(тезисы доклада на Балтийском форуме)

1. В течение ряда лет на Балтийском форуме обсуждались вопросы экономического и политического развития и практически не затрагивались вопросы образования, точнее, если затрагивались, то довольно болезненные аспекты, связанные с языком преподавания в школе. В связи с этим представляется особенно важным именно в сфере образования найти позитивные моменты, позволяющие сотрудничать обеим странам.

2. Образование все больше становится политикообразующим фактором современного мира, определяя его облик и направления политического и социально-экономического развития. Подобно тому, как в свое время экономический фактор значительно потеснил военный, сегодня развитие человеческого потенциала выходит на передний план. Современная ориентация на «интеллектуальное производство» потребовала изменения образовательной сферы.

3. Во второй половине ХХ столетия Европа пережила, по крайней мере, два периода, во время которых она столкнулась с проблемой опережения ее другими регионами. В 1960–1970-е гг. наметилось некоторое технологическое отставание европейских стран от США и Японии. Это дало о себе знать и в последующие годы. В результате в Европе позднее и медленнее, чем, например, в США, внедрялись банковские пластиковые карты и связанные с ними услуги, развивалась сотовая телефонная сеть, вводился Интернет. Следует заметить, что по массовому использованию ряда технологических инноваций развитые европейские страны в начале 1990-х стали уступать не только США и Японии, но и, например, таким странам, как ЮАР, где уже в начале 1990-х годов широкое распространение получила система банкоматов, оплаты коммунальных услуг по компьютеру через национальную сеть «Белтел», а также развитие сотовой телефонной сети.

Своеобразным «вторым звонком» для европейцев послужил тот факт, что в 1990-е годы они стали терять передовые позиции в мире в области предоставления образовательных услуг. Факт отставания европейского образования имел не только экономическое значение, но и психологическое. Европа, с ее культурными, историческими традициями, неотъемлемой частью которых было университетское образование, стала уступать именно в этой области.

Все это и заставило европейцев в конце 1990-х годов серьезно заняться реформой в области высшего образования, а для этого обратиться к своему историческому наследию и вспомнить, что интеграционные процессы в образовании имеют давнюю историю, восходящую своими корнями еще к средневековым университетам.

В итоге в 1999 году была подписана Болонская декларация, давшая название процессу европейской интеграции в области образования. В настоящее время она охватывает 40 европейских стран, то есть почти всю Европу. Образование фактически стало приоритетной областью развития в Европе.

4. Для развития сотрудничества России и Латвии в области высшего образования существует целый ряд объективных предпосылок. Прежде всего, здесь следует назвать международно-правовую базу. Еще на саммите России–ЕС в Петербурге (2003 г.) высшее образование было названо составной частью сотрудничества России и стран Евросоюза. На завершившемся в мае 2005 года саммите России–ЕС подписан документ, получивший название «Дорожная карта по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты», который направлен на конкретизацию ранее достигнутых договоренностей и который предусматривает, в частности, «поддержку сотрудничества, направленного на сближение систем присвоения степеней высшего образования посредством поощрения сотрудничества на уровне подготовки магистров и присвоения общих или двойных дипломов» [1].

Россия и Латвия также подписали Болонскую декларацию, направленную как раз на интеграцию высшего европейского образования.

На двухстороннем уровне отмечалась необходимость развития сотрудничества в сфере образования. Так, на встрече посла России в Латвии В. Колюжного с президентом Латвии В. Вике-Фрейберге в ноябре 2004 года было заявлено «об обоюдной заинтересованности России и Латвии в продолжении сотрудничества в сфере культуры, образования, науки» [2].

Кроме того, Россия и Латвия хорошо представляют систему высшего образования друг друга, многие элементы которой (особенно это касается математической, инженерно-технической, естественно-научной сфер) сложились давно; имелись тесные профессиональные контакты. Возобновить эти контакты в целом было бы несложно. Хорошее знание русского языка в Латвии оказывается значительным преимуществом для развития российско-латвийского сотрудничества.

Обе страны во многом заново выстраивали социально-экономическое образование. Например, в советский период вообще отсутствовала такая учебная дисциплина, как политология, практически не было обучения по международным отношениям. И в России, и в Латвии были созданы частные университеты уже в постсоветский период. Этот опыт развития новых дисциплин, форм образования (государственное, частное) и т.п. также представляет взаимный интерес.

5. Тем не менее, несмотря на имеющиеся объективные предпосылки, сотрудничество в сфере высшего образования между Россией и Латвией практически отсутствует и ограничивается лишь отдельными эпизодами. Если же высшее образование действительно рассматривать как политикообразующий фактор, в значительной мере определяющий вектор развития страны, то такое отсутствие взаимодействия в сфере высшего образование сегодня влечет за собой, по сути, сворачивание сотрудничества в социально-экономической сфере завтра. Более того, выделяемые ЕС значительные средства на развитие интеграции в сфере высшего образования оказываются, по крайней мере, не в полной мере востребованными обеими странами. В то же время другие государства (например, если говорить о Балтийском регионе – это, в частности Швеция, Финляндия) активно взаимодействуют с Россией в сфере высшего образования, создавая совместные магистерские программы, ведя обмены студентами и преподавателями и т.п., реализуя и Болонскую декларацию, и договоренности в рамках Россия–ЕС, и двухсторонние соглашения. И это – несмотря на значительно большие культурные и языковые различия.

6. Наконец, существует еще одна сфера в области высшего образования, представляющая интерес для обеих стран, – исследование последствий интеграции высшего образования в Европе. Удивительно, но практически не изучаются и не обсуждаются социально-политические последствия Болонского процесса. Например, какова роль университета в развитии гражданского общества? Каковы возможные миграционные процессы в Европе в результате интеграции образования? Как различные университеты будут «вписываться» в Болонский процесс – какова будет роль «лидеров» и «изгоев»? Как разные регионы будут интегрироваться в образовательное пространство (очевидно, пожалуй, что для России западные регионы активнее будут включаться в образовательное пространство)? Каковы могут быть и для России, и для Латвии наиболее перспективные сферы высшего образования (своеобразные «экологические ниши») в интегрированном образовательном поле Европы? Все это – сферы для возможных совместных российско-латвийских исследований, также предусмотренные договоренностями, достигнутыми в ходе саммита России–ЕС в мае 2005 года.

1. http://www.kremlin.ru
2. http://www.paritate.ru/othernews/411161728/print/
_____________________________
© Лебедева Марина Михайловна