По словарям, ювелирное искусство (от немецкого Juwel или голландского juveel – «драгоценный камень») – искусство изготовления художественных изделий из драгоценных металлов в сочетании с ценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарем, перламутром, костью. У нас ювелирное дело расцвело в эпоху Киевской Руси. И только многими столетиями позже уральские мастера, с творчеством которых все мы знакомы по сказам Бажова, освоив секреты и тонкости гранения самоцветов в «звездочку», «розой», в ленточную и бриллиантовую грань, cмогли внести в ювелирное дело свою особую живинку – она-то и вывела уральцев из числа подмастерьев, снискав им славу не только в России, но и среди ювелиров Европы.

Но вершиной ювелирного творчества мы считаем творения таких мастеров, как Карл Фаберже. Всемирная выставка в Париже в 1900 году принесла фирме мировую известность: поставщик Российского императорского двора с 1885 года, Фаберже получил французский орден Почетного легиона – настолько потрясли его «вещи» жюри и посетителей салона. С этого момента фирма становится поставщиком ювелирных изделий для всех королевских домов Англии, Швеции, Норвегии, Германии, Дании, Франции, а ее творения – образцом ювелирного мастерства всех времен и народов. Они до сих пор стоят на аукционах баснословных денег…

Но кто сказал, что эпоха Фаберже ушла безвозвратно?

Наследники старинных традиций и создатели новых – «Ювелиры Тольятти» («ЮТО»), кажется, так не считают. Хотя фирма очень молода – ей чуть больше трех лет – традиций ее мастерам не занимать. В штате фабрики украшений – выпускники ювелирного отделения Лицея искусств, которых готовит старейший и опытнейший тольяттинский мастер Николай Шаронов.

Путь к «золотой елочке»

Под Новый, 2002 год на предприятии была отлита первая «золотая елочка». О том, что это такое – чуть позже. Было бы здорово, не забегая вперед, пройти весь путь – от золотых слитков до готовых изделий, сделанных руками тольяттинских ювелиров. Сопровождать нас в этом пути согласился заместитель начальника производства «ЮТО» Игорь Тараненко.

И вот мы в мастерской. За стеклянными перегородками трудятся мастера.

– Начнем со стадии разработки, – приглашает Игорь, открывая одну из дверей.

Под микроскопом лежит нечто, не имеющее на первый взгляд определенной формы. Стоит склониться, приглядеться – и на белом фоне проступит тончайший силуэт ангела с крыльями.

– Здесь изготавливают макеты из воска, пластика, специального модельного состава, – поясняет наш гид. – Работают с помощью микроскопа и специальных инструментов – от термошпателя до иглы. Естественно, у нас разделение труда. Кто-то хорошо рисует, у другого – «золотые руки», он воплощает задуманное на практике. Эти ангелы – элемент панно для Спасо-Преображенского собора…

У мастеров есть любимые инструменты: уже и изоляционной лентой скреплены, а все в ходу. Трудятся тут сосредоточенно, практически не поднимая на нас глаз.

Следующий «шаг» – изготовление мастер-модели. Делаются рамки, с помощью которых изготавливается готовая восковая форма. Затем из них собирается так называемая «елочка»: весь ассортимент будущих изделий наплавляется на нее. «Елочку» сажают в печь, и воск под воздействием температуры плавится и стекает, а пустоты заполняются золотом или серебром.

Золото ювелирам привозят в слитках. Первым делом его нужно «загранулировать». Нам дают заглянуть в окошечко большой печи, откуда исходит необыкновенный, поистине золотой свет.

Плавка свершилась. Золотые гранулы сгружают в обыкновенный пластмассовый тазик. Некоторое время они должны полежать в воде со спиртом. За десять минут здесь могут отлить три килограмма золота.

И пурпурный рубин, и аметист лиловый

Будто в сказке, восковая елочка превратилась в золотую. Буквально увешанная полуфабрикатами драгоценностей красавица поступает на участок монтировки и опиловки. Здесь ее разбирают «по колечкам». Тут же инкрустируют камнями. Не вклеивают – а непременно вставляют. Как бы ни был мал «самоцветик», каждый вручную вставят в перстень или сережку, намертво зажмут лапками.

У тех, кто занят этим трудом – специальные увеличивающие очки. Если бы не они – одного из ювелиров легко принять за Данилу-мастера из рассказов Бажова: длинные русые волосы, бородка…

Вот цитрин, как огонек, засверкал в колечке. А рядом шлифуется серебряная ложка – заказ того же Спасо-Преображенского собора.

Наконец, участок гальваники. Здесь наносится позолота. Будущие украшения помещают в специальный раствор с взвесью мелких керамических частиц – они-то и полируют золото и серебро.

И металл, и драгоценные камни тольяттинским ювелирам поступают специальной почтой. И прежде всего попадают в руки геммологу – специалисту по камням. Он проверяет качество – и «сырья», и готовых изделий…

Вот они, с пылу с жару. Разложив на синем бархате кольца, перстни, серьги с бриллиантами, подвески и серебряные складни, Игорь дает нам возможность полюбоваться.

Сокровищница

Но это далеко не все, что делают в «ЮТО». О некоторых эксклюзивных работах мастеров рассказал директор фирмы Александр Полухин:

– Для того чтобы сохранить памятные вещи, предназначена серебряная дарохранительница «Орех»: ведь у каждого в семье есть что-то, что хочется оставить на память – локон ребенка, например. Есть изделия более дорогие – со специальной огранкой, украшенные бриллиантами, есть попроще. По заказам изготовили несколько уникальных украшений, в которые вставлены бриллианты массой более одного карата. В один перстень мы поместили четыре небольших бриллианта и один – в три карата. Стоимость этого украшения – примерно 70 тысяч долларов.

Особенно дороги тольяттинским ювелирам воспоминания о работах, выполненных для Спасо-Преображенского собора, открытого в Тольятти 19 августа 2002 года. Об этом стоит сказать особо, поскольку собор сам по себе уникален (далее цитирую статью Ольги Березий, опубликованную в журнале «Этажи», 2002, №3):

«Строительство Спасо-Преображенского собора велось с 1996 года Управлением капитального строительства промышленных зданий и сооружений ОАО “АВТОВАЗ”. Работали на этом объекте около 400 человек. Конечно, очень старались и хотели, чтобы построенное ими сооружение не просто украсило город, а стало тем необходимым шагом к духовному возрождению, о котором в последнее время у нас сказано столько красивых и нужных слов.

Что ж, строители честно выполнили свой долг, создав действительно великолепное здание как с архитектурной, так и с инженерной точки зрения: храм оборудован радиотрансляцией, мощной системой вентиляции, пожарной и охранной сигнализацией и другими необходимыми коммуникациями. Собор красив как снаружи, так и изнутри. Чего только стоят мраморные полы, в мозаике которых – двенадцать сортов древнего камня…

В день открытия собора вручались награды – патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, архиепископа Самарского и Сызранского Владыки Сергия. Их получило не только руководство ОАО “АВТОВАЗ”, но и строители. Сто шестьдесят медалей к этому дню было выполнено мастерами фирмы “Ювелиры Тольятти”. Они же специально разработали парадную церковную утварь, подарочные столовые наборы, панно с изображением Спасо-Преображенского собора, эмали в серебре с ликами святых…

По совету патриарха, побывавшего в свое время на строительстве, украшать храм изнутри начнут лет через пять – тогда и преобразятся его стены и своды. Но уже сейчас собор становится одной из ярких достопримечательностей города. Правда, некоторые считают, что он не вписывается в существующую архитектуру и все вокруг надо сносить, чтобы не мешать храму. Но есть и другое мнение: не сносить – а наоборот, строить больше красивых зданий. Кстати, летом приезжал в наш город один немецкий фотограф, снял храм и разместил этот снимок в Интернете. А чуть позже стало известно, что «Спасо-Преображенский собор в Тольятти попал в список строительных сооружений, имеющих серьезную значимость за последние сто лет в России»».

К открытию собора тольяттинские ювелиры изготовили 16 икон на эмали в серебряных окладах. Но больше всего они гордятся поручением церкви отреставрировать икону, выполненную русскими мастерами в 1732 году – почти три века назад…

Придет время, когда творениями их рук будет гордиться молодой, как принято считать, индустриальный город. Творениями золотых рук, занятых золотой работой.

_____________________________
©Татьяна Свичкарь