Видеть и слышать для поклонников современного кинематографа нынче недостаточно. Мир цифровых технологий внушает нам, зрителям, уверенность, что нет ничего невозможного. Мы уже верим в то, что посмотреть на мир глазами главного киногероя и пережить те же события, что и в фильме, — дело не десятилетий, не лет, и даже не месяцев.
Трудно сказать, кто больше повлиял на новую технологию, описываемую в приводимом ниже интервью: зрители, жаждущие хоть на секунду попасть в виртуальный мир киноискусства или мастера, шаг за шагом помогающие нам осуществить самые сокровенные мечты — не только видеть и слышать то, что происходит на экране, но и ощущать это всем телом. Приоткрыть завесу этого новшества согласилась директор кинотеатра «Буревестник» Ирина Ивановна Кранк.
— Ирина Ивановна, расскажите, пожалуйста, о технологии «bass-shaker»
— Это достаточно редкое технологическое устройство, которое до сих пор редко используется. В кинотеатре «Буревестник» эти устройства вмонтированы в спинки кресел, которые собраны в центре зала. Кроме того, на этих VIP-местах (от англ. Very Important Persons — очень важные персоны — А.Г.) оптимальным образом сбалансирован звук. Звук поступает в зал по 18 колонкам. Используется технология Dolby Digital Surround EX: левый и правый канал, заэкранный и низкочастотный сабвуфер, заэкранные и тыловые колонки на задней стенке, которые тоже разделены по каналам. Особенности нашего зала заставили поставить вместо стандартных 16 колонок, еще две для тех, кто находится на балконе. Одновременно с заэкранным сабвуфером включается «bass-shaker» (от англ. shake — трясти, вибрировать — А.Г.).
— А замечает что-либо необычное человек, который садится в такое кресло?
— Различие человек замечает сразу в цене (VIP-места стоят на 10-15% дороже, чем обычные — А.Г.). В зале, когда кресла откинуты, он может под сиденьем увидеть устройство диаметром 10 см. Это устройство никак себя не проявляет до тех пор, пока на экране не начинают происходить какие-либо экстремальные ситуации, то есть, в момент включения низкочастотного сабвуфера, который дает мощные низкие частоты и заставляет кресло вибрировать. Данное устройство реагирует на взрывы, землетрясения, падения метеоритов, что создает у зрителей максимальный эффект присутствия.
— Что же ощущает человек в этот момент?
— Это ощущение трудно передать. Это не просто вибрация. Если, например, на экране падает метеорит, то человек ощущает, что метеорит упал прямо под его кресло, если происходит землетрясение, то зритель оказывается в эпицентре этого события. Даже в таком мягком и романтичном фильме, как «Амели», был эпизод, в котором герои фильма едут в поезде, и это ощущение от поездки в метро передавалось зрителям на VIP-местах. Кстати, перед каждым показом фильма у нас демонстрируются фирменные видеоролики, которые предназначены показать все возможности «bass-shaker».
— Не считаете ли вы это шагом на пути к виртуальной реальности?
— Может быть. Хотя было достаточно любопытное, но такое тупиковое ответвление, как стереокино. Оно было очень интересным, но, тем не менее, прекратилось. Технологии, которые использовались в стереокино, предполагали съемку двумя статичными камерами. Отсюда появлялись долгие статичные планы, которые приводили к монотонным фильмам. Сначала люди шли смотреть на этот эффект и поражались, а потом стереопрокат сошел на нет. Людям надоели статичные сцены, им нужно действие и ощущение этого действия в зале. А технология «bass-shaker» позволяет ощутить действие в любом современном фильме.
— Влияет ли данная технология «bass-shaker» на подборку репертуара «Буревестника»? Делаете ли вы упор на боевики, фильмы со спецэффектами?
— Нет. Мы стараемся подбирать репертуар таким образом, чтобы он был интересен зрителям практически любого возраста и мировоззрения. У нас есть и мягкие, и жесткие фильмы. В любом случае, те, кто сидит на VIP-местах, воспринимают хороший, сбалансированный звук. А в случае с фильмами со спецэффектами, такими как, например, «Гонщик», «Королевская битва», эти ощущения просто усиливаются.
— Если я вас правильно понял, зрители на VIP-местах слышат более качественный звук, чем все остальные?
— Нет, я не могу сказать, что человек, сидящий справа, не услышит пролетающий метеорит. Просто зрители на VIP-местах слышат звуки в сбалансированном отражении, именно так, как запланировано режиссурой фильма. То есть, если на экране показан пролетающий метеорит, то сидящие на VIP-местах услышат, как этот метеорит пролетает как раз мимо них.
— Технология «bass-shaker» возможна только с Dolby Surround EX?
— Не могу сказать ни «да», ни «нет». Вряд ли кинотеатр, будет внедрять достаточно дорогую технологию «bass-shaker», а потом делать хороший звук. Думаю, все происходит как раз наоборот.
— Где еще в России используется «bass-shaker»? Были ли случаи использования данной технологии в Ростове?
— В Москве, в Прибалтике в Вильнюсе. В Ростове «bass-shaker» используется впервые. Я практически уверена, что такого нет по всему югу России. Гарантии дать не могу, потому что в частном порядке такое устройство можно установить и дома, но в общественных кинотеатрах юга России такая технология еще не применялась.
— Была ли у вас возможность сравнить эффект, полученный от данной технологии в Ростове и в других городах?
— Это было бы довольно трудно сделать, так как нужно было бы смотреть один и тот же фильм, находясь в одном и том же месте, и в одной и той же одежде, которая может также влиять на ощущения. Скажем, человек, который придет на сеанс в ватнике, вряд ли почувствует вибрацию…
— Помогает ли эта технология в конкуренции с другими киноплощадками Ростова?
— Дело в том, что мы стали использовать эту технологию сравнительно недавно, с момента открытия кинотеатра «Буревестник» после капитального ремонта. Рекламная компания пока не проводилась, a мы два месяца отслеживали реакцию зрителей и присматривались к новинке. Кроме этого, я не думаю, что 16 кресел могут сыграть большую роль в конкурентной борьбе, которая ведется в Ростове. Я думаю, это только поможет кинопрокату вообще. Лишний раз обратить внимание на кинопрокат — это всегда интересно. Если завтра кто-либо из конкурентов введет еще более интересную технологию, я буду только рада, потому что общее внимание к кинопрокату увеличится. Ведь если мы рассчитываем на ту же аудиторию, что «КиноМакс» или будущий «Ростов», то мы не считаем их из-за этого своими антагонистическими конкурентами.
— Вы планируете увеличение количества VIP-мест? Не бывает так, что зрители сидят вокруг пустующей VIP-зоны?
— Бывает как раз наоборот: зал пустует, а VIP-места заняты. Много людей приходит именно ради новых ощущений. Спрос на VIP-места достаточно высок и мы его удовлетворяем, но нельзя сказать, что мы на этом остановимся.
— Бываeт, что мест не хватает?
— Конечно. Наш небольшой зал на 125 мест часто бывает полностью заполнен. У нас практикуется заказ билетов по телефону, и иногда еще задолго до сеанса можно не попасть на необычное кресло.
— Известно ли о том, что другие киноплощадки Ростова в будущем оборудуют свои залы креслами с «bass-shaker»?
— Такой информацией я не располагаю. Но уже сейчас, садясь в такое кресло, каждый ростовчанин должен испытывать гордость за столицу Южного федерального округа.
— И в заключение: как бы вы в трех фразах охарактеризовали технологию «bass-shaker»?
1) Эффект присутствия, 2) шаг в будущее и …3) вибрируйтесь на здоровье!