Небесная механика
Я от тебя убегаю,
но ты искривляешь пространство –
и я, кольцо замыкая,
опять возвращаюсь к тебе.
Ты это совсем не нарочно,
тебе до меня нет дела.
Хотя, если б и пожелала,
ты меня не смогла б отпустить.
Я кружу по своей орбите,
полагая, что это – прямая.
Но в твоём искривлённом пространстве
не бывает прямых путей.
Да, я делаю вид, что свободен,
но давно понимаю, что это
противоречит закону,
который мне не отменить.
О любви между нами нет речи,
разве что платонической, ибо
я к тебе не могу прикоснуться,
точно зная, чем это грозит.
Кеплер, Ньютон, Эйнштейн и другие,
описавшие наше сближенье,
не учли в уравнениях чувства,
предсказав лишь финальный аккорд,
когда я убегать перестану
и в твою раскалённую плазму
упаду, испытав напоследок,
обжигающий душу восторг.
Ну а ты не заметишь потери:
ежегодно так гибнут десятки
астероидов, − ты сожалеешь,
но не можешь о каждом скорбеть.
Я исчезну, мгновенно растаю,
испарюсь, ты же выдохнешь тихо
и сиреневым протуберанцем
мне прощально махнёшь в пустоту.
* * *
Какой минфин так обошелся с нами –
желанья девальвировал под ноль,
чтоб только память каверзными снами
терзала душу, как фейсбучный тролль?
Судьба-индейка – тощая – она нам
платить готова только за обман.
Приду к портному я с пустым карманом:
пришей-ка мне наполненный карман!
Я знаю сам, что выгляжу премерзко.
Пусть сшит костюмчик на живую нить,
и предстоит мне новая примерка,
но общий вид уже не изменить.
Я не Гарун, чтоб бегать резвой ланью –
ни от, ни за, – любому исполать!
Эх, мне б найти всего одно желанье,
чтоб не прошло желание желать!
* * *
Ты буксирный катерок без прицепа −
за кормой плывёт ненужная нить.
Ты безвредная таблетка плацебо
(пользу каждый может сам сочинить).
Ты и рыбка, и блесна, но живая,
весть благая, исчезающий след,
в тусклом небе полоса ножевая, −
то ли рана, то ли ранний рассвет…
Моим друзьям,
не любящим отмечать дни рождения
Что наши даты? Это только повод
собрать друзей – не кончена игра!
Когда ж однажды оборвётся провод,
к ним, а не в землю перейдёт искрá!
* * *
То, что не стоило нам ни гроша,
всё же имеет свою цену.
Впрочем, порой оно просто бесценно!
На выставке
Кандинский (лестница, перила, бесконечность,
решётка, тень решётки, тень от тени −
депрессия, соблазн самоубийства,
прыжка в пролёт, в размазанный движеньем
лиловый фон, кровавые разводы
и пятна в клетках тени, битый кафель…)
Малевич (жизнь спиральная в разрезе,
в осколочной, растерзанной, разъятой,
для жизни совершенно непригодной
и больше не способной к излученью
вселенной в форме чёрного квадрата,
наследственный порок которой – смертность…)
Дали (в подтёках времени и смысла…)
Пикáссо (до голубки или после…)
Шемякин (в чреве сумрачном Парижа…)
Леже, Матисс (наивная попытка
спастись, вцепившись в шаткие перила,
застыв у края расчленённой бездны…)
Край – света, цвета, бешеного танца,
закрученного гибельной пружиной,
и, чтобы не разбиться, над Землёю −
над Витебском, Берлином и Парижем −
парящие «Любовники» Шагала…
Последний зал – теперь живите сами…
Флюгер и другие
*
Понять бы мне, куда подует ветер,
чтоб наплевать, но не себе в лицо.
*
Он пользовался бешеным успехом
у девушек. И пользовался им.
*
Когда умом ты крепок только задним,
ходи, чтобы его не отсидеть.
*
Предметы, подлежащие списанью,
нередко сами списывают нас.
*
Я попадаю в ноты с трёх, а если
прицелюсь, то и с четырёх шагов.
*
Я знаю, где, кого и как подмазать,
и потому пока ещё верчусь.
*
Железные объятья патриотов
стране ломали рёбра и хребет.
*
Любить футбол мы рады беззаветно,
но безответно – это перебор!
*
Глобальным потеплением встревожен,
готовлю сани, чтоб встречать ледник.
*
Ну что же, раз Америку открыли,
пойду изобретать велосипед!
*
А оппонентов мы, конечно, любим,
особенно, когда они молчат.
*
Прибит был флюгер намертво, и ветер
отлично знал, куда он должен дуть.
*
Я рад, когда меня не понимают.
Поняв, пожалуй, били бы сильней.
*
Я две строки до четырёх дополню
и дальше побегу на четырёх.
Белка под колесом
*
Научный атеизм уже не кормит,
поэтому профессор стал попом.
Но радует, что слушатели те же
и вера их всё так же глубока.
*
Сидел в Сети, как Золотая Рыбка,
и исполнял желания он-лайн.
Старуха же стиральную машину
в реале до сих пор не дождалась.
*
Нам абсолютно лживые продукты
известный проходимец предлагал.
Мы проходимца строго осудили,
но съели всё, что было на столе.
*
Машиной управления повсюду
крутые парни весело рулят.
Когда ж они начнут решать, кто круче,
из-под колёс никто не убежит.
*
В Наркоконтроль пришли Иван-да-Марья
сказать, что нерадивый почтальон
принёс в посылке им Мари-Хуану,
как видно, перепутав имена.
*
Как белка в колесе, бегу без цели,
сам от себя не в силах убежать,
но чувствую, что лучше подготовлен
к тому, чтоб скрыться от крутых парней.
Корея и мы
В России тишь и благодать,
но долетает, душу грея,
девиз «Век воли не видать!»
из братской Северной Кореи.
Пускай траву они едят,
зато могучи их ракеты,
и этих северных ребят
уже боится полпланеты.
Ну, а у нас размах иной:
здесь каждый хочет быть героем,
чтоб, трепеща, весь Шар Земной,
ходил на цыпочках и строем.
Мы больше не идём «на вы», −
«на ты» − слова просты и грýбы −
и верим: хватит нам травы, −
вот только были б целы зубы.
К восьмидесятилетию тридцать седьмого
(Инструкция для болтливых интеллигентов, найденная в старых архивах)
Дурацкий колпак в нашем деле непременнейший атрибут,
как у профессора шапочка, у дирижёра фрак.
Потому что когда однажды они тебя загребут,
ты, может быть, уцелеешь, сделав вид, что круглый дурак.
− Урон от меня, − ты скажешь, − сравнительно небольшой;
болтал, но без злого умысла, − зачем же сразу в ГУЛАГ?..
И главное, что не очень при этом кривя душой,
сумеешь легко затеряться в толпе других бедолаг.
Ты в этом море утонешь, но тут же, нащупав дно,
вырвешься на поверхность из гибельного пике,
чтобы с другими рыбами себя ощутить заодно
и молча плавать по кругу в дурацком своём колпаке.
Осознание
Согбенные рабы – не оттого ли
Звезду мы ищем лишь на дне колодца
и видим в бездорожьи символ воли:
коль нет пути – иди куда придётся.
Пусть ненадолго, но ямщик свободен,
в бескрайности степей пропав из виду,
он открывает произвол Господень
и забывает древнюю обиду.
Здесь никогда свободы не бывало,
но эта пустота – правам замена.
Энергия разлома и развала
усильям созиданья равноценна.
Мир огранив, к его холодным граням
летим во сне, пугающем и вещем.
А вот Звезду мы так и не достанем,
лишь только отражение расплещем.
Проповедь
Не очень-то гордись собою:
не это поднимает ввысь, −
духовным смыслом мордобоя,
перекрестившись, насладись!
Пускай обычаи жестоки:
мол, глаз за глаз и кровь за кровь, −
подставь и ту, и эту щёки
и ягодицы приготовь!
Но если машущий руками
тебя достанет некий жлоб,
ты поищи пращу и камень
и засвети мерзавцу в лоб!
Полезный совет
Услыхав призыв боевой трубы,
берегите, хлопцы, свои чубы!
Скоро пустят вас, хлопцы, паны на фарш
и набьют мошну под военный марш!
Замена буквы
Страну волной духовности накрыло −
от небоскрёбов до убогих хат.
Саванарола − нет, Саванарыло −
возглавит православный наш джихад!
Стабильность − признак мастерства
В Большом театре перенесли, а по сути дела, отменили премьеру поставленного Кириллом Серебрянниковым балета Ильи Демуцкого «Нуреев».
В искусстве важнее всего постоянство:
Нурееву тот же достался билет.
Когда-то танцора лишили гражданства,
теперь запретили крамольный балет.
Ответ москвичке, обескураженной поведением сограждан,
которые разграбили парк Зарядье
А я предлагаю сменить минор на
мажор. Ну чего стыдиться и
глаза отводить? Воровство есть норма
и дань, так сказать, традиции.
Рондо
Будущее уже было −
тот же конструктор лего.
Так что впереди – кобыла
или опять телега?
И почему не едет –
драйвер у нас не профи ль?
Дéбет сведёт и крéдит –
те же яйца, но в профиль!
Грохот великих буден –
эквивалент тротила…
Прошлое ещё будет!
Оно уже наступило!
Перевод
(Сонет Макиавелли, написанный им 500 лет назад после изгнания из Флоренции, когда власть в городе снова захватила семья Медичи, прославившаяся покровительством ваятелям и живописцам, но также непотизмом, коррупционностью, жестокостью и коварством)
Не граждане мы, так себе – население.
И наш покоритель – из наших краёв.
К чему иноземцы? Орде холуёв
он отдал наш город на разграбление.
Мы быстро смекнули, что песенка спета.
Но чтоб не роптал подрывной элемент,
над городом был вознесён монумент –
стоящий с мушкетом конструктор мушкета.
Пусть сам Микеланджело автор скульптуры,
его истукан не эмблема культуры,
а напоминанье любому стручку,
коль хочет быть цел, чтобы вёл себя скромно, –
правителю видно не всех из хором, но
его мушкетёры всегда начеку.
Идентификация стиха
Как я отличаю живое стихотворение от неживого?
А как отличается активная ссылка от неактивной? Подносишь к ней курсор − она пульсирует, кликаешь − переносит в другое пространство.
Надя Делаланд
Стих без мотора и рессор –
плохое транспортное средство.
Но стоит подвести курсор −
и ты легко впадаешь в детство,
и улетаешь позывным
в такие сказочные дали −
в иной простор, к мирам иным,
где в прозе нас бы не видали.
Но это, если стих живой,
а если только приложенье
к живому, вешкой межевой
торчит он в поле без движенья.
Там жизнь гремящая, здесь тишь
и делать нечего поэту,
и лишь компьютерная мышь
курсор гоняет по планшету.
Победитель
Царь Пирр пирует, но к его шатру
пришли бойцы немногие, увы,
поскольку остальные поутру
в сраженьи не сносили головы.
Но не горюет Пирр: растёт народ,
и бабы народят ещё солдат.
Он их к победам новым поведёт –
плевать на цену, важен результат!
Пусть армия погибла – не беда!
Царь пьёт вино и в рот кладёт шербет.
В историю войдёт он навсегда
как учредитель пирровых побед!
* * *
Я к раритетам отношусь спокойно
и сохраняю разве только малость.
Мне эта куртка старая на кой? Но
выбрасывать рука не поднималась.
И всё ж сегодня выверну наружу
и распорю – давно сменилась мода.
И что же я в подкладке обнаружу?
Монетку шестьдесят восьмого года.
Конечно, потускневшую, но сами
мы тоже не блестим в иной одежде.
Я выйду в парк и поищу глазами
и не найду того, что было прежде.
Я всё забыл, но кажется, что снова
здесь оживёт любовь моя немая.
Отсюда я звонил тебе, ни слова
не говоря и трубку зажимая.
Но в тёмном парке, где трава примята,
как времени ушедшего примета,
нет больше телефона-автомата
и бесполезна старая монета.
___________________
© Вольфсон Борис Ильич