6-го августа исполнилось бы 70 лет одному из выдающихся российских кинематографистов, известному также и на Западе, художнику, специалисту комбинированных съёмок и компьютерной графики Виктору Оковитому. Это может показаться невероятным, но Оковитый принял участие в создании почти 160-ти фильмов. А зрители, читавшие в титрах указания «комбинированные съёмки: художник В. Оковитый» или «режиссёр комбинированных съёмок В. Оковитый», но не представлявшие в полном объёме, о чём речь, восхищались результатами его труда.
Комбинированные съёмки – это получение изображения путём разнообразного изменения режима работы киноаппарата, дорисовка и домакетка кадра, все виды графического оформления, включая эскизы кадров. Это макеты зданий, горы и ущелья. А ещё взрывы кораблей и самолётов, извержения вулканов и наводнения в павильонах киностудии. Комбинированные съёмки позволяют сделать безопасными обычные съёмки рискованных трюков. Виктор Кириллович прошёл путь от ассистента художника до художника комбинированных съёмок высшей категории. Достаточно назвать хотя бы несколько кинокартин из его фильмографии, где видна рука этого мастера: «Тень» (первая экранизация; реж. Н. Кошеверова), советско-американская «Синяя птица», «Крах инженера Гарина», «Открытая книга», «Телец», «Гадкие лебеди», «Преступление и наказание» (вторая экранизация; реж. Д. Светозаров), «Трудно быть Богом»…
Наум Бирман, экранизируя в 1979-м повесть «Трое в лодке, не считая собаки», не ожидал, что его задача выполнить вступительную часть фильма, показав Лондон второй половины 1890-х, будет выполнена так великолепно. Город в тумане, несущиеся в разные стороны авто в облаках выхлопных газов, пышущий паровоз, летящий над крышами дирижабль – всё это было сделано (кроме сборных моделей автомобилей) и срежиссировано Виктором Оковитым. И идеально иллюстрировало закадровую песню на стихи Кима Рыжова «…Бедный наш Лондон! / Стал он для жизни совсем непригодным / Смрадом, туманом, дымом зловонным / Дышит теперь человек».
Оковитый был и талантливым живописцем, нередко выбирался с этюдником в окрестности Ленинграда, к Финскому заливу, на родную Псковщину под Великие Луки. Когда Игорь Масленников в 1982 г. захотел перенести на экран полный текст «Пиковой дамы», всецело создав иллюзию погружения в ту эпоху, Оковитый помог создать эту иллюзию, выполнив оригинальные акварельные заставки, стилизованные под XIX век.
Английский режиссёр Салли Поттер была в восторге, увидев как Оковитый с помощью макетных съемок воссоздал для её фильма «Орландо» (1992) часть Лондона XVII в. с замёрзшей Темзой, по которой катались на коньках персонажи фильма.
И, наконец, о самом, пожалуй, главном фильме в судьбе Виктора Кирилловича – 11-серийном цикле картин о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Оковитый придумал и выполнил с помощью оператора Виталия Волчанского интереснейшие и, как сказали бы сегодня, эксклюзивные титры (взять хотя бы решётку для тайнописи), которые пришлись по душе не только зрителям СССР и соцстран, но поразили и немцев, и англичан.
Рукописи, письма, записки Холмса, рисунки Ватсона, фотографии, вырезки из газет, чековые книжки, карта Гримпенской трясины, надпись на трости доктора Мортимера – его работа во всех сериях. В холмсониаде Оковитый создавал элементы декораций, а подчас и декорации в целом (Вестминстерский дворец, причал на Темзе, сельский вокзал, летящий самолет, дом с движущимся под его аркой поездом метро, силуэт Холмса на фоне луны, Баскервиль-Холл для начальных титров, да и… саму собаку Баскервилей). О мучениях с собакой Виктор Кириллович рассказывал неподражаемо.
– Игорь Масленников говорит: «Начинать фильм без точного художественного решения образа собаки невозможно, хотя она и появится только в финале. Давайте, думайте!» Стали изучать крупные породы, такие как дог, мастифф, кавказская овчарка. Кто-то предложил загримировать и снимать телёнка. Но начали с чёрного дога. Обклеили его полосками из светоотражающего материала, повторяющими скелет животного. Пёс был спокойный, с чувством собственного достоинства, смотрел на меня с любопытством и недоумением. Его хозяина одели в чёрный бархатный костюм и поставили на фоне черного же бархата. Тут и начались чудеса. Мужик позвал пса, а тот не видит хозяина. И дог, выглядящий скелетом, начал искать по запаху. Нашёл, но не может поверить, что этот чёрный мешок и есть хозяин. Животное нервничает, прыгает, лает, а мы всё это снимаем под хохот киногруппы. Показываем результат съёмок режиссёру – снова общий смех и ни намёка на необходимый ужас…
Игорь Фёдорович решил ограничиться только светящейся маской на морде, и она в итоге произвела с экрана нужное впечатление. Маску я делал дома на основе намордника с использованием бархатной ткани и той же светящейся плёнки «скотч-лайт». Домашние смотрели на меня с некоторым подозрением, чем это, мол, взрослый человек занимается?..
Отличник кинематографии СССР, Почётный кинематографист России, преподаватель Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Виктор Оковитый давно уже должен был стать заслуженным художником, но по чьей-то вине документам не дали ходу, всё тянули и раздумывали (так и вспоминается подобная история с Риной Зелёной, скончавшейся в день присвоения ей звания народной артистки СССР). Собирая материал для статьи к юбилею «Шерлока Холмса…», я решил рассказать читателям о труде Виктора Кирилловича. И когда в июне 2009-го статья была опубликована в «Комсомольской правде», то чиновники от кино вдруг узнали, что 30 лет страна видит в кадрах с появлением надписей от пламени свечи, с помощью утюга и других средств руки не Василия Ливанова, а Виктора Оковитого. И что вообще его акварели, графические работы и эскизы к фильмам находятся в частных коллекциях за рубежом. И уже 9 августа Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении Виктору Оковитому звания «Заслуженный художник РФ». Виктор Кириллович даже поблагодарил меня и газету.
Вообще он был вежливым человеком, думающим, с созерцательным умом. Переживал уход из земной жизни своих коллег, переживал за будущее «Ленфильма», разваливаемого претендентами на руководство. Радовался, когда выходила из печати очередная детская книжка его дочери. Несмотря на высокий уровень своего мастерства, постоянно его повышал. Сотрудничал с Санкт-Петербургской студией документальных фильмов. Помогал друзьям. Например, сделал для Александра Сокурова рекламный буклет, чтобы заинтересовать немцев съёмками «Фауста», когда Сокуров отправился с Владимиром Путиным в Германию. Помог с изображением паровозных гонок и преодоления полуразрушенного моста в фильме «Край».
Умер Виктор Оковитый внезапно в ночь на 21 января 2012-го… Мы не были близкими друзьями – жили в разных городах и встретились пару раз, а потом перезванивались, но с его уходом стало меньше на одного хорошего человека, которого я мог с чем-то поздравить, и который искренне поздравлял меня.
________________________
© Сергеев Владимир Евгеньевич