Знание — сила.

Казалось бы, как могут пересекаться Иисус Христос, Бог-сын святой Троицы христиан и ислам, строгая религия единобожия, религия, столь часто противопоставляемая христианству? (Как могли бы не пересечься эти понятия?)

Обратимся к главному и основному источнику ислама, к Умм аль-Китаб (матери книг) — Корану.

«Слово от Аллаха, имя которого Мессия Иса, сын Марьям». (Сура 6, 85)

Иисус Христос христиан известен в мусульманской традиции под именем Иса, сын Марии, как пророк ( ан-наби) Иса и как мессия. Ему посвящены многие айаты сур Корана (2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 19, 21, 23, 33, 42, 43, 58, 61, 66, 67), относящихся к разным периодам. Это и Мекканские суры, из них — 4 рахманские, 3 пророческие, и Мединские суры — их 9. Сура 19 имеет название Марьям и почти полностью посвящена деве Марии и ее сыну.

О пророках мы узнаем в Коране важную информацию, согласно которой, посланниками могут быть и ангелы и люди [С 2,74(75)], Аллах отправлял посланников к каждому народу [С 10,48(47); С16, 38(36)]. Посланники отправлялись с языком того народа, к которому они обращались (С14, 4(4). Все свои знамения каждый истинный посланник приводил только с дозволения Аллаха [С 13,38(38)]. И хотя сказано, что среди пророков нет различия [С 3,78(84), С2,130(136)], Аллах дал, только по ему ведомым причинам, преимущество одним пророкам над другими [С2,251(253)].

Для ясности нужно оговорить, что все пророки (наби) от Ибрахима (Авраама) до Мухаммеда, составляют пророческий цикл (дайрат аннубувва), завершаемый «печатью» пророков — величайшим из них — Мухаммадом. Каждый наби должен быть и вали, т.е. близкостоящим к Богу, отмеченным печатью святости. Именно из числа пророков избираются разуль — апостолы, т. е. посланники. Разуль должен быть одновременно наби и вали.

Жизнь Исы в Коране подробно не расписана, хотя прослежены все основные этапы жизни человека: его чудесное рождение, его деятельность, смерть. Не меньше внимания уделено в Коране его матери, где с величайшим уважением говорится о Марьям (Марии), «достойнейшей из женщин». В Суре 3,31(35)-32(37) рассказывается о рождении Марьям: «Вот сказала жена Имрана: «Господи! Я обетовала тебе то, что у меня в утробе, освобожденным (для тебя). Прими же от меня, — ведь Ты слышащий, знающий». И когда она сложила ее, то сказала: «Господи! Вот я сложила ее — женского пола». А Аллах лучше знал, что она сложила, — ведь мужской пол не то, что женский. «И я назвала ее Марьям, и вот — я отдаю Тебе ее и ее потомство под защиту от сатаны, побиваемого камнями. И господь ее принял хорошим приемом, взрастил ее хорошим ростом, и поручил Захарии».

Всегда рядом с именем пророка указано, что он сын Марьям. Подчеркивается ли этим необычность рождения пророка, или же лишь распространенное среди арабских племен в то время, родство по материнской линии?

О чудесном рождении Исы рассказано довольно подробно. [С3, 42(47)-52(59); С19,16(16)-35(34)]. Ангелы в облике человека сообщили Марьям, что она родит посланника Аллаха, проповедника Писания, чудотворца. «Вот сказали ангелы: О, Марьям! Вот Аллах радует тебя вестью о Слове от него, имя которого мессия Иса, сын Марьям, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных! И будет говорить он с людьми в колыбели, и взрослым, и будет из праведников». Сказала она: «Господи! Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек». Сказал он: «Так! Аллах творит, что пожелает. Когда Он решил какое-нибудь дело, то скажет «Будь!» — и оно бывает. И научит Он его писанию и мудрости, и Торе, и Евангелию, и сделает посланником к сынам Исраиля». [С3, 40(45)-49].

Личность пророка окрашена особыми красками. Он не только пророк, он посланник, мессия [С3,30-52, С 4,156,169]. Аллах в своей милости к Исе подкрепил его духом святым: «И Мы даровали Исе, сыну Марии, ясные знамения и подкрепили его духом святым» [С2, 254(253)] для каких то определенных целей.

Рассказ об Исе, подчеркивается в Коране, не просто упоминание вскользь, но сообщение из ряда сокровенного: «Это из рассказов о сокровенном». [С 3, 39 (44)].

Из суры 5,50(46) мы узнаем, что миссией Иисуса было подтверждение истинности Торы с некоторыми изменениями, Евангелие и руководство для верующих. «И отправили Мы по следам их Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в торе, и даровали мы ему евангелие, в котором руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (чтобы разрешить часть того, что было Вам запрещено [С 3,30-52].

Исходя из сокровенности миссии Исы, высоко было его значение. В Коране указано, что Иса пред Аллахом подобен Адаму: «Поистине Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал: «будь» — и он стал [С3, 30-53], т. е. первотворение. Он являлся пророком из праведников, из особо приближенных (муккарабун) к Аллаху, «славным в ближнем и последнем мире» [С 3,40-45-41(46)], то есть он был вали — «близкостоящим к Богу». Ему отведена особая роль перед Судным днем: «И он поистине,- признак часа» [С 43, 61(61)]. Мусульманские предания повествуют о конце Света, где Иса действует наряду с Махди. Он пребывает в Раю, откуда он спустится накануне конца Света в Палестину. Там он убьет Дарджала и установит на земле царство справедливости. Затем он умрет и будет похоронен рядом с Мухаммедом (в Мединской мечети показывают место, отведенное для захоронения Исы), а затем воскреснет вместе со всеми. Согласно Ибн-ал-Араби и Саадина Хамуйи аннаби Иса является «абсолютной печатью».

Безусловно, из пророков до Мухаммеда Иса являлся одним из величайших. Ведь он не только пророк, но и само «Слово» Аллаха [С3, 30-52]. Хотя в известном смысле любой из пророков являлся самим «словом». Согласно Корану, Иса не говорил ничего, кроме того, что приказал Аллах. Аллах научил его Писанию мудрости, Торе, Евангелию, сделал его посланником к сынам Израелевым, дозволил творить чудеса (С 3, 43(48). В Коране как бы приводится диалог Исы и Аллаха, который ставит все точки над i [С 5, 76(72),109(110-118)]

Как любое творение Иса не мог превысить своего Творца. В Коране категорически отрицается Троица как проявление идолопоклонства: «…Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите — три! Удержитесь. Это — лучшее для вас. Достохвальнее. Он, что бы у Него был ребенок [С 4,169 (171)]».

В Коране приводятся слова Исы, сына Марьям, в которых он опровергает измышления о том, что он, якобы, провозглашал себя Богом. Несмотря на искажения слова Исы в Коране говорится [С 5, 82 (78)], что для человечества сама жизнь Исы была сделана Знамением. Хотя Иисус был всего лишь человеком, Аллах даровал ему необычную смерть, точнее — ее отсутствие. Смерть Исы на кресте отрицается и трактуется так: «Они не убили его, не распяли. Им это только представилось» [С4, 156 (157)]. Аллах вознес Ису к себе [С3, 48 (55)].

Так, в свойственной Корану манере,- россыпью по главам-Сурам предстает величественный образ пророка Исы. Сам факт признания Торы, Евангелия, Псалтыри и иудаистов, христиан и зороастрийцев «людьми писания» очень примечателен, и, прежде всего, тем, что ни иудаисты, ни христиане в своей полемике с исламом, не признают какой бы то ни было истинности Корана. В Христианской и позднейшей научной литературе «европоцентристских школ» едва ли можно найти несколько одобрительных отзывов о пророке Мухаммеде, все учение ислама выводилось из иудаизма и ранних течений христианства. В ответ логичнее было бы представить полное отрицание деятельности Исы в позднейшей религиозной традиции ислама, но Коран и мусульманская теология придерживаются другого, реалистичного, взгляда.

В исламе, последней религии мирового масштаба, преподанной человечеству, переосмысливаются знания и значения всего предшествующего религиозного опыта человечества. Это неоднократно подчеркивается в Коране: «Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей и ниспослал различение» [С3, 2 (30)-4].

В Живой этике Рерихов приводится справедливый критерий истинности: «Два признака подлинности Учения: первый — устремление к общему Благу; второй — принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку (ч.3,V,13). Отвечает ли этому критерию ислам? Вопрос открыт для полемики.

_____________________________________
© Бондарева Татьяна Валентиновна