а также на инфраструктуру средств связи. Интернет-провайдеры и операторы сотовой связи постоянно стремятся к наращиванию технологических мощностей, внедряют технологии высокоскоростного доступа в Интернет, беспроводные технологии, мобильные телефоны третьего поколения. Именно интернет-провайдеры в первую очередь заинтересованы в появлении и увеличении количества аудиовизуального контента в Интернете. Они заинтересованы в так называемых генераторах трафика и готовы инвестировать в область интернет-вещания. В российском Интернете немало примеров, когда именно интернет-провайдеры внедряли и развивали новые технологии, например, интернет-радио Netradio.tochka.Ru было запущено московским провайдером «МТУ-Интел», региональный портал Rostov.Ru поддерживается ростовским провайдером «ААА-Интернет».
Компания «Apple Computers» выпустила веб-камеру, специально адаптированную для видеоконференций в Интернете. С течением времени появляются и будут появляться видеокарты и мониторы, специально произведенные для приема и обработки интернет-вещания с разным уровнем качества. Возможно появление различных схем продаж, которые будут использовать компьютерные магазины: при покупке компьютерной техники покупатели автоматически становятся абонентами интернет-каналов.
Новые методы компрессии аудиовидеосигнала с сохранением необходимого качества изображения и звука и технологии передачи сигнала по оптико-волоконным кабелям, а также в сотовых телефонных сетях станут главным средством доставки телесигнала в Интернете. В ситуации конвергенции технологий сотовой связи и телевидения компании, предоставляющие услуги сотовой связи, могут оказаться в позиции инвесторов в сферу интернет-вещания. Так как именно у сотовых компаний решена проблема микроплатежей, на которой возможно создание общественного и частного телевидения. Сегодня в странах-лидерах телекоммуникаций могут смотреть выпуски новостей на экране мобильного телефона или наручных часов. Дальнейшее совершенствование технологий в этом секторе откроет бесчисленные возможности использования «цифровых аксессуаров» на основе их подключения к всемирной сотовой телефонии, причём соответствующие услуги уже предлагаются телекоммуникационными компаниями.
Однако в силу неконтролируемости Сети сохраняется опасность распространения сомнительной информации в Интернете. Общество может столкнуться с материалами деструктивного характера в интернет-вещании, так же как это происходит с остальными сайтами в Интернете. Сеть особенно уязвима при вмешательстве со стороны. Практически доказано, что компьютерные пираты – хакеры – могут получить доступ практически к любым информационным системам, вызывая своими действиями сбои в работе электронных сетей и иногда злонамеренно извращая заложенную в них информацию. Неконтролируемость и открытость в виде отсутствия лицензирования и получения вещательной частоты налагают ответственность на каждого вещателя и представляют возможность злоупотребления этим мощным средством. Поэтому проблемную часть этого феномена, включающую юридические и этические нормы, только предстоит изучить.
Итак, телевещание в Интернете – это не театр в театре, это принципиально новый способ коммуникации, «окно возможностей» которого только начинает открываться. Вполне возможно допустить, что будущее телевещание в Интернете связано не просто с сегментированным рынком различных социальных и профессиональных ниш, а с «телевидением-одного-зрителя», где каждый одновременно является и зрителем, и вещателем.
Литература и примечания:
1. См.: Гарматин А.А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2004. – № 2. – С. 121-133.
2. Hobbes’ Internet Timeline v8.0.
3. Wikipedia.
4. Москалюк А. Марк Кьюбан: Интернет, баскетбол и цифровое телевидение // ITC Online. – 2004. – 23 сент..
5. CNews.ru. – 2001. – 29 декабря.
6. Proext.com. – 2002. — 30 октября.
7. BBC News. – 2005. – 7 апреля.
8. Маградзе Р.Ц. MULTICAST – «Грузовик» // Телемультимедиа. – 2001. – № 5 (9).
9. Носик А. СМИ русского Интернета: теория и практика // Нетоскоп. – 2001. – 25 окт..
10. См.: Хайтина Н. NTV.ru оставило Останкино // Нетоскоп. – 2001. – 19 апр.
11. Маргадзе Р.Ц. Интернет-вещание из Санкт-Петербурга // Телемультимедиа. – 2001. – № 1(5).
12. Корбина Телеком. – 2005. – 30 марта.
13. Типологии интернет-пользователей. Фундаментальное интернет-исследование. «Интернет в России/Россия в Интернете». Россия в Интернете // Фонд «Общественное мнение». – 2002. – 26 сент.
14. Экономика внимания. Rambler. – 2004.
15. Перевалов В.В. О создании новых каналов распространения массовой информации // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире: Сб. материалов научно-практической конференции. – М., 2005. – Ч. 1. – С. 203.
16. Шашенкова Е. Программа передач на завтра // Business Online..
17. Давиташвили Г. Интернет-телевидение — альтернатива или метаморфоза? // Шестой Евразийский Телефорум: Материалы международной конференции. – 2003
18. Сеферова М.В. Рынок контента новых СМИ в Японии // СМИ в многополярном мире: Сб. материалов научно-практической конференции.– М, 2005. – Ч. 1. – С. 182.
19. На 2005 год средняя стоимость непрофессиональной веб-камеры составляет около 50 дол. США.
____________________________
© Гарматин Алексей Алексеевич