* * *
Я поделюсь с тобой Свободой –
не радио «Свободой» — просто…
Свободой вооот такого роста,
мне посланной случайно Богом –
не навсегда, а на сегодня –
так, по ошибке, будто пицца…
Свободой Быть – не бить, но сбыться,
не наплевавши в чьи-то воды,
не опорочив грешных мыслей,
не высмеяв ненужность чувства.
Свобода – больше, чем искусство!
Свободой не веревку мылить.
Да даже и с веревкой этой
вкруг шеи – пусть, как раз сегодня! –
кричать и верить: «Я свободна
не меньше смерти и поэта!»
И палачам не плюнув в очи,
как есть повиснуть – в небе вешнем.
Свободой вот такой – не меньше –
я поделюсь с тобой. Ты хочешь?
* * *
Бледная заводь. И ярко-вишневая шаль.
Чеховски грязный, чахоточный профиль у стужи.
Не уезжай (я молила, но…) не уезжай.
Все будет кончено, если вернешься к оружию.
Лужа подернута розовой пленкой и льдом –
смотрит земля на богов сквозь диоптрии лужи.
Врал, что вернешься… Я, впрочем, поверю. Потом –
только когда ты мне будешь до боли не нужен.
Не приходи, опирая о посох остов,
не заходи без звонка (так положено мужу),
не волоки по намытому сорок хвостов,
древних, кровавых… Не спрашивай – нужен-не нужен?
Я отказала жрецам, и купцам, и глупцам,
в погребе яблочном пряча снегирную стаю.
Не открывай, не входи, не узнаешь лица.
Я же тебя и безликим, конечно, узнаю.
* * *
кто он мне?
враг, правнук, пророк ли, друг?
кто размыкает мой непорочный круг –
над головой, темени супротив?
после полуночи или часам к пяти
выйду, укутавшись, гордая, как вдова,
а наверху – голая голова…
звезды колют лучами, заря печет…
вот он какой, обнаженной главе почет!
так не вдова ж, не тать, но не те права —
просто иначе выглядит голова.
и по-иному та голова глядит –
видит (ей важно!), что там у вас в груди…
ДАР
Бывало… Вяло вяла слива –
так искренно, не торопясь.
И поднималась горделиво,
как траур, полночная бязь,
и заслоняла, точно матерь,
мой взгляд от прелестей иных –
простых как день, пустых как скатерть
на праздник чувства (не вины).
Был дар – играть в ночи с тенями
в «кто-первый-наперегонки-
достигнет-корчась-под-стенами-
забвенья-огненной-реки».
Был дар, чуть выйдя из потемок,
внушать тоску, и боль, и стыд,
взывать и слышать Незнакомок
из инфернальной пустоты.
Был дар – бесстрашный и наивный,
жестокий в щедрости своей,
сродни июльским черным ливням –
густой и сладкий, как портвейн.
Был дар бросать слова на ветер,
потом оплакивать, ища,
ловить, кромсать, сажать на вертел
из строк, любить и не прощать…
Был дар не дар, а так, проклятье.
Но ты, забыв про удила,
не распознав чуму под платьем,
забрал, точнее – отдала.
За свет. За праздник. За надежду.
За карамель у губ. За нимб…
Я, как смогу, тебя утешу,
но отпусти. Мой дар верни.
ОСТАВЛЕННЫЙ КОРАБЛЬ
Смешались волны, стонут якоря,
когда вольноотпущенник — ни с места.
И где-то посредине января
к нему зима приходит, как невеста.
И новая судьба, сковав мечты,
сжимает цепь в кулак оледенелый,
и трут бока скрипучие мосты,
и якоря растут остервенело
и множат связи с чуждою землей –
с землей, ему неблизкой, как идея.
И сон – такой нелепый и скупой –
приходит на заре, стыдясь и рдея,
что снится… что – про стены и про снег,
про скверную таверновскую скуку…
А флагман, тот любимый человек,
был предан — не забвению, но мукам
злой совести, что знают корабли –
тайком хранят, как черный ящик, в трюме.
Всем кажется: далёко от земли
он умер, а он здесь – совсем не умер,
он сыт и пьян, несчастен и женат,
он, как и ты, в прибрежную ракушку…
Он дал тебе свободу, но канат
трусливо не обрублен (не откушен).
И воля – лишь скупой мужской слезе.
И будто жизнь из перетертой вены,
уходят – каждый по своей стезе:
один в музеи, а другой в забвенье.
* * *
Через порог,
и не в шаг – в бег,
вдаль от дорог
или вдоль рек…
После — брести
и смотреть вглубь.
Разум, прости,
ты совсем глуп!
Маки могил,
на погост мост.
След от ноги,
и узор прост…
Прост, как мечта
обрести дом.
Только не там,
да не в том
доме нальют
золотой ром…
Я не бегу —
я лечу в Дом!
Там где и жуть,
и хмельной бред.
В дом захожу,
а меня нет.
* * *
Всадник. Уродливый. Не романтический.
Всадник на лысом холме.
Очень буквальный. Практичный. Практически
поздно иного хотеть.
Он ведь и мог обрядиться принцессою,
даже блистать на балу.
Что ему? В гущу веселой процессии
он запускает стрелу.
Воздух скользнул вдоль ее наконечника.
Выгнувшись, замер скрипач.
Продана скрипочка новым кузнечикам
счастья. Коль можешь — заплачь.
Всё – пустота под его облачением,
космос, иная херня…
Я приносила к погосту печения,
гладила гриву коня.
Ела таблетки, питалась амброзией,
утром пила молоко.
И выглядала в окошка морозное:
близко ль он иль далеко?
Не прикормила, проклятьем не выслала –
так и стоит поутру.
Целится – с мордой не злой и не кислою…
(Ждете здесь рифму «умру»?)
Нет, не умру, не сегодня – соседние
криком исходят дома…
Я остаюсь в этом мире последняя –
точно носитель клейма.
Всадник. Уродливый. И не таится ведь…
Мимо проходит – хоть плачь.
Водит смычком сквозь меня мой единственный —
очень буквальный — скрипач.
* * *
Змееныш, змееныш, чего же не спится?
Иль грудь не мягка моя, не широка?
Тебя я пустила от сердца напиться,
а ты все глядишь и глядишь в облака…
Змееныш, влюбленным неведомы яды.
Влюбленных нельзя, ублажив, усыпить.
Ты жадный до чувственных спазмов, а я до
горчайших касаний Кассандры-судьбы.
И пусть тебе снятся воздушные змеи,
до коих хвостом от земли не достать.
Змееныш, однажды и ты мне изменишь,
а я вот тайком научилась летать…
ЖАННА
Стрелы ли, ангелов сонм.
Рук истертая замша.
Вьется времен стон:
«Выдайте Жанну замуж!»
Жизнь королю! – пока
женская бродит жажда
по языкам, бокам,
по щетине и жабрам.
Клирики святы в хлам,
отповедь их желанна,
коль, осветивши храм,
замуж выходит Жанна!
Жанна… Какая блажь
от алтаря нас отводит?
Плащ надевая, плачь!
Плачь, натянув поводья!
Схвачен за горло меч –
ныне иных желанней.
Замуж берите вещь.
Жанну оставьте Жанне.
* * *
Иглами инея изгородь паперти…
В иглах — пороги, столбы да идолы…
ставни и стены, и стол… Всё заперто.
Иней. Красиво. БелО. Обыденно.
Вечность не выждать в морозе утреннем:
губы такие белесо-странные!
Скрипнут полозья под легкой утварью —
и до свидания, и до свидания…
Прямо на юг, на улыбки в бабочках,
к теплым телам добродушно-раскованным.
…Где-то в снегах молча стынут тапочки —
белые, в инее, будто покойники.
Что мне до них? Здесь тепло и весело —
в танце под солнцем со сплошь красавцами!
Только в бокалах меж строчек песенных
кубики льда, извиняясь, бряцают.
…Снова повозку да утварь кочками
молча волочить под блажь судьбинную —
к дому, где всё, мне казалось, кончено:
греть, обнимать, отнимать у инея…
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
(диптих)
1.
Ни поцелуев, ни властных поз…
Дверь закрывая, я не рыдала.
Вон он, последний хрустальный мост.
Вот она, тропка до тронной залы.
А посредине – как перст судьбы –
грозный и пьяный, готовый жахнуть…
Мальчик, тебе меня не забыть,
как красоту белоснежных шахмат.
Я отучила тебя грубить,
в санках катала, сушила гетры…
Мальчик, тебе меня не убить
страстными взглядами в пользу Герды.
Помнишь ли? Глупый, дрянной и злой,
властно вдруг обнял меня за плечи
и прошептал: «Не хочу домой!
Ты научи, что такое вечность».
С точностью бога, за кубом куб,
ты возводил ледяную Трою.
Проклял – за блеск полнокровных губ –
стены, что сам для меня построил.
Нынче – обломки снежинок вспять
тянутся беженцами на полюс…
Я не корю – я тебе не мать.
Но Королева имеет голос.
Знай же: ваш рай на горбу планет
вы с ней разрушите – сами, сами…
Я отпускаю (а память — нет)
к девочке с белыми волосами.
2. (Возвращение Кая)
Прости, мой мальчик, такая «вечность»:
ни эпитафий, ни эпиграммы…
Я наложила, как будто вето –
три льдинки на ножевые раны.
Одну на руку, одну на сердце,
а третью – там, где душа сочится…
Не излечу – помогу согреться,
прильнув прохладой к углю ключицы.
И в этом адском раю инверсий
(я старше солнца, я больше мира!)
построим наши дворцы и верфи –
внутри такой типовой квартиры
когда-нибудь… А пока – забудься,
забудь скитанья, мечи, орала
и принцев датских средь революций,
и этих карточных генералов.
Очаг фальшивый, ростки герани
и след щербатый от дырки в кедах,
я все прощаю – и эти раны,
и эту бывшую первой Герду.
А по весне – и не Кай, но Кайзер
разбужен будь, роднику подобно.
Не сожалей, не казни, не кайся.
Проснись, мой мальчик, проснись свободным!
____________________
© Амирова (Манафова) Инна