Тимур Шаов – талантливый бард, принявший эстафету у Александра Галича, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы. Прежде чем вы прочтете интервью с Тимуром Шаовым, хотелось бы поделиться размышлением о тех, чьё творчество литературовед Владимир Новиков назвал «Поэзией сопротивления».
«Затем ли Державин слагал «Снегиря», а Галич – «Трубят егеря»
затем ли написана «Жизнь за царя!» и отдана жизнь за царя,
затем ли за несколько доблестных строк, за пафосный слог и запал
Радищев поехал в Илимский острог, а Новиков в крепость попал,
затем ли Демидовы лили металл, и буйствовал Петр-исполин,
и Пушкин писал, и Гагарин летал, и Теркин врывался в Берлин,
затем ли Чадаев томился тоской, Некрасов рыдал в нищете,
затем ли Волконский и с ним Трубецкой цепями гремели в Чите,
затем ли Россия слетала с колес, красна от кровавых ручьев,
и Ленину все-таки то удалось, чего не сумел Пугачёв».
Дм. Быков «Одно предложение»
Время – кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас – его черты и складки,
Приглядевшись можно взять.
Александр Кушнер
225 лет назад в личной типографии Александра Радищева был отпечатан роман «Путешествие из Петербурга в Москву». Эпиграфом послужила видоизмененная строка из 514-го стиха поэмы К. Тредиаковского «Телемахида» (1766): «Чу?дище о?бло, озо?рно, огро?мно, стозе?вно и ла?яй». Что означает: «Чудовище тучное, гнусное, огромное, со ста пастями и лающее» [5]. В поэме речь идёт о наказании царей в аду за узурпацию власти. Аллегория предваряет описание самодержавно-крепостнического строя современной ему России, многоликость того зла, которое Радищев наблюдал во время своего путешествия.
Прочтя роман, Императрица Екатерина II, поклонница великого французского философа-просветителя, атеиста Вольтера, вынесла безапелляционный приговор: «Бунтовщик – хуже Пугачёва! Тот хоть Царём прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот революцией, надумал на Руси учинить республику!» [5].
Указом царицы Радищев признавался «виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги… наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное уважение к властям, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской» [5]. «Независимый» российский суд, приговорил Радищева к смертной казни, «но по милосердию и для всеобщей радости», Екатерина казнь заменила десятилетней ссылкой в Илимский острог. Тираж романа был уничтожен. Прошло 225 лет, и напротив Кремля застрелили Бориса Немцова, политического деятеля, только за то, что он был в оппозиции к существующему режиму. Как и во многих других нашумевших политических убийствах, заказчики преступления до сих пор не найдены. А за несколько дней до убийства Бориса Немцова, на госканале телевидения показывали рекламный ролик – анонс передачи о предателе Немцове. Нужна была его смерть чтобы прекратить лживую вакханалию.
Меняются эпохи, режимы. Самодержавие сменилось большевизмом, а он в свою очередь «особой» российской рыночной демократией, но во все времена неугодных расстреливали, ссылали, гноили в тюрьмах, психушках, лагерях, изгоняли из страны… Илимский острог, где отбывал наказание Радищев, стал частью территории Гулага. А те, кого сегодня называют гордостью России, – Гумилёв и Пильняк, Вертинский и Козловский, Мандельштам и Бродский, Ахматова и Пастернак, Шаламов и Гинзбург, Солженицын и Синявский, Галич и Высоцкий, список нескончаем, – считались «врагами народа», «предателями нации», «пятой колонной». Сегодня добавилась ещё одна чёрная метка – «иностранные агенты».
Оголтелые парламентарии, церберы властных структур, прокремлёвские журналисты – манипуляторы со всех каналов государственного телевидения льют обвинения «обло, озорно, огромно, стозевно» в адрес несогласных. И у каждого журналиста–манипулятора свой почерк, своя отработанная технология.
Так, у Петра Толстого, с нужной интерпретацией чужих мыслей, меняющей смысл – «вы ведь это хотели сказать», «на самом деле, вы это имели в виду…». Ему вторит соведущий, мизантроп, озлобленный на весь свет, Александр Гордон. Его метод – сарказм, презрение к оппоненту, психологические заготовки. И обязательный участник их передач – эпатажный, скандальный, лживый Жириновский, с любимым призывом: «Если завтра война!». А в войну должно быть идеальное подчинение, сплоченность вокруг руководства, никакого инакомыслия. За инакомыслие – расстрел.
А может быть и шоу, театр одного актёра, как у Владимира Соловьёва. Всё продумано – поза, мимика, жесты, интонации, одежда – пиджак «а ля френч». Это я о «Воскресном вечере» на Российском телеканале. Приглашённые герои – фон для его умелой хорошо придуманной манипуляции. Демонстрируя якобы одинаковое внимание ко всем приглашённым, он внешне объективен, но всегда – на стороне прокремлёвской.
Елена Соколова, доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, проанализировав по просьбе «Новой газеты» сюжеты российских телеканалов, очень точно определила роль современных манипуляторов: «Манипулятор не думает о том, что станет с человеком, его отличает эмоциональная холодность, бессердечие, тупость своего рода. По сути, психология манипулятора, психология убийцы. Манипулятор – пропагандист, как и убийца, эмоционально дефективен. Вместо ценностного отношения к людям у него к ним глубочайшее презрение. С их помощью Российское телевидение применяет против зрителей оружие массового психологического поражения» [4]. Вот вам и ответ, почему 86% населения поддерживают Путина, а 52% голосует за Сталина.
Жанр бардовской или, как сейчас принято называть, авторской песни, родился в пятидесятые, во времена «оттепели», когда барды были в авангарде несогласных. Авторы-исполнители обычно выступали перед небольшой аудиторией. Их популярность значительно выросла после появления в эфире молодёжной программы радиостанции «Юность» передачи «Барды и менестрели». А песни в исполнении корифеев нового жанра – Александра Галича, Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Евгения Клячкина и многих других, минуя благодаря магнитофонным записям цензуру, быстро распространились по стране. Как образно сказал профессор Новиков, родился «магнитиздат».
Особое место занимает один из основоположников бардовской песни, Александр Галич. Он к тому времени был известным и успешным сценаристом и драматургом, обласкан властью, но отказавшись от благополучной жизни, он выбрал свободу.
«Сердце моё заштопано,
В серой пыли виски,
Но я выбираю Свободу,
И – свистите во все свистки» [3].
Галич верил, что вернётся.
«Когда я вернусь… Ты не смейся, когда я вернусь,
Когда побегу, не касаясь земли, по февральскому снегу,
По еле заметному следу – к теплу и ночлегу
И вздрогнув от счастья, на птичий твой зов оглянусь
Когда вернусь, О, когда я вернусь…» [3].
Он не вернулся. Но вернулись его стихи, его песни. Александр Мень о нём сказал: «Галич изобразил в лицах, в целой галерее лиц портреты нашей трагической эпохи». Не удивительно, что в эпоху вертикали власти творчество Галича вновь актуально.
Тимур Шаов назвал Александра Галича своим идейным вдохновителем, на чьих песнях он учился. И он продолжает галерею портретов нашего времени. В одном из интервью, говоря о Галиче, Тимур заметил: «Я способный, он – гениальный. Об этом я знаю уже 20 лет – с тех пор, как впервые услышал песни Галича». – «Вы завидуете ему?». – «Жуткой завистью. Прожить жизнь и в открытую говорить власти то, что ты о ней думаешь… Он становится всё актуальней».
Тимур Шаов с не меньшим блеском описывает свою эпоху, существующую власть, власть имущих и их прихвостней. Словно перекличка поколений звучит его песнь «Иные времена, или прослушивая Галича»:
«Мы тут слушали Бетховена давеча,
А как закончилась в бутылках «Посольская»,
Я поставил Александра Аркадьевича
И обуяла меня грусть философская» [6].
По его ироническим песням можно изучать историю нашего времени:
«Семейство моё влезло в смуту российскую.
В доме, как в думе, бардак и разлад:
Тесть – коммунист, тёща любит Явлинского,
Брат – жириновец, жена – демократ» [6].
Или его песня «О народной любви», в которой главный герой Иисус Христос приехавший в Россию в наши дни:
«Он посмотрел программу «Время», прочитал «Коммерсант»,
Он ужаснулся и печально сказал:
Водить вас надо по пустыне лет ещё пятьдесят,
Пока не вымрут те, кто голосовал» [6].
В его творчестве нет явлений, свободных от критики. Но Тимур оптимистичен: возможно, когда-нибудь Россия освободится от всякой нечисти. Об этом шуточно и серьёзно – оптимистичная песня «Крысолов». Как вы помните, в легенде музыкант из Гамельна избавил город от нашествия злобных крыс. Играя на волшебной флейте, он увёл их из города и утопил в море. Правда, потом он увел и всех детей, это был не совсем положительный герой. Но, используя сюжет, Тимур предлагает свой рецепт излечения России:
«Я знаю, что скоро из мрака веков
Появится в нашей стране крысолов.
И, в дудочку дуя, пойдёт пилигрим
И вся наша сволочь попрётся за ним.
< …>
А звук у дудочки таков:
В нём шепот снов и звон веков,
И песни кельтских колдунов,
И зов седых преданий.
Под гипнотический мотив
Пойдут бандит и рекетир,
Надеть свои трусы забыв,
Уйдёт министр из бани.
<…>
И сутенёры встанут в строй под музыку такую
Путаны шумною толпой за ними откочуют.
Уйдут вруны и болтуны и, кстати, для прикола,
Ушла бы сборная страны по стрёмному футболу.
И респектабельной гурьбой
пойдёт истеблишмент родной,
Забыв, про бизнес теневой
И счёт в Швейцарском банке.
Закружит в небе вороньё,
В лесах попрячется зверьё,
И будут на пути расти
Бледнейшие поганки.
<…>
К Охотскому морю придёт крысолов,
В него окунёт свой богатый улов.
И выпьет свой грог и расслабится он,
Мол, долбись с ними сам, Старина Посейдон» [6].
С творчеством Тимура Шаова я познакомился лет 10 назад, когда мой приятель, любитель удивлять, предложил послушать диск с песнями Шаова. Я действительно был удивлён, но и покорён талантом исполнителя. С тех пор я – в числе его поклонников. Как гурман, наслаждаюсь языком его песен, их ритмом, свежестью рифм. Лиризм уживается с иронией. О нём в газете «Молодёжь Эстонии» сказал известный телеведущий Андрей Максимов: «Тимур Шаов – абсолютно гениальный человек, который придумал жанр: он рассказывает о нашей жизни смешно. Так весело и так иронично, как рассказывает о нашей жизни Тимур Шаов, не умеет делать никто. В сущности, он – Зощенко, «бардовский» Зощенко. И так же, как у Зощенко: читаешь его рассказы, и тебе смешно, а закрываешь книжку, и становится очень грустно – точно так же у Тимура Шаова» [1].
Тимур Шаов – лауреат Грушинского и Московского фестивалей авторской песни, обладатель премий: «Шансон 2003 года», «Достойная песня года 2004», «Золотое перо России». В 2014 году фонд по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого наградил Шаова медалью «Бард России». До него эту награду получили только: Александр Городецкий, Юрий Кукин, Юрий Ким, Олег Митяев и Вадим Егоров. Он единственный среди исполнителей авторской песни, получивший профессиональную премию в жанре сатиры и юмора «Золотой Остап».
Где бы ни выступал Тимур, в России или Украине, Германии или Америке, Израиле или Австралии, залы всегда полны. Его исполнение завораживает, а вопросы, которые он ставит в песнях, злободневны. Надеюсь, наша беседа с Тимуром, дополнит его творческий портрет
– Тимур, формирование личности начинается в детстве. Расскажите о нём, о ваших родителях.
– Моё детство было абсолютно безоблачное, счастливое – благодаря родителям. Они не могли надышаться на меня с братом. Маленький Черкесск. Нам он казался уникальным, зелёным, красивым городом, немного правда пыльным. Летом – река Кубань. Зимой – прекрасная природа Архыза и Домбая. Школу я закончил в 1981 году. Несмотря на мой далеко не баскетбольный рост, увлекался баскетболом, но еще футболом, и шахматами. А потом заболел гитарой. Гитару купили моему старшему брату. Он её не освоил. И в 12 лет она перешла ко мне, по наследству.
– Сейчас вы живёте в Подмосковье, часто ли бываете на малой родине?
– В Черкесске осталась вся многочисленная родня: дяди, тёти, двоюродные и троюродные братья, с которыми мы очень близки. Ежегодно я приезжаю в Черкесск, без которого очень скучаю, получаю свой заряд бодрости на весь год.
– Гитарой вы увлеклись в 12 лет, слушая вашу игру понимаешь, что вы освоили гитару очень профессионально, для вас это не просто было увлечением. Но вы поступаете в Ставропольский мединститут. Почему же не продолжили профессиональное обучение музыке?
– Гитарой я занялся для души, для компании, мы создали музыкальную рок-н-рольную группу. Играли на вечерах, на танцах. Я надеялся, это позволит покорять девичьи сердца.. Маленький, худой, в очках, ножки кривые, фактура не очень выигрышная. Поэтому стал учиться игре на гитаре, чтобы нравиться девушкам. Но не помогло, девушкам ещё что-то надо. Что касается профессии, родители считали, нужна настоящая специальность. Врач – профессия благородная, всегда – уважение. Я не очень сопротивлялся. Школьная музыкальная группа в Черкесске, это, как говорят в Одессе, «не фонтан»…
– Кстати, великий одессит Михаил Михайлович Жванецкий никогда не считал себя красавцем. О себе он как-то написал: «Многолетняя борьба с животом закончилась его победой. Война с лысиной проиграна. Глаза уже сами отбирают, что им видеть. Мелкое отсеивается… Роман целиком виден, отдельные буквы нет». Он не пишет стихи, не поёт, не играет, но популярность, особенно у женщин, и сегодня у Михаила Михайловича просто зашкаливает. Вероятно, секрет в другом – в таланте .
– С этим трудно не согласиться…
– Тем более с 15 летнего возраста многое изменилось, и ваш талант сейчас очень востребован. Тимур, 12 лет врачевания, смена столь несхожих профессий, отъезд в Москву, это ведь тоже иммиграция. Легко ли вы решились на этот непростой шаг? Не появлялось ли желание вернуться в медицину?
– Когда поступило предложение о переезде в Москву, о профессиональном творчестве, я думал недолго. Спросил у жены: «Ну, что, едем?». Она не задумываясь, ответила: «Едем». Сели и поехали. Не скрою, в первые годы я скучал по работе, налаженное дело, привычный распорядок, налаженный быт. В первый мой приезд в Черкесск, я поехал в больницу станицы Зеленчукская, где проработал 12 лет. Заныло под ложечкой. Всё знакомо, хорошо было бы подежурить. Попить чайку в конце смены, поговорить за жизнь. Ребята предлагают, нет проблем, врачей не хватает, сейчас организуем пару дежурств и ностальгию, как рукой снимет. Но я уже был в другой жизни, а больница снится довольно часто. Проснувшись, обуревают смешанные чувства, вроде бы радуюсь, не забыл профессию. Но с ужасом думаю, – неужели придётся вернуться.
– Оправдан ли переезд, никогда не жалели об этом?
Всё вполне оправдалось, сразу всё пошло нормально.
– Когда вы почувствовали себя профессионалом на сцене?
– Это не произошло вдруг. Я читал об Александре Галиче. Работая на радиостанции «Свобода», он приходил за час-полтора до передачи. Всегда изящно одет. Правил рукописи. Наступало время его выступления, он брал гитару, заходил в студию. У Александра Аркадьевича было достаточно много недоброжелателей, один из них редактор, Владимир Матусевич. Глядя Галичу вслед, он шипел: «Вон, гитарист пошёл!». А гитарист заходил в студию. Говорил: «Здравствуйте, дорогие друзья!» и в течение 8 минут 45 секунд говорил, держа горящую сигарету. Курить в студии никому не разрешали, только Галичу. Ни разу не затягивался, а сигарета горела столько, сколько он выступал. Оставшиеся 15 секунд он прощался со слушателями и покидал студию. Американское начальство не очень понимало, что делает Галич, не понимало, какой гениальный поэт работает под их началом. Недоброжелатели нашептывали, писали доносы. Его вызывало высокое начальство: «Скажите, сколько времени вы тратите на подготовку к выступлению?» Он ответил: «Час, 8 минут и вся жизнь». Я не могу сравнивать себя с Александром Галичем. Но когда у тебя есть чёткая цель, ты к ней идёшь всю свою жизнь, ошибаясь, спотыкаясь. Главное, не сдаться, не сломаться. Это должно стать девизом.
– И судя по всему, девиз выбран верно. У вас всё сложилось – в творчестве, в семье, в друзьях, в поклонниках. Вы производите впечатление вполне благополучного человека. Но в творчестве покой противопоказан. В беседе я явно уловил нотки тревоги. И ваш демонстративный пофигизм я воспринимаю как защиту от окружающей среды.
– Да, я счастлив во всех перечисленных вами аспектах. Но живу я в реальном мире, где независящие от меня факторы очень влияют и на мою жизнь, на жизнь моей семьи, моих друзей. Вы верно подметили, чувство тревоги не покидает меня. Идёт война, а война – это большая беда, коснувшаяся и моих друзей. И, как во всякой войне, есть правые и виноватые. Виновные – это преступники. Рано или поздно они будут наказаны. Сегодня мы далеки от войны, но на то она и война, что в любую минуту может постучаться и в твой дом, как это уже не однажды происходило. И тогда рухнет всё, что дорого тебе, ради чего ты живёшь. И остаётся страх за детей, за семью, за собственные идеалы.
– Вы заговорили о войне. Нельзя не спросить о наболевшем, о взаимоотношениях Украины и России. Когда вы были в Украине в последний раз?
– Не буду говорить банальностей о двух братских народах. Но происходящее сегодня ужасает. Наши последние гастроли прошли в апреле этого года, после майдана. Я человек любопытный. Люблю ходить по городу, стараясь увидеть всё своими глазами. Я разговаривал с беженцами из Донецка, они – наши друзья, с которыми мы жили в Черкесске. Позже они переехали в Донецк. Чудом остались живы, волосы дыбом от их рассказа. Когда говоришь с чиновниками или теми, кто приехал с Востока, иной взгляд. Но у меня единственное пожелание для всех – прекратить любой ценой кровопролитие и гибель ни в чём неповинных людей.
– А есть ли надежда, что появится свет в конце тоннеля?
– Моего оптимизма, к сожалению, остаётся всё меньше. Бесспорно свет когда-нибудь да появится, но какой длины труба, в которую мы попали, никто не знает. И успокоить вас, Илья, я не могу.
– После гастролей в Украине, не опасались, что могут подвергнуть обструкции, как это произошло с Макаревичем?
– Я – фигура не такая значительная, не мелькаю на телеэкране. Хотя можно ожидать чего угодно. А Макаревича просто затравили. Он тяжело это переживает. Мне очень жаль.
– Тем не менее, вы достаточно известны, вам не мешает слава?
– Вероятно, она недостаточна, поэтому пока не мешает.
– Одна из моих любимых песен – «Хамсин». Вас очаровал Израиль, и вы сразу откликнулись, написав: Я страной был очарован, поражён и увлечён, / Как цветёт и пахнет древняя культура! / Ах, какие Суламифи, с автоматом за плечом! / Я ходил с открытым ртом, как полудурок.
– Я сбился со счёта, сколько раз я был в Израиле. Израиль меня не только изумил, фактически он стал второй родной страной. И не только из-за уникальной истории, достопримечательностей. Прежде всего, благодаря количеству друзей. Именно они сделали для меня Израиль родным. Я не помню, в каком интервью я говорил: «По отцу – черкес, по матери – ногаец, по культуре – русский, по друзьям – еврей».
Кстати, также я себя ощущаю в Америке.
– К сожалению, так думают в России далеко не все. Опрос общественного мнения показал, более 80% россиян считают Америку врагом номер один.
– В каждой стране есть свои тараканы. Но и в Америке, и у вас в Австралии очень многому полезно поучиться. А появление общего врага, позволяет сплотиться вокруг «партии и правительства». Под их знамёнами раньше мы шагали к коммунизму. А коммунизм, как горизонт: чем выше поднимаешься, тем дальше он удаляется. Сейчас мы сплотились против общего врага, чтобы подняться с колен, забыв о собственных проблемах. С экранов телевизора и правые, и левые, и националисты – все говорят о патриотизме. Правители страны давно отождествили себя с Родиной. А если ты их критикуешь, – значит, не любишь Родину. Как всегда замечательно объяснил нам почему это происходит, Михаил Жванецкий: «Патриотизм – это ясное, чёткое аргументированное объяснение, почему мы должны жить хуже».
– Задолго до него о патриотизме высказался и Салтыков Щедрин: «Заговорил чиновник о патриотизме – значит проворовался». В прямой связи с этим возникает вопрос. Что для вас означает свобода, и что такое свобода?
– Свобода, это то, без чего человек не может существовать, без чего не может развиваться нормальное общество. Не надо путать свободу со вседозволенностью и анархией. Но настоящую свободу нельзя ограничивать, в этом случае вырастает поколение рабов, а это беда не менее страшна, чем война. Правда, и при тоталитарном режиме, при ограниченной свободе всегда находятся те, кто бросают вызов системе, оставаясь внутренне свободными. Советский Союз прославился на весь мир, осудив в Ленинграде на 5 лет «тунеядца» Иосифа Бродского, будущего лауреата Нобелевской премии. Но никто не мог лишить поэта свободы творчества. Не смогли лишить свободы Галича, Панича, Сахарова, Войновича и многих других. Их могли уничтожить, посадить, изгнать, но не лишить свободы. Такие люди всегда в меньшинстве. Именно они движут Историю и останутся в Истории. К сожалению, спустя 50 лет депутаты питерского заксобрания вновь инспирируют принятие закона о тунеядцах. Говоря о себе, я чувствую себя свободным и стараюсь вести себя, как свободный человек.
– Как вы поступите, если ограничат вашу свободу?
– Очень надеюсь, что это не произойдёт. Как принято говорить, буду принимать решения по мере возникновения проблем.
– Тимур, как я понимаю, бардовская песнь в маленьком городке Черкесске вряд ли была популярна. Как вы пришли в этот жанр?
– Вы правы. Авторской песни в Черкесске не знали. Слышали о Высоцком, знали несколько песен Окуджавы. О Визборе, Городницком, Киме, не говоря о других, ничего не знали. Мой старший брат уже жил и работал в Москве и присылал мне записи Высоцкого и Окуджавы. К сожалению, Визбора и Галича я узнал значительно позже.
– Тем не менее, слушая ваши песни, особенно ранние, мне кажется, больше всех на вас повлиял Александр Галич.
– Действительно, больше всех мне нравится Галич, вероятно вначале совершено неосознанно я подражал ему. И совершенно сознательно в первых своих опусах старался подражать Высоцкому. Кто из начинающих тогда этого не делал. Галич и Высоцкий – большие поэты. Люди такого масштаба рождаются редко. Моё творчество к поэзии я отнести не могу. Тексты или песни в определённой музыкальной обработке, усиленные интонационно, могут сосуществовать с музыкой, но не как поэзия. Это перформанс.
– К перформансу можно отнести и театр, и танец, и шоу-бизнес. Кстати, исполнители авторской песни не очень уважительно относятся к шоу-бизнесу, а шоу-бизнес свысока смотрит на авторов. Хотя, считаю, что не всегда между ними есть чёткая граница. В чём разница?
– Прежде всего, шоу-бизнес, есть такое мерзкое слово – чёс. Это не для меня, если бы я занялся чёсом, я бы умер после первого эксперимента. Каждый наш концерт – тяжёлая работа. Больше трёх концертов подряд мы не даём. Обязательно недельный отдых. После выступления я – как выжатый лимон. Я никогда не взвешивался, но вероятно пару килограмм за время концерта теряю.
– Прекрасно, не нужны диеты для поддержания формы. Расскажите немного о своей творческой лаборатории. Как рождаются ваши песни?
– Однозначного рецепта нет. Какое-то происшествие или событие могут стать основой песни. Кроме того, недостатков у нас такое количество, что «воспевать» можно не одну жизнь. Как пошутил Михаил Жванецкий, если у нас искоренят недостатки, я останусь без работы. Меня ждёт такая же участь. На мой век, убеждён, работы хватит.
– Слушая ваши песни, понятно – пишет эрудированный человек. Но всё знать невозможно. Насколько вы скрупулёзно относитесь к фактам.
– Очень ответственно, много читаю, но бывает необходимость заглянуть в справочник, энциклопедию, ведь что-то можно не знать, забыть.
– За короткий промежуток времени вы дважды посещаете нашу страну. Какие впечатления?
– Нателла Болтянская, посетив Австралию по приглашению Мельбурнского клуба бардов, с романтическим названием «Южный крест», с восторгом рассказывала о стране, о замечательном приёме. Она мне дала координаты клуба. Я отправил письмо. Вскоре позвонил президент клуба Юрий Розман. Впервые мы приехали в Австралию – страну «терра инкогнита», три года назад. Приехали на гастроли. Так произошла первая встреча. Мы тогда не были знакомы. Не были друзьями. Я уже говорил о том, что о стране я сужу по её людям. Вторая встреча – это уже встреча с друзьями, с родными людьми. Хорошие ребята, хороший приём. Наши приезды не очень продолжительны, но мы познакомились со страной. Приём и увиденное не могут не запомнится.
– Написав песню, вы её апробируете на ком-то?
– Нет, зачем? Это уже профессия. В прошлом, да, исполнял перед друзьями. Сейчас мои первые слушатели это музыканты нашей группы. К их мнению я прислушиваюсь.
– За кем остаётся последнее слово?
– Конечно за мной. (Тимур улыбнулся)
– Меняете ли вы что-либо в ваших песнях в процессе исполнения?
– Практически нет, очень редко. Я этого не люблю. Намучился, сочиняя песнь, да ещё переделывать? Когда понимаю, что песнь неудачная, я её не буду корректировать, просто исключаю из репертуара.
– Расскажите о вашей группе?
– У нас как в песне, трио: «Мандолина, гитара и бас». Мандолина – Михаил Махович, талантливый музыкант, мультиинструменист, аранжировщик, звукорежиссёр. Один из лучших исполнителей. С ним я записал свой первый диск «От Бодлера до борделя». Бенд – лидер, Николай Григорьев – гитара. Великолепный музыкант, в совершенстве владеющий инструментом. Несмотря на молодость, он авторитет среди поклонников гитарной музыки. В 2014 году, в Москве стал победителем в конкурсе гитаристов прославленной компании, Sigma Guitar. В качестве приза он получил фирменную гитару, которую вручил великий Томми Эммануэль, с его личным автографом. В игре «на троих», третий, – я.
– Вы выступали во многих городах и странах. Есть ли разница в слушателях.
– Возможно, в Америке немного иное восприятие, чем в Рязани, или в Петербурге, но везде наши люди, будь то Россия или Украина, Израиль или Германия, Америка или Австралия. И реакция слушателей везде одинакова, ведь приходят те, кто меня знает, кто меня понимает, мои единомышленники. И если бы я не знал в каком городе выступаю, определить было бы очень сложно.
– Тимур, спасибо, что в вашем плотном графике нашли время для нашей беседы. Остаётся пожелать вам творческих удач. А нам, ими наслаждаться. До новых встреч.
– Спасибо и вам, всем кто нас поддержал, всем нашим друзьям. Сделаем перерыв, подождём, чтобы за нами соскучились, и прилетим вновь.
Появление Тимура Шаова на концертных подмостках сразу привлекло к нему внимание. Как бы его ни называли – бард, это определение Тимур не очень любит, или автор-исполнитель, – не столь важно. Главное в его творчестве – талант. Он ни на кого не похож, и этим примечателен. Не имея профессионального музыкального образования, виртуозно играет на гитаре, умён, эрудирован. Его творчество отличает тонкий юмор, ирония, самоирония, а иногда и сарказм. Великолепное знание русского языка – это не только заслуга Тимура, но и семейная традиция. Он скромно не сказал о своих предках. Дед Абдул–Хамид Джанибеков – один из создателей ногайской письменности, автор первых ногайских букварей и грамматик, известный учёный-энтограф. Мать Тимура, Роза Джанибекова возглавляла Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт истории языка и литературы. Кто-то называл Тимура – «куплетист». Отец в шутку говорил: «балалаечник!». Андрей Максимов назвал Тимура – «бардовский Зощенко». Для меня он – Жванецкий в песне. Многие выражения из его песен уже стали крылатыми. А за пофигизмом, скрывается ранимый человек, наделённый необычным талантом, которому не безразлична судьба страны. Как художник, Тимур рисует облик сегодняшней России, всё ещё надеясь на пришествие «Крысолова». «Такие вот времена…», – как любит говорить Владимир Познер. Я бы добавил словами замечательного поэта Александра Кушнера: «Времена не выбирают, в них живут и умирают».
Литература
1. Аграновская Э. Андрей Максимов: «Стать знаменитым не так сложно, но удержаться тяжело» // Молодежь Эстонии, 15 февраля 2003 // http://www.moles.ee/03/Feb/15/6-1.php
2. Быков Дм. Одно предложение // http://www.novayagazeta.ru/columns/53845.html
3. Галич А. // Bards.ru // http://www.bards.ru/archives/author.php?id=80
4. Мурсалиева Г. Елена Соколова: «Психология манипулятора – это психология убийцы» // Новая газета. №146. 26 декабря 2014 // http://www.novayagazeta.ru/columns/66686.html
5.Путешествие из Петербурга в Москву // http://studopedia.ru/10_172325_problematika-puteshestviya.html
6. Шоав Тимур // http://shaov.net/songs.shtml
________________________________________________
© Буркун Илья Яковлевич (текст), Друкман Эммануил (фотографии)