* * *
«НАУКА УМЕЕТ МНОГО ГИТИК» —
формула старого карточного фокуса
Спотыкаюсь на каждом шагу, на каждом слове.
«Это лучше, чем гладкопись», — скажет знакомый критик.
Ну а что же в остатке, в осадке сухом, в улове?
Неизвестно науке, хотя у ней «много гитик».
Прозаический звук паденья с высоты своего роста
зарифмовать не успеешь, споткнувшись на грубом асфальте.
А образы и метафоры — так те исчезают, просто
лечатся от удара — на облаке ли, на Мальте.
И ведь учили ходить, говорили мне: «Левой! Правой!».
Объясняли: «Надежнее, когда маршируешь строем —
в организованной массе, а не в толпе и ораве,
с твердого шага сбившись, да, сбившись — пчелиным роем».
Главное — смотреть под ноги, не забыть подстелить соломки,
освоить политкорректность, культурные знаки и коды
и уберечь организм свой от неизбежности ломки,
даже и не понюхав дурацкий наркотик свободы.
А то ведь можно втянуться, привыкнуть к этой отраве,
губу раскатать, забыв о денном и нощном контроле,
и, даже спотыкаясь, думать, что ты сам вправе
выбирать, когда тебе падать и, вообще, какие играть роли.
Но и те, кто шагают в ногу, как будто во власти транса,
не склонные к рефлексии, послушные звуку команды,
нередко становятся жертвами пресловутого резонанса,
когда рушатся опоры и рвутся тугие ванты.
Это стихи о проблемах творчества и социальной адаптации.
Верь: люди поймут и поддержат, они же не изуверы.
Тем более, что у нас слава самой читающей нации,
а шулерские приемы у знания есть и у веры.
Все любят показывать фокусы, а правды никто не знает.
Так что твори, влюбляйся, верь, что и ты не винтик.
А если и винтик, то нету пока на тебя контргаек,
и вообще ты «умеешь» «много» собственных «гитик».
2-6 июля 2010 г.
* * *
Прыжок затяжной
из-под зимнего пледа
в томленье и зной
бесконечного лета,
в медлительность сцены
и сбивчивость речи,
когда откровенны
и взгляды, и плечи.
А рыжих волос
твоих протуберанцы,
как стуки колес
у пропущенных станций,
тревожат и манят
сорваться по следу —
летучая память
забытого лета.
Минуя любви
недомолвки и взгляды,
в объятья твои
и тенистого сада
сквозь горечь и зной
дней, идущих на убыль,
прыжок затяжной,
нераскрывшийся купол…
15 июля 2010 г.
Чайка
Крылья чайки — упругий, изогнутый лук.
Тело чайки — прижатая к луку стрела,
как к губам прикипевший томительный звук,
как побег — безуспешный побег от ствола.
Лук, увлёкший стрелу в их совместный полёт,
и стрела, за собой уносящая лук…
Тетивой-невидимкою ветер поёт.
Катер пашню реки разрезает, как плуг.
Но разрезать не может. Упрямая гладь
возрождает единство зеленой слюды.
И о чем ей жалеть, и чего пожелать,
и зачем отраженья хранить и следы?
Эта вечность, изменчивость без перемен
нас проглотит: у времени свой аппетит.
Только ветер крылатый, прорвавшись сквозь тлен,
прозвенит тетивой, и стрела просвистит.
26 июля 2010 г.
Английский сонет
О женщина, прозрачная вода,
вписавшаяся в контуры бокала
естественно, как будто бы искала
такую форму для себя всегда.
А после — что возьмёшь с тебя? — вода,
ты формою гранёного стакана,
журча и изменяясь непрестанно,
овладеваешь так же — без труда.
Но если наступают холода,
любовь проходит, угасают страсти,
ты разрываешь свой сосуд на части,
бездушная замёрзшая вода.
И лишь себе самой не изменяешь,
хотя чужую форму сохраняешь.
28 июля 2010 г.
Посмертный юбилей
Памяти Даниила Долинского
В июле, на макушке лета
пришли в библиотечный зал
друзья покойного поэта
и каждый что-нибудь сказал.
Что ж, юбилей — отличный повод:
прекрасны мысли и слова,
гудит высоковольтный провод,
и память верная жива.
Стихи читали, песни пели
и пили водку и компот.
А кем он был на самом деле?
Как брал он слово в оборот?
При жизни он учить пытался
докучливых и молодых,
но сам загадкою остался
и для себя, и для других.
Искал он верную тональность,
на слух настраивал струну
и не играл в оригинальность,
обманчивую новизну.
Пострел, до старости мальчишка,
солдат, умывшийся в крови,
писал всю жизнь одну лишь книжку
о жизни, счастье и любви.
Качнув нам из бездонной стыни
уже невидимым крылом,
стрелок-радист, летит и ныне
он в поднебесье голубом.
2 августа 2010 г.
РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ
Россия — старый стоптанный башмак,
сатиновый протертый нарукавник,
пиджак, забывший свой исходный цвет
и брюки с пузырями на коленях.
Все это можно запросто любить,
не думая о перемене платья.
Здесь дело вовсе не в консерватизме,
а в осознаньи, что оно — твое.
Когда к вещам привык, их жалкий вид
перестает смущать тебя, тем паче,
казалось, никогда их не сносить.
Но как-то разом все пришло в негодность.
Пришло в негодность и пошло в разнос:
империи не вечны, как и вещи.
Нас вместе держит разве что язык.
Вот за него, действительно, обидно.
Великий и могучий,
как латынь,
неужто он исчезнет, канет в Лету,
останется уделом знатоков?..
О, боль моя фантомная, Россия!
13-16 августа 2010 г.
Римини, Италия
МАРИНА
Луч солнца, преломившийся в волне,
скользит волной над отмелью песчаной —
прозрачная лазурь по желтизне…
Мне хочется назвать его Лучано,
чтоб выразить Италию вполне.
У чаек только рыба на уме:
крыло креня в упругом развороте,
пикируют и пляшут на волне.
Их крики — не бельканто Паваротти,
но и они свои в своей стране.
А патина веков и кракелюры —
как знак товарный старых мастеров.
Любовные забыты авантюры.
Но лица Беатриче и Лауры
не занавесит времени покров.
Колышется морская пелерина.
А ты бежишь по пенной бахроме —
вся в брызгах и лучах — неудержима…
И знаю я: зовут тебя Марина.
И верю я, что ты спешишь ко мне.
Как фея Адриатики, как сон
о Римини, Италии, отчизне…
Я помню, что всю жизнь в тебя влюблен.
Я должен был привыкнуть к этой жизни,
но снова восхищен и удивлен.
Волна с шипеньем гаснет на песке.
А песня из любви и солнца свита.
И нежный голос где-то вдалеке
«Феличита, О соле, Дольче вита…»
поет на итальянском языке.
Август 2010 г.
Римини — Ростов-на-Дону
На смерть Леонида Григорьяна
Лягу в два, а встану в три,
Гляну в окна, закурю.
Бог позволит: говори –
Ничего не говорю.
Л. Григорьян
Вот теперь не осталось ни страха, ни боли.
Можно окна открыть и постель поменять.
Больше Бог Григорьяну уже не позволит
ни курить, ни любить, ни стихи сочинять.
Поезда не встречают на этом вокзале,
из забоя не ждут опустевшую клеть.
И подругам, что сдуру ему отказали,
остается гордиться и тихо жалеть.
А стихи — как стихи. В них сказал что хотел он.
Но уходит, как будто и не был знаком.
И душа, расквитавшись с измученным телом,
улетает от нас сигаретным дымком.
30 августа 2010 г.
Американская шутка
Надпись «Kiss and Ride» — здесь нет стоянки —
так переведем мы эту фразу.
В общем, чмокнул, высадил и сразу —
отъезжай. Так шутят эти янки.
Милая, я враг подобных шуток.
Мне б еще побыть с тобою вместе.
Штраф плачу в любое время суток,
лишь бы «Kiss and Kiss» на том же месте.
31 августа 2010 г.
Застеколье
Бывает так: несовпаденье
в каких-то глупых мелочах —
и вот уже брожу как тень я,
себя ищу в пустых речах.
Мечтаю вырваться на волю,
бьюсь о стекло, как стрекоза,
об интерьер чужой мозолю
свои офсетные глаза.
Но в избавление не верю.
Хоть рядом улица и двор,
прибит плакат над каждой дверью:
«Нет выхода!», — как приговор.
Мне говорят: «Решаешь сам ты!».
Что ж, раб бессмысленной возни,
я с мошкарой кружить у лампы
не стану больше, черт возьми!
Куском последним сыт, не так ли? —
а может, просто слеп и глух,
я, наступив на те же грабли,
не начинаю новый круг.
Я вырвался из хоровода.
Не веря, как мне повезло,
лечу туда, где свет, свобода…
И бьюсь о пыльное стекло.
24 сентября 2010 г.