Жанры необычайно живучи и устойчивы.
Понимаемый по Шкловскому (1) как закрепленный в массовом сознании «порядок осмотра мира», жанр сохраняет свои основные свойства веками, иногда и тысячелетиями. Для появления новых жанров и серьезной трансформации старых требуется обновление социальных «этикетов» и технологий в сфере информации.
Сейчас как раз время такого обновления. Общество становится информационным, бурно развиваются электронные СМИ… А жанры в Интернете большей частью как будто те же, вышедшие из письменности и печати. В блогах — дневники, письма, рецензии; в твиттере- трехстрочные заметки, реплики, комментарии… Свойственные этим жанрам формы текстов, хотя и отличаются лаконичностью, но вполне узнаваемы.
А где же новое?
На самом деле изменения в жанрах весьма значительны. Но осознаваемы они в ином масштабе и при деятельностном подходе к их изучению.
Раньше информация, предназначенная для распространения, проходила отбор социальными (или рыночными, т.е. тоже социальными) механизмами – как общезначимая или подразумевающая определенных адресатов. Сейчас права и технологические возможности широчайшего распространения получило единичное, частное, даже глубоко личное… И отбор из всё возрастающего количества таких текстов (фотографий, видеозаписей…) стал частным делом отдельного человека. Межличностное общение и индивидуальное потребление информации вышли в пространство публичности.
В этих условиях не представляется экстравагантным утверждение В. Третьякова, что журналистика по сути и по форме фольклорна. В. Третьяков отмечает появление в конце ХХ века уже чисто фольклорных СМИ: «Это Интернет-СМИ. В них профессионалы журналистики как фольклора сошлись, наконец, с непрофессионалами, собственно народом, творящим анонимную, примитивную (то бишь фольклорную) журналистику. Интернет- журналистика имеет предтечу – это домашние, семейные издания, одно время довольно популярные в среде интеллигенции.» (2)
Отступление журналистики в фольклорность сопровождается неизбежными нарушениями «этикетов осмотра мира» и изменениями в творческой деятельности авторов. В. Третьяков описывает эту деятельность так: «У творцов журналистских произведений отчетливо прослеживается целеполагание. Автор же фольклорист творит бескорыстно и бесцельно, без намерения оказать какое-либо воздействие на окружающих, тем более в массовых масштабах. Автор-фольклорист хочет самовыразиться, хочет скорее огласить (или, как сейчас на вульгарном русском языке говорят, озвучить) свои эмоции и набор простейших умозаключений; может быть, произвести выгодное впечатление на окружающих.» (3)
Тут же, в сети, решают свои творческие задачи профессиональные журналисты. Самодеятельные авторы могут пользоваться теми же методами обработки информации, сокращая и упрощая в жанрах всё, что лишь дополняет их основные характеристики: минимизируются объемы, аргументы, наборы выразительных средств. Но и сама предметно-функциональная природа жанров не остается прежней.
В Интернете всякий п р е д м е т – событие, проблема, произведение искусства- для сетевого автора сигнал, пойманный случайно или вызванный по запросу; русский язык подсказывает подходящее для обозначения слово – «оклик», по-современному КЛИК. Этот п р е д м е т подлежит освоению. Общая для разных случаев ф у н к ц и я – реагирование, выражение в связи с окликом себя, своего отношения… Такое упрощение цели творческой деятельности не требует особой изобретательности в м е т о д а х.
Достаточно может быть даже простого перепоста, смайлика, лайка нажатием кнопки. Или сокращенного варианта одного из методов, подсказываемых досетевыми СМИ. При всем разнообразии методов и образующихся форм, результаты можно объединить одним понятием: ОТКЛИК. Реплика и видео с телефона, заметка и селфи, совет и краткий комментарий, порою однословный – всё это сетевые ОТКЛИКИ и КЛИКИ из офлайна или онлайна. Разнобразие их жанров больше, чем у печатной, радио- и телевизионной журналистики.
Сетевым жанрам не случайно присущи анонимность и минимализм. Выбираемые из сетевого пространства картинки жизни и кусочки мысли появляются как бы замкнутыми в себе, ни с чем не связанные – отсюда их бедность и самодостаточность. Ф. Гиренок (4) назвал такие порции информации КЛИПАМИ. Интернет-варианты журналистских жанров – не просто уменьшенные «настоящие», а к л и п о в ы е. Их можно называть и по-старому, важно обозначить их особенности. Например, то, что взаимодействуют они по-новому.
Досетевые жанры сочетаются, образуя большой жанр более сложного целостного журналистского произведения – МАКРОЖАНР. (Например, отдельный номер журнала образуется как целостное журналистское произведение в макрожанре обозрения. Единичный выпуск телепрограммы, состоящий из интервью, видеорепортажа и элементов игры, создается в макрожанре ток-шоу). Внутри макрожанров традиционных СМИ связи между жанрами составляющих фрагментов логичны и устойчивы. А в макрожанре интернет-журналистики – сайте – жанры смонтированных элементов соотносятся свободнее, легко заменяются и постоянно обновляются. Сайт как единичное произведение протягивается во времени, изменяясь и разрастаясь – соответственно изменяется и макрожанр.
Когда речь идет об очень больших количествах информации, деятельность по ее обработке в пространстве сети отличается своеобразным принципом организации. В книге и её модификациях, периодических печатных и электронных, информация выстраивается линейно. Линии протягиваются по рубрикам, сериалам, циклам; из переплетения линий образуется широкое полотно – картина жизни, образ мира. В сети принцип организации другой. Его еще в прошлом веке описал образно А.Моль (4) – похоже на то, как шерстинка за шерстинкой беспорядочно сваливаются и сбиваются в войлок. Более прочный, чем тканное полотно.
Каждый пользователь собирает из нужного ему количества кликов свое знание, для себя. А чтобы охватить и сформировать большое общее знание, нужна деятельность не индивидуальная, нужно содействие комьюнити или форума. Нужна работа массового сознания – такого, какое у Больца (5) названо «роевым». Работа в жанре, метод которого
сейчас (предположительно) моделируется мозгом мощного компьютера…
Но далее гипотезы измышлять не следует.
Хотя очень хочется.
Литература:
_______________________
© Шибаева Любовь Васильевна