Мне грустно и легко. Печаль моя светла.
А. Пушкин.
…Нет, это не печаль! Печаль светла:
лишь в ТЕ года он был светло печален.
А нынче мгла тягучая ползла.
То, что светилось там, вначале,
теперь мерцало глубоко в груди.
Потом ушло, как Грузия, за дали,
и Речка Чёрная чернела впереди.
И за спиной клубился чёрный человек,
хотя его все белым называли…
Ещё несовершённый выстрел
и жёг слепящий снег
и небосклон седой и мглистый…
Друзья ослепшие не слышали, не знали.
Он слышал, знал. Один.
Один он шёл не на один.
И всё же, всё же победил.
Что? Смерть?
Мы жизни его больше доверяли.
Она течёт… И что-то ещё будет с ней…
И с нами.
Среди печальных, светлых и далеких дней.
Пройдут года. И мы умрем. А Он – едва ли
* * *
Мы их по пальцам сосчитали,
Твои дворцовые балы.
«Натали». Ярослав Смеляков.
Не осуждайте Натали.
Ей роковое всё досталось .
И эти светские балы
Была лишь малость…
Не осуждайте Натали
За блеск тот в залах и балы!
Среди далёкой зимней мглы
Она была сама собою.
А Пушкин – Пушкиным он был.
Её гордился красотою,
Бывал и смел, и лих, и мил.
За ложь о ней готов был к бою!
Не осуждайте Натали.
От пересудов в чуждом свете
В те дни они страдали вместе,
А свет болтал, жужжал, язвил.
Они от разной задыхались жажды:
Покоя, воли, чести, мести…
И тень зловещих крыл однажды…
И с крыл слетали злые вести…
(к приметам Пушкин не остыл).
Они страдали. Только каждый –
По мере гения и сил!
Не осуждайте Натали.
Ведь Пушкин пал на поле боя
Любя, любя, как и любил!
Плыл след кровавый за спиною,
Молчало поле снеговое,
А в небе колокол звонил.
Но кто на выручку спешил?!
Никто.
Не осуждайте Натали!
Они пред вечностью седою
Стоят с тех пор. За локоток
Её он держит в той дали,
И тёмной путаной молвою
Ни бесы в неземной пыли,
Ни люди средь земных дорог
Разъединить их не смогли.
Никто не смог!
БЕЗ ВАРИАНТА
Зачем листаешь дни назад,
мой друг?! Тебя я окликаю —
Оставь! Твоё нутро — твой заповедный сад,
который слаще рая.
Зачем вперёд все дни подряд
вперяешься, ловец звезды падучей?!
Оставь! Внутри тебя пылает ад,
и ад тот неминучий!.
Да потому, что всё, всё у тебя внутри:
и сад, и ад, все круги Данта.
И что, мой друг, в ответ не говори,
у человека нет другого варианта
жить, с зарей ли он встает иль до зари.
* * *
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Борис Пастернак.
(«Гамлет»)
И вновь свой монолог для нас читает Гамлет.
Рассчитан шаг. В ушах столетий звон.
Спустись с подмостков в мир наш, юный Гамлет!
Я знаю, как ты стар, как горечью силён.
Что – смерть тебе?! И что тебе подмостки!
Пускай на них играют на трубе.
Здесь тоже жить и умирать непросто.
Как объяснить нам всё это тебе?!
И нам нужна медлительная шпага
с раздумьем на конце, летящим прямо в цель!
Сойти с подмостков! В этом есть отвага –
жить на земле и дуть в свою свирель.
ДАТСКО-РУССКИЙ ГАМЛЕТИЗМ
(Шуточное. Из неопубликованного).
Мы не знаем родословной
Принца Гамлета. Шекспиром
Нам не сказано о том,
Как он датским оказался,
Где отец его скитался,
Как осел он в Эльсиноре,
В этом замке не святом.
Ну, а где святые замки
В этом божьем мире странном?!
Всё везде полито кровью.
Только всё же на Руси
И смутьяны, и буяны,
И цари, и атаманы
Кто по трезвости, кто спьяну,
Повторяли: «Что нам делать?
Боже, Господи, спаси!».
И на Гамлета похожи
То ли гневом, то ли стоном,
Может быть, иным жаргоном
Выражали мысль они,
Но своих Офелий сами
В волны синие бросали
И в печали вновь гуляли
Ночи темные и дни.
И опять, тряхнув кудрями,
В грудь ударив кулаками,
Вновь кричали: «Что нам делать?!
Что нам делать, как нам быть?!
Кто во всём виновен, Боже?!»
Вот и в принце датском вроде
Что-то русское в природе –
И лихие думы гложут,
И никак решить не может
Где, кого и как убить!
Что-то есть…Молчу я, зная
Отчего тоска такая,
Отчего вопросы эти
Стали к принцу приходить!
Очень уж по-русски снова
Он твердит от слова к слову:
«К чёрту всё, кругом полова.
Ну, так быть или не быть?!».
ЛИЦЕДЕИ
Как легко лицедеям, как легко лицедеям:
душа их смеется, когда они плачут.
Над нами смеётся, а как же иначе!
А мы только плачем, ничего не умея.
Нелегко лицедеям, нелегко лицедеям:
смеются они, а душа у них плачет.
А мы лишь хохочем и их не жалеем,
не зная, что смех тот серебряный значит.
О как мне постичь эту злую науку –
святой артистизм, лицедейство святое?!
Но мне не пресечь свою чудную муку
быть только собою, быть только собою…
ВЕНЕЦИЯ
Что мне Венеция? Да что в ней, боже мой!
По пояс все дома в воде зелёной
и плесенью покрыты, как сурьмой
их лица вечные при вечности бессонной.
Палаты всякие над чуждою водой.
Что мне они для памяти и думы?!
Что дожи мне со всей их чередой,
когда по крови я печальна и угрюма?!
Мосты и мостики, мосты да острова…
Прекрасные промозглые приметы…
И что венецианские мне эти кружева, –
в истории пропавшие венеты?!
От Казановы и Отелло тень и свет.
И, как при них, каналы и гондолы.
Но почему-то русский спит поэт
там вечным сном, а впрочем, много лет
он не имел нигде родного дома…
Что утешает его там, в той седине,
сознанье тайное его и дух гонимый?!
Венеция, быть может, в долгом сне
всё ж не твои он видит лета-зимы?!
ДОН КИХОТ
(Стихотворение из драмы «Смерть Сальери»).
Какое солнце видел я вчера!
Хотя чего уж в моей жизни не бывало!
Да, да, опять – война, а не игра
вся эта жизнь. Я снова опустил забрало.
Алело солнце, отражённым в нём
потоком крови, что течёт до окоёма.
Кольчугу бы надел и щит бы взял с копьем,
да что они средь нашего содома!
Ах, жизнь, ах, жизнь, как сохранить тебя!
Как кровь страшна, а мир несётся в бездну.
Как стыдно жить и умереть, трубя
об этом всём – кому? – так бесполезно.
Какое солнце видел я в закат!
Я дон Кихот, и этому я рад.
ОСЕНЬ 1992
Не бывали так красны закаты, право!
Солнце в море падает с шипеньем.
Ветер гнёт деревья на колени,
а они встают, раздеты и кровавы.
Что за ветер нынче, с юга! Не бывало
здесь такого – жуткий, бесноватый.
Я молчу, но знаю, отчего закаты
кровью отливают нынче алой!
Оборвались провода. Мосты сгорели. Нет объятий.
Исказились лица. Вот он, вот каков апокалипсис!
Чую, чую, как лечу – осенний листик
на кровавом бешеном закате.
РУССКИЕ СТАНСЫ
Я подняться хочу до небес по тугой вертикали,
но без грохота, крика и ярких огней.
Бог не примет меня: говорю я грешно – всё печали!
И окатит меня из бездонной бадьи Водолей.
Я на Запад уйду по ухабистой горизонтали,
но хватает за ноги, от солнца прищурясь, Восток.
Это древние, древние, дикие боги узнали,
как я долго плутаю в скрещеньях заклятых дорог.
Это что ж – испытание, рок или грехопаденье –
азиатские пляски под русские сказки и лень?!
Запад чист и богат. А у нас лишь татарские деньги.
И, раскинувши руки, не пускает зарезанный Мень.
СИЗИФ
…Одного восхождения к вершине достаточно,
чтобы наполнить сердце человека.
Надо представлять себе Сизифа счастливым.
Альбер Камю. Миф о Сизифе
Глыбу Сизиф на плечах возносил на крутую вершину.
Но боги разгневанно вновь этот камень с горы низвергали.
Снова кровь, снова пот жгли согбенную верную спину.
Только главного эти ленивцы с Олимпа не знали:
то, что Сизиф каждый раз с той открытой вершины скалистой
видел дали бескрайние рая и ада,
ветра студёного, жаркого слышал он дикие, нежные свисты –
пусть же катится с грохотом снова по склону громада!
Снова текут кровь и пот, кровь и пот по разодранной коже.
Снова тащит наверх человек по уступам гранитный обломок.
Это жизнь продолжается. Что ему наказание божье?!
Это счастье-несчастье. Это то, что богам незнакомо.
1998
АКТРИСА
Верико Анджапаридзе
Зачем ей красота, когда сошлись в ней все миры!
А ведь в мирах всегда сияние и хаос.
В ней, как в мирах, то солнце поднималось,
то мрак уродливый вползал из-за горы.
Зачем ей красота – такая малость!
И глупо было бы о чём-то сожалеть
на том краю, где только жизнь и смерть.
И никакой игры!
ЭЛЕГИЯ
Где вы, дни с возвышенным вдохновеньем,
с неуёмным порывом, с негасимой страстью?!
Мне сейчас всё пишется не то что бы с ленью,
а с тяжелой, как горе, ночной напастью.
Кто в Америке сгинул – за счастьем проклятым,
кто во Францию врос, кто вписался в Израиль…
Старый друг мой теперь – этот Гений крылатый –
не диктует, а стонет, как будто изранен.
А я в тайной России сижу, и до века,
до смерти буду клясться в любви ей
под туманом белесого звёздного млека
в немоте до тоски и в рыданьи до боли.
Что сказать напоследок, перемножив итоги?!
Я люблю эту землю, а за что – я не знаю.
Может, шепчут мне в уши старинные боги,
а я что-то в том шёпоте их понимаю…
2000
_____________________
© Кресикова Иза Адамовна