Средства массовой информации («Российская газета» и др.) уже не раз сообщали о готовящемся переносе праха Антона Ивановича Деникина из США домой, в Россию. И это вызвало интерес у значительной части российской общественности. Однако информация о возникших помехах на этом пути (см.: «Новые известия», 25.01.2003 г.) порождает тревогу у тех, кто рассматривает такую акцию как выражение духовной потребности воздать должное памяти славных сынов Отечества.
А генерал Деникин относится именно к числу последних. Конечно, многие о нем имеют самое смутное представление — лишь как о руководителе Белого движения. Да и то по тенденциозным пропагандистским клише большевистского толка. Однако его фигура была отнюдь не однозначной. Еще в годы русско-японской войны его имя прогремело по всей России и увековечено в названии одной из сопок Маньчжурии — «сопке Деникина». В Первой Мировой войне, о которой, уместно заметить, у нас сказано еще далеко не все, а напротив, бегло и вскользь, Антон Иванович состоял в плеяде лучших российских полководцев. Оказавшись в изгнании, он стал автором капитальных научных трудов по военно-политической истории первой половины ХХ века. С нападением Германии на СССР, генерал, противник большевизма, но патриот своей Родины, с негодованием отверг предложение фашистов перейти на их сторону, призвал соратников подняться на защиту России. Антон Иванович любил россиян, всегда служил им, как мог, до последнего вздоха, мечтал об их свободе, которую не сумел отстоять в гражданской войне, и надеялся на вечное упокоение в родной Земле после краха большевизма, во что он никогда не переставал верить.
Теперь настало время исполнить желание известнейшего и популярнейшего боевого русского генерала, не знавшего поражений в битвах с иноземными противниками и превыше всего ценившего жизнь солдата, воевавшего действительно малой кровью. Приходится только сожалеть, что к свершению этого благородного шага, как нередко у нас случается, подключились отнюдь не бескорыстные элементы: одни, чтобы прослыть инициаторами, другие — погреть руки …
И можно, нужно понять возмущение Марины Антоновны, дочери Антона Ивановича, и Мишеля Буде, его внука. Очень важно теперь донести и до них информацию о том, что в России корыстолюбцы в этом деле — исключение, вся думающая, смотрящая вперед и верящая в светлое будущее Родины, подобно А.И. Деникину, русская и российская общественность вместе с ними считают для себя важнейшим делом исполнение его воли.
Что касается новоявленных родственников, то на Руси они в таких случаях плодятся как грибы после дождя («дети лейтенанта Шмидта»). Как издавна собирающий материал и опубликовавший ряд статей, книгу «Генерал А.И. Деникин» (Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000. Объем 15,5 п.л., увы, — сокращенный вариант рукописи в 26 п.л., к сожалению, лежащей в портфеле), могу со всей определенностью сказать: претензии Виктора Ивановича Деникина на родство с ним безосновательны. И вот почему.
Антон Иванович в семье был единственным ребенком. У его отца, Ивана Ефимовича, были брат и сестра. Но с призывом в армию у него порвались связи с ними. Правда, как-то его полк попал в город, где оказался его разбогатевший брат. При первой возможности Иван Ефимович поспешил к нему, испытывая радость от предстоящей встречи. В тот день у брата был званый обед. Жена брата, однако, не пустила его «в покои», и вынесла ему прибор на кухню. Иван Ефимович немедленно ушел и больше никогда не встречался с братом. Поэтому, если Виктор Иванович и происходит из этой линии Деникиных, то к Антону Ивановичу фактически не имеет никакого отношения, ибо родственных связей он, как и его отец, ни с кем не поддерживал. Об этом генерал сам рассказал в своей книге «Путь русского офицера». Так зачем же теперь-то объявляться в облике «родственника»? Чтобы сверкнуть в отблеске имени? Реакция потомков Антона Ивановича вполне резонна и понятна.
Также требует уточнения и заявление Российского дворянского собрания, будто оно первым выступило с инициативой перезахоронения А.И. Деникина в 2001 году. В действительности значительно раньше это сделали представители общественности, что отражено в ряде публикаций (см., например: Поляновский Э. Венок терновый // Неделя. — 1989, № 13; Лехович Д. Белые против красных. Судьба генерала Антона Деникина // — М. 1992; Козлов А.И. Антон Иванович Деникин // Вопросы истории. — 1995, № 10; и др.). В святом деле все должно быть чистым.
Теперь о захоронении Деникина рядом с Врангелем. Протест родственников Антона Ивановича имеет под собой большие основания. Дело в том, что барон Врангель, источая непомерные честолюбие и амбиции, на протяжении 1919 — начала 1920 г. был инициатором бесконечных интриг против Верховного главнокомандующего Вооруженными силами юга России А.И. Деникина, подрывал Белое движение изнутри, противопоставил ему казачьих атаманов, вносил раскол в общее дело, готовил заговор, чтобы самому силой захватить власть и т. п. В том заключалась одна из важнейших причин гибели Белого дела. Такое предложение могли внести лишь те, кто совершенно не знает самой элементарной его истории.
Перезахоронение генерала А.И. Деникина станет акцией всероссийского значения, подведет черту под гражданской войной и внесет умиротворение в общественное сознание россиян. И, конечно, явится исполнением воли замечательного патриота России, отдавшего ей всю жизнь и все светлые помыслы. Это будет и утверждением христианской православной культуры, ревностным хранителем которой был покойный