http://www.novayagazeta.ru/arts/56865.html
Герман. Он требовал от нас сохранения души…
Культура/ ВЫПУСК № 20 ОТ 22 ФЕВРАЛЯ 2013
Алексей Герман в нашем кинематографе, во всей нашей культуре оставался из последних, кто постоянно, мучительно и достоверно, вместе с отважными и разумными товарищами по мучительному процессу думал: почему?
Диалог с ним выдерживали не все. Ни в отечественных кинозалах, ни в фестивальных дворцах за рубежом. Что поделаешь, желающих что-то понять много меньше, чем понимающих всё. Они хотели забыться, он возвращал им память. Они хотели бездумья, а он заставлял их задуматься. Они хотели любить сильного, а он говорил им — люби искреннего. Он требовал от них усилий, а они жаждали инерции.
Он обижался, крупный, печальный, неудобный ворчун-философ. Небывалый художник, рисующий светом на белой, натянутой перед нами простыне картину разрушения, героизма, подлости, страдания и преодоления.
В Германе жила боль, которая не дает человеку превратиться в животное. Он требовал от нас сохранения души.
И так хорошо улыбался.
Юрий РОСТ
Ушел великий кинорежиссер страны.
Великий по-настоящему, с точки зрения вечности, а не века.
Каждая картина — шедевр. Каждая картина — эпоха.
Трагическое кино. Веселый человек.
Беспощадное знание о мире. Юмор, не сравнимый ни с чьим.
Бешеный нрав. Мощная натура. Тяжелый характер.
Советские времена испытывали на прочность, ломали, загоняли в угол. Выстоял. Учителя — Козинцев, Товстоногов – укрепили важнейшее: упорство самостоянья.
Никто не делал картин так долго, как он. Довести кадр и звук до абсолюта, до совершенства, наплевав на любые прочие соображения.
Не легенда: он не смотрел свои фильмы. Быль: хотел вырезать гениальный монолог Алексея Петренко в «Двадцати днях», который сейчас изучают во ВГИКе. Бросал в печку рукописи лучших сценариев, спасала жена.
Долго не мог пережить провал «Хрусталева» в Каннах: «…нам тут нужны дачные домики, сказал ему продюсер, а вы привезли «Вишневый сад». И хотя потом картину включили в сотню лучших фильмов мира, а французы сто раз извинялись за «непонимание», долго помнил горький привкус поражения.
Пятнадцать лет снимал и озвучивал «Хроники Арканарской резни»; как никто понимал: трудно быть Богом.
Его метод «субъективной камеры» перевернул множество штампов пленочного кино. Знал и преследовал только одно — истину.
Мы еще не поняли, кто у нас был. Но уже почувствовали: пусто. Холодно.
Редакция «Новой»