В XXI веке люди уделяют своему здоровью и питанию все больше и больше времени, практикуют физическую активность, отказываются от вредных привычек и делают всё, чтобы продлить молодость и сохранить здоровье как можно дольше. Можно с уверенностью сказать, что сегодня в моде здоровый образ жизни. Особенно важное значение это имеет для школьного возраста – периода развития человека от бурного роста организма до расцвета физических и духовных сил.
Хочу заметить, что питание школьников имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты: домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона. Рассмотрим основные структуру питания и основные требования к её составляющим,.
Белок. Потребность в белке детей в связи с интенсивными процессами их роста и развития большая, чем у взрослых. Удовлетворение потребности в белке производится за счет как животных, так и растительных белков. Основные источники животного белка – молоко и молочные продукты, мясо, рыба и яйца. Источниками растительного белка являются многие пищевые продукты, но главное значение имеют хлебобулочные изделия, крупяные и макаронные изделия, бобовые, орехи и семечки, а также картофель.
Жиры. Значение жиров в питании детей многообразно: они используются для целей роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Как отсутствие, так и переизбыток жира оказывают негативное влияние на организм. Потребность в жире школьников, примерно, такая же, как и потребность в белке.
Углеводы. Потребность ребенка в углеводах 70–100 г в сутки. Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, который содержится в большом количестве в хлебных и крупяных продуктах. Поэтому в детском питании предусматривается довольно большое количество хлебобулочных изделий (300–400 г) и круп (35 г) в день. Однако преимущественно углеводное питание при недостатка в рационе белка и жира наносит большой ущерб здоровью детей.
Витамины. В поддержании здоровья детей важную роль играют витамины пищи. У школьников, в связи с интенсивным ростом и большой учебной нагрузкой, потребность в витаминах повышена, особенно в витаминах А, Д и С. Удовлетворение потребности в этих витаминах достигается путем ежедневного использования молока, сыра, творога, сметаны, сливочного масла, яиц, мяса, рыбы, т. е. продуктов животного происхождения. Однако в обеспечении витаминами большую роль играют и растительные продукты – овощи и фрукты. Необходимо предусматривать ежедневное потребление овощей (300–350 г) и фруктов (150–300 г).
Как учитель биологии хочу обратить внимание на то, что при учебных нагрузках у школьников особенно возрастает потребность в здоровом рациональном питании; в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведёт к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания. Нервный аппарат сердца, регулирующий сердечную деятельность, у подростка не всегда справляется со своей задачей. Нередко наблюдаются расстройства ритма сердца, сердцебиение, перебои в его работе. От энергичного роста сердца значительно отстает рост кровеносных сосудов, следствием чего может быть повышение давления. Быстрый рост костей и не закончившийся еще процесс окостенения предрасполагают при неблагоприятных условиях к искривлениям позвоночника.
Сегодня фраза «ты то, что ты ешь», как никогда, актуальна. Активное развитие сетей фаст-фуда, сложный график учебного процесса, при котором нет времени на полноценный обед, вредные перекусы – всё это никоим образом не может положительно влиять на состояние организма. Здоровый образ жизни – это в первую очередь правильное и здоровое питание. Правильное питание поможет школьнику обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
Большое значение имеет правильный режим питания. Немаловажно, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни.
Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности школьника отмечаются, когда дети получают пищу 4–5 раз в день. Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе, он определяет не только время приема пищи, но и калорийный объем каждого приема пищи. Режим питания будет разным для детей, которые обучаются в первую и вторую смены.
Для того чтобы обеспечить рациональное питание школьника вне дома, в школу учащийся может взять с собой:
1. Фрукты, которые удобно есть, не пачкаясь (яблоко, груша, банан и др.);
2. Бутерброд завернутый в полиэтилен или фольгу (хлеб лучше зерновой с сыром, котлетой, куриным филе, отварным мясом);
3. Напиток в индивидуальной малолитражной упаковке (минеральная вода, сок, компот, морс, и др.);
Не стоит брать с собой в школу: сладкую газированную воду, напиток более 0,5 л, шоколадные батончики, колбасу, чипсы, соус; любые скоропортящиеся продукты.
В рамках программы организации здоровьесберегающей деятельности нашей школы «Учись на здоровье» педагогический коллектив выполняет простые и вместе с тем очень важные действия: мы проводим классные часы, открытые уроки, мероприятия посвященные правильному отношению к собственному здоровью, проводим беседы о здоровом питании. Одним из направлений программы является работа с родителями, на общешкольные собрания и лектории приглашаются специалисты и врачи, которые проводят беседы об особенностях детского организма и необходимости горячего питания для ребенка во время пребывания в школе длительное время. Уже сегодня мы наблюдаем тенденцию роста питающихся детей горячими обедами.
В наш век скоростей и высоких технологий быть здоровым престижно и выгодно.
Человеческий организм – совершенная система с огромным запасом прочности. Генетический код человека рассчитан на продолжительность жизни до 120-140 лет. Основной фактор, который позволит увеличить продолжительность жизни – это здоровый образ жизни и значит здоровое питание.
Литература по теме:
1. Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Метод. пособие) Издание 3, доп. — Самара, 2004
2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА. — М., 2010
3. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. — М., 2011
4. Назарова Т.Н. Научно-методическая деятельность учителя. Метод. исследования, технологические находки. — Волгоград, «Учитель», 2011
5. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.». — М., Изд-во «Вако», 2005.
6. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». — М., Изд-во «Смирнов Н. К АПК и ПРО», 2002
7. Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии». — Ростов н/Д, Изд-во «Феникс», 2007
Интернет- ресурсы:
8. http://www. *****/node/47746
9. http://*****/articles/102680/
10. http://kuhta. clan. su/load/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole/41
11. http://www. *****/board. aspx? cat_no=2331&tmpl=Thread&BoardId=132993&ThreadId=8524&page=2
12. http://tana. *****/load/prezentacija_quot_zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole/8
____________________
© Бондарь Оксана Ивановна