Газета «Коммерсантъ», №51 (5082), 26.03.2013 

http://kommersant.ru/doc/2154725

Вчера единороссы заявили, что налоговая политика в отношении средств массовой информации должна быть пересмотрена, в частности, лишены налоговых льгот печатные издания, за исключением «социально ориентированных» — такое понятие может появиться в федеральном законодательстве. Поручение проработать этот вопрос уже дано группой депутатов думскому комитету по бюджету и финансам. Пересмотр налоговой политики для СМИ поддержал глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов. Глава Союза журналистов России Всеволод Богданов заявил «Ъ», что экономическая независимость СМИ стала «практически невозможной» и Дума должна создать условия, при которых они будут «зависеть только от тиража, рейтинга и уважения общества».

Вчера в беседе с журналистами глава генсовета «Единой России» Сергей Неверов заявил, что не исключает появления в федеральном законодательстве понятия «социально ориентированное СМИ». «А почему бы и нет»,— заявил он, отметив, что над критериями такого СМИ стоит подумать, но «главное, чтобы оно служило народу». С ним солидарна его заместитель по партии Ольга Баталина, по словам которой подобные фискальные послабления должны быть адресными и «иметь логику, почему именно это СМИ дотируется из госбюджета». 

 

В минувшую пятницу группа депутатов-единороссов и членов «Общероссийского народного фронта» обратилась с протокольным поручением к налоговому комитету Госдумы с тем, чтобы разработать поправки к Налоговому кодексу и пересмотреть принцип предоставления льгот СМИ. Депутаты предлагают три варианта: лишение всех печатных изданий налоговых льгот, лишение льгот изданий, публикующих объявления эротического характера (изданиям рекламного или эротического характера Налоговый кодекс запрещает такие льготы), продумать участие региональных структур в определении получателей налоговой льготы в субъектах РФ, поскольку это «позволит гораздо оперативнее и с меньшими затратами устанавливать, не злоупотребляет ли издание правом на льготы по уплате НДС». Впрочем, по словам госпожи Баталиной, эти варианты стоит рассматривать не «по форме, а по смыслу». 

 

Глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров («Единая Россия») пока воздержался от комментариев. А первый зампред комитета Оксана Дмитриева («Справедливая Россия») заявила «Ъ», что поручение в комитете еще не рассмотрено. «Если дается преимущество экспортным предприятиям, то это делается вне зависимости от того, что они выпускают, а не так: если выпускаешь зеленые кофточки — дадим, а если синие и они нам не понравятся — не дадим»,— сформулировала она свое отношение к инициативе единороссов. 

 

В настоящее время печатные СМИ (за исключением эротических и рекламных изданий) платят НДС по такой же десятипроцентной ставке, что и производители так называемых социально значимых товаров — хлеба, молока, рыбы, мяса, овощей, а также детской одежды и обуви. Стандартная ставка налога на добавленную стоимость в РФ составляет 18%. Льгота, полной или частичной отмены которой добиваются единороссы, существует уже двенадцатый год — десятипроцентная ставка НДС была введена 1 января 2002 года. До этой даты газеты и журналы были освобождены от уплаты этого налога. Десятипроцентная ставка при введении стала компромиссом между тогдашней Госдумой и правительством, которое требовало полной отмены дарованной прессе в 90-е годы льготы. Предоставляя льготы СМИ в 2002 году, власти предполагали, что ставка просуществует лишь год — однако ее действие неоднократно продлевалось. Еще одна льгота СМИ, на которую могут покуситься депутаты,— пониженная ставка страховых взносов. Сейчас общая ставка этих платежей в Пенсионный фонд и в фонды социального и обязательного медицинского страхования равна 30%. Для СМИ на 2013 год она равна 28%. 

 

Неожиданно идею пересмотреть налоговые льготы СМИ поддержал соавтор закона «О СМИ» Михаил Федотов. Он заявил «Ъ», что предложение депутатов «может быть вполне здравой идеей». По его словам, когда в 2004 году во время «монетизации льгот» был отменен закон «О господдержке СМИ и книгоиздания», президент давал поручение подумать, как компенсировать потери СМИ. «Одним из пунктов выполнения этого поручения могла бы быть реализация идеи депутатов. Помимо «большой» прессы существует «малая» пресса, которая перебивается с хлеба на воду. Даже на федеральном уровне есть масса газет и журналов, которые пишут о проблемах детей, инвалидов и коммерчески невыгодны»,— напоминает он. Как вариант, господин Федотов предложил «определять социально ориентированные СМИ, используя модель закона о социально ориентированных некоммерческих организациях» (НКО). 

 

Термин «социально ориентированный» используется в отношении части НКО, система которых проходит период реформирования. К примеру, анонсируя доклад, посвященный реформе НКО, глава созданного с подачи Кремля Фонда развития гражданского общества Константин Костин предложил для государственно-ориентированных и социально ориентированных НКО разработать режим благоприятствования: налоговые льготы, налоговые вычеты для жертвователей НКО (см. «Ъ» от 15 марта). С его точки зрения, такую практику можно было бы распространить и на СМИ. «Надо только понять, какие именно СМИ считать социально ориентированными, то есть каковы критерии — по аудитории, характеру публикуемой информации, характеру распространения»,— говорит он. Кроме того, господин Костин напоминает, что налоговые льготы для СМИ вводились в конце 90-х годов, когда финансовый кризис ударил по системе распространения печатных изданий: «Сейчас другая экономическая ситуация, рекламный рынок, который является основным средством дохода СМИ, растет». 

 

Член Общественной палаты Николай Сванидзе считает, что дифференцированный подход к налоговым льготам СМИ недопустим, поскольку даст государству дополнительные возможности для манипуляции свободой слова. «Это приведет к дальнейшему подавлению СМИ государством, поскольку четкие критерии выработать невозможно. А там, где невозможны четкие критерии, это оставляет ворота для произвола и коррупции»,— полагает он. Господин Сванидзе считает, что инициатива единороссов имеет «постыдно-прикладной характер», когда законодательная инициатива «служит как дубина» и ее узкий политический смысл — наказать конкретное издание — газету «Московский комсомолец», критическая публикация которой в адрес трех представительниц фракции «Единая Россия» вызвала возмущение их соратников. Поручение о пересмотре налоговых льгот возникло на прошлой неделе после того, как единоросс Андрей Исаев и главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев обменялись резкими обвинениями. В частности, в поручении депутаты отмечают, что «некоторые СМИ, принимая помощь от государства, используют предоставленные им возможности для собственной наживы, не брезгуя никакими способами получения доходов, в том числе предоставляя площади под рекламу интимных услуг». А владельцы «вышеупомянутых СМИ», по их словам, позволяют себе «вести роскошный образ жизни, покупать в Париже недвижимость класса люкс на Бульвар Ланн и тратить крупные суммы на дорогостоящие хобби типа трофейной охоты в тропиках». 

 

Глава Союза журналистов России Всеволод Богданов заявил «Ъ», что «экономическая независимость СМИ сегодня стала практически невозможной» и Дума должна прежде всего «вернуть возможность для СМИ зависеть только от тиража, рейтинга и уважения общества». 

 

Ирина Нагорных, Максим Иванов, Вадим Вислогузов