Волшебный праздник

Декабрь для всех — это радостное предвкушение самого главного и самого весёлого праздника — Нового года. В ночь с 31 на 1 почти весь мир поднимает бокалы с шампанским и поздравляет близких с этим праздником. Но у каждого народа есть и свои традиции встречи Нового года.

Например, в Ливане вместо ёлки устраивают веселье вокруг украшенного кедра. У индейцев Навахо сохранился обычай встречать Новый год у огромного костра на лесной поляне. Они танцуют в белой одежде, их лица окрашены в белый цвет, в руках палочки с шариками из перьев. Танцующие стараются быть поближе к огню, и, когда шарики вспыхивают, они ликуют. Но вот появляются 16 самых сильных мужчин, они несут ярко-красный шар и под музыку подтягивают его на вершину высокого столба. Все кричат: «Новое солнце родилось! Новый год!» В Японии за несколько дней до1 января в деревнях и городах слышен весёлый перестук деревянных крестов. Во дворах толкут распаренный рис. Над каждой дверью подвешивают или ставят у двери связанные вместе бамбук и молодую сосну как символ верности и долголетия, а если хозяину позволяет достаток, то ещё и ветку цветущей сливы. Ровно в полночь под Новый год раздаются сто восемь ударов в колокол. В эти минуты по японским народным поверьям человек переступает порог, за которым его ждёт новая судьба, когда всё в жизни может пойти по-иному, может прийти счастье. Три дня продолжаются семейные празднества, визиты к друзьям. По традиции девушки собирают редиску, крапиву, брюкву, сельдерей и другие растения. На седьмой день нового года глава семьи варит из «семи весенних трав» особое блюдо с рисом и подаёт на завтрак.

В России Новый год — это традиционная ёлка, украшенная разноцветными игрушками и сверкающей мишурой, фонариками и гирляндами, и кучей подарков под ёлкой. В последние годы появилась ещё одна замечательная традиция — пускать фейерверки. Ровно в 12 часов ночи вся страна сияет миллионами цветных огней. Без ёлки праздник теряет свою значимость, свою пикантность, пропадает всякое настроение, и Новый год перестаёт отличаться от других дней. Поэтому ёлка в этот день стоит в каждом доме: сначала взрослые её наряжают с благоговением и торжественностью, затем вся семья на неё с улыбками любуются, и, наконец, утром 1 января дети с нетерпением ныряют под неё в поисках своих подарков. Ёлку знают все, но мало кто знает, откуда у нас взялся на Руси такой обычай. А хорошо бы вспомнить о нем. В старину ель воспринималась на Руси как дерево смерти: еловыми ветками выстилался путь, по которому двигалась похоронная процессия, еловые ветки бросали на гроб в могилу и т.д. Ель также связывалась в народном сознании с нечистой силой. После Петра I появился обычай украшать ёлками крыши питейных заведений. Деревца оставались там до следующего года, пока их не заменяли новыми. Затем сами кабаки стали называть «ёлками». Говорили: «идти под ёлку» — идти в кабак, «елкин» — пьяный и т.д. Нигде, кроме кабаков, ёлки в новогоднем убранстве не использовались. Не было их и в народных святочных играх.

А вот в Германии на Новый год издавна ставили в домах ёлочки, украшенные яблоками и конфетами. Из Германии новогодняя ёлка перешла и в другие европейские страны, в там числе и в Россию. Первые рождественские ёлки появились у нас в начале XIX века в домах петербургских немцев. Потом праздничные рождественские ёлки стала устраивать столичная знать. В ночь с 1840 на 1841 год обычай этот вошёл в моду. Почему возник такой интерес к ёлке? Дело в том, что Рождество к этому времени перестало быть только церковным праздником, а стало домашним, светским, и его следовало чем-то упростить. Немалую роль сыграли кондитерские: они организовали массовую продажу ёлок — это были небольшие деревца с заранее прикреплёнными к ним свечами и сладостями. Ещё один любопытный факт: тогда тоже пробовали делать искусственные ёлки из дорогой материи.

С середины XIX века ёлка начинает завоевывать российскую провинцию, сначала города, затем помещичьи усадьбы. Но лишь к концу века она становится непременным украшением новогоднего праздника. К этому времени ёлки устанавливались уже не на столах, а на полу в центре комнаты. В богатых домах было принято приглашать на ёлку детей прислуги. Кроме свечей и сладостей, на дереве вешало украшения из стекла, картона и папье-машье. Семейное изготовление ёлочных украшений тоже было в ходу и доставляло всем большое удовольствие. Всем известные Дед Мороз и Снегурочка появились возле ёлки только к концу XIX века, а до этого их знали только как персонажей из сказок. Со временем начали устраивать общественные ёлки для детей и взрослых. Первую такую ёлку в Петербурге поставили на вокзале в 1852 году.

Следует сказать, что деревня, крестьянская изба ёлку не приняла. Крестьяне ездили в лес за ёлками для господ или нарубить деревьев на продажу. Тут сыграла свою роль церковь, не одобрявшая праздник ёлки как обычай языческий и иноземный. Святейший Синод запрещал ёлка в учебных заведениях. С приходом коммунистов к власти на ёлку обрушились новые гонения. Газеты обличали партийное и комсомольское руководство городов, в которых продавались и устраивались ёлки, писатели критиковали ёлку как «старорежимный» предрассудок, детские журналы высмеивали ребят, мечтающих о ёлке. Но полюбившийся обычай не удалось искоренить, праздник ёлки продолжали устраивать, только тайно, занавешивая окна одеялами, чтоб никто чужой не видел.

И вот в 1935 году коммунисты решили ёлку реабилитировать и использовать для укрепления своего режима. Был брошен лозунг: «Устроить хорошую советскую ёлку во всех городах!». А верхушку елки украшали красной пятиконечной звездой. Но насильственная идеологизация ёлку не погубила, она продолжала оставаться всеми любимой и желанной новогодней Ёлкой. Такой мы её знаем и сегодня.

Всё вышесказанное относится к народным, общепризнанным обычаям и традициям. Но ведь наверняка же у каждой семьи, каждой компании есть свои, личные маленькие обычаи встречи Нового года. И я спросила о них у нескольких человек. И вот какие ответы получила.

Елена, 40 лет, эколог.
— Мы с мужем и дочкой каждой год ездим к маме в станицу Егорлыкскую, потому что у мужа с отцом традиция: 31 декабря они обязательно идут на охоту.

Оля, 20 лет, студента.
— Новый год это чисто семейный праздник, я его всегда отмечаю дома с родителями. У нас есть такая традиция: мы на ночь ставим тапочки под кровать, чтоб «Дед Мороз» положил туда подарки.

Лена, 21 год, студентка.
— А мы Новый год всегда отмечаем в горах с родителями и друзьями. Всегда наряжаемся в различные костюмы — кто во что горазд. А вот прошлый Новый год нам вообще пришлось отмечать в палатках, но это, собственно, не испортило никому праздничного настроения.

Татьяна, 41 год, домохозяйка.
— У нас на Новый год традиция: в 11.30 мы садимся за стол, пьём шампанское, в полночь выходим на улицу — запускаем фейерверки, поздравляем соседей, а потом идём в поход: до утра мы успеваем обойти всех своих друзей и родственников, поздравить с праздником, и только часов в 9,10 утра приходим домой.

Катя, 25 лет, фармацевт.
— Новый год отмечаем с друзьями, а традиция у нас есть: ровно в 00.05 мы садимся на телефон, набираем любой номер, который придёт в голову, и поздравляем людей с Новым годом.

Новый год — праздник волшебства и фантастики, когда весь мир преображается и становится возможным невозможное: все люди, знакомые и незнакомые, на одну ночь становятся друзьями, поздравляют друг друга на улицах, угощают шампанским, с улыбкой относятся к чудачествам других и сами совершают весёлые безумные поступки.

Что такое ИМЯ?

7 декабря был день святой Екатерины, но многие современные Катюши не только ничего не знают о своей святой, но даже и не знают об этом дне. Это печальный факт, тем более что раньше на Руси вообще была традиция называть новорождённого именем того святого, в день которого он родился. Поэтому мне и захотелось рассказать вам историю святой великомученицы Екатерины.

Великая Екатерина жила в 4 веке в очень богатой княжеской семье в городе Александрии. Она была красива и невероятно образованна для своего времени. Однажды некий путешественник наставил её в православной вере, и она стала истинной христианкой. Во сне к ней явился сам Господь Иисус Христос и подарил ей удивительный перстень в знак того, что она теперь стала невестой Христовой. Прошло время, и Екатерина пошла в царский дворец к нечестивому императору Максимиану исповедовать свою веру. Он пленился её красотой и желая её добиться, стал предпринимать различные попытки, дабы склонить её к своей вере. Призвал 50 мудрецов, и они решили победить её в споре, но она своей божественной мудростью победила их всех. Тогда император в открытую предложил ей разделить с ним его власть, но она отказалась, так как была невестой Христовой. Разгневанный император решил придать её мучениям. Её раздели и стали бить воловьими жилами. Екатерина выдержала это испытание. Затем её бросили в темницу без воды и еды, но голубь стал приносить ей пищу. Даже сам Господь Иисус Христос явился к ней, чтобы укрепить её в будущих страданиях. Когда её выпустили из темницы, то удивлению Максимиана не было границ: Екатерина была жива и здорова. Тогда он решил продолжить мучения. Жестоким колесованием ранили её тело, но она пришла на следующий день во дворец без единой царапины. Ярости императора не было конца, и он повелел усечь святую деву мечом. В тот момент, когда ей отсекли голову, вместо крови потекло молоко. Видя такое чудо, многие нечестивцы обратились в истинную веру…

Всё это история, легенды, а что такое вообще «имя», откуда оно взялось и как оно влияет на судьбу человека. Посмотрим на этот вопрос с двух разных сторон: христианской и научной. И я обратилась с ним к ростовскому священнику отцу Сергию.

— Отец Сергий, скажите, пожалуйста, что такое христианское имя?

— С первых веков христианства, с того момента как распяли Христа, гонения начались на всех его последователей, на всех его учеников, и, как мы знаем, продолжаются, по сей день в некоторых странах. С тех пор среди христиан зародилась традиция называть своих новорождённых именами тех людей, которые приняли мученический подвиг. Известно, что таких людей было много, ведь порой вырезали целые общины христиан, и эти люди достойным образом принимали свою смерть. Церковь же считает своими долгом прославить этих мучеников. Именно в связи с этим возникла эта традиция. Надо сказать, что в наше время эта традиция утрачена, так как многие годы на православную церковь совершались гонения и люди боялись называть своих детей именами святых великомучеников.

— Скажите, а влияет имя на судьбу человека?

— Да, в православной традиции принято считать, что имя влияет на судьбу человека, но определённым образом. Зная имя святого, которое он носит, зная его жизнь, человек старается всей своей жизнью подражать его жизни. Именно в этом плане имя влияет на судьбу. Но, мы, люди православные, говорим, что христианин — это прежде всего строитель своей судьбы, человек со свободной волей, и каким образом он живёт своей жизнью, каким образом он направляет эту свободную волю в нужное русло, каким образом он делает благие дела людям, таким образом он сподобляется тому святому, имя которого носит.

— А что такое день ангела?

— Сразу скажу, что мы неправильно понимаем смысл этого сочетания. День ангела — это день нашего прощения, день в который Господь посылает нам ангела хранителя, именно поэтому он и называется днём ангела. Именины — это нечто другое. Это день памяти того святого, имя которого мы носим. Зачастую день рожденья совпадает с днём именин, это в этом случае, если родители ребёнка христиане и называют его именем того святого, в день которого он родился. Но не обязательно, чтобы день ангела, день рожденья и день именин совпадали, в принципе, православные христиане могут праздновать все эти праздники в разное время. Традиция называть новорождённого именем его святого была утрачена за времена гонений, но сейчас эта традиция возвращается, и, по крайней мере, в православных семьях эта традиция ныне есть.

А теперь на вопросы отвечает Валентина Васильевна Громова, преподаватель кафедры русского языка РГУ.

— Валентина Васильевна, откуда произошли имена?

— Это самая древняя форма слова. Имя — это знак, отличающий одного человека от другого. Возникли имена тогда, когда появилась необходимость отвечать друг другу. И поэтому не случайно в семантике имён прослеживается связь с именами нарицательными. Петр — значит камень, Агнесса — овца, Виктор — победитель. То есть люди искали определённые черты в человеке и привлекали имена нарицательные, которые потом становились именами собственными, теряя эту семантику. Исследователи выделяют более 25 лексико-семантических групп нарицательных имён, которые легли в основу собственных. Сам процесс перехода имени нарицательного в собственное называется процессом ономизации, а само имя, соответственно, оном.

— А какой смысл заключает в себе имя?

— Имя как раз и заключает в себе смысл, который связан с именами нарицательными, откуда оно и берёт своё значение.
Давая имя, древний человек придавал особое значение этому комплексу звуков, и имя становилась его оберегом. Очень многие имена являются такими оберегами. Будучи язычниками, русичи придавали большое значение связи человека с потусторонними силами, и поэтому звуковой состав и его семантика являются очень уязвимыми местами: на имя делами различные наговоры, заговоры. Когда появилась христианское имя, очень многие скрывали его, пользуясь мирскими именами, для того, чтобы никто не смог навредить обладателю имени. Вот откуда ведётся значение имени.

— Чем обусловлен выбор имени в настоящее время?
— Выбор имени мотивируется разными причинами. Раньше — это обереги, характер человека. В настоящее время общество обратило внимание на свои исторические коржи и поэтому существует тенденция выбирать имена старые, которые являются эталонами наших исторических пройденных этапов: Анастасия, Дарья, Денис, Никита.
Интересна история имени Иван. Это древнееврейское словосочетание, означающее «благослови Господь». Оно легло в основу имён Иоанн, Иоганн, а на Руси — Иван. В начале XIX века на тысячу имён приходилось 80% имени Иван, а в настоящее время — всего 3%. Когда выбирают имя ребёнку, советуют не давать имя отца — сыну, имя матери — дочери, а сделать своеобразной синтез, чтобы в звуковом составе имени были звуки общие для имени матери и отца.

Имя направляет человека, его судьбу по конкретному руслу, но прежде всего сам человек определяет своё нравственное состояние, делает свой жизненный выбор, так что какое бы имя вы ни дали ребёнку, помните, что все зависит только от него самого. Любопытна статистика наиболее популярных имён в 2000 году: Анастасия — 25%; Екатерина — 19%; Александр — 12%; Никита — 11%; Дмитрий и Дарья — по 9%; Даниил — и Мария — по 8%; Владислав — 7%

___________________

© Алена Скрынникова