Я отправилась работать журналистом на международный кинофестиваль в первый раз, абсолютно не представляя специфики данного форума, его регламента и трудностей. Достаточно сказать, что на XXVI Московский международный фестиваль аккредитовались 1 500 моих коллег со всего мира. Какое счастье, что они не могли одновременно находиться в одном месте: в пресс-центре мы могли воспользоваться лишь несколькими телефонами и компьютерами с выходом в Интернет…
1. Немного статистики:
В основном конкурсе участвовало 17 фильмов, председатель жюри – Алан Паркер.
В конкурсе «Перспективы» – 11, председатель жюри – Алексей Учитель.
В медиа-форуме – 46 работ, члены жюри конкурсной комиссии: Григорий Либергал, Нина Зарецкая, Никита Алексеев, Макс Василенко, Иван Засурский.
Внеконкурсные показы:
Фильм открытия фестиваля «Убить Билла-2» (Квентин Тарантино).
Фильм закрытия – «Ночной дозор» (Тимур Бекмамбетов).
Российская программа:
Новое российское кино – 12 фильмов.
Дебюты – 11.
Новое документальное кино – 12.
Новая российская анимация – 23.
Ретроспективы (ВГИК: грань веков, Яков Протазанов, Незавершённые фильмы) – 29.
Международная программа:
Гала-премьеры – 16 фильмов.
Национальные хиты – 8.
Вокруг света – 31.
Кино Бразилии сегодня – 4.
Русский след – 5.
Ателье (кино о кино и кинематографистах) – 10.
Ретроспектива Алекса ван Вармердама – 5.
Ретроспектива Александра Клюге – 7.
Ретроспектива Робера Лепажа – 5.
ММКФ 45 лет – 10.
Итого, по моим скромным подсчетам, 235 фильмов. Иногда мне звонили друзья и спрашивали: все ли фильмы я смотрю…
2. Регламент
Пресс-показы начинаются в 10 утра, одновременно открывается билетная служба и пресс-центр. Домой я приходила к часу ночи после 4-5 фильмов и пары-тройки пресс-конференций.
3. Трудности
Главная трудность – это вечная проблема выбора: на какой фильм пойти, чтобы не упустить будущий «гвоздь». Информации очень много, но она не всегда приходит вовремя. Допустим, все фильмы на завтра вы запланировали, просчитали по времени как вы будете передвигаться от кинотеатра к Дому кино или еще куда, взяли билеты… А на следующий день в релизе читаете: «15:00 Пресс-конференция Эмира Кустурицы», и все ваши планы летят коту под хвост. В итоге быстро привыкаешь вникать в достоинства фильма, приходя к его середине.
Есть еще и «трудности перевода». Когда ты задаешь вопрос на русском языке, переводчик переводит на японский (уж как он сам этот вопрос понял), а после того как японский режиссер ответил, а переводчик снова перевел… часто речь идет уже совсем о другом. Неудивительно, что ответы иностранных режиссеров порой звучали так: «Не понял вопроса», «Нет, я эту пьесу не читал, извините», «Просто в Москве хорошие условия для съемки», «У нас накопилось много музыки к этому фильму, и мы с удовольствием ее туда поставили»…
4. Победители
Лучшая режиссерская работа – Дмитрий Месхиев за фильм «Свои» (Россия).
Лучшая мужская роль – Богдан Ступка («Свои»).
Лучшая женская роль – Хина Зорилья – аргентинский фильм «Разговоры с мамой».
Победитель конкурса дебютов «Перспективы» — картина «Отель «Венера»» режиссера Хидеты Такахаты (Япония).
Приз жюри ФИПРЕССИ – фильм «Время жатвы» (Россия, режиссер Марина Разбежкина).
Приз жюри российских кинокритиков – режиссер Дмитрий Месхиев за картину «Свои».
Приз российских киноклубов – «Свои».
Приз зрительских симпатий вручен режиссеру и актеру Владимиру Машкову за фильм «Папа».
Специальный приз жюри получила лента «Бунт свиней» режиссеров Рене Рейнумяги и Яака Кильми (Эстония).
Победители медиа-форума:
Конкурсная программа: «ART reality-show»:
1 место – «Оральная фиксация» (Бьорн Мельхус, Германия, 2001).
2 место – «Вдвоем против мафии» (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров, Россия, 2003).
3 место – «Image/Word.not a pipe» (Ивен Сибенс, Канада, 2003).
Номинация: «Интерактивное искусство/Интернет»:
«Пространство времени» (Диего Бонилла, Мексика, 2003).
5. Специально приглашенные гости
Специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» получила актриса Мерил Стрип. Приз вручил праправнук Константина Станиславского, одиннадцатилетний Алекс Прайер.
Эмир Кустурица получил заслуженную награду – «За вклад в кинематограф». Статуэтку мэтру вручил президент ММКФ Никита Михалков.
К концу фестиваля в Москву прилетела ещё одна звезда – Изабель Аджани; от пресс-конференции, в отличие от Тарантино, она отказалась, но приз победителю конкурса «Перспективы» вручила.
6. Что смотреть?
Как это часто случается на фестивалях, большинство фильмов конкурсной программы до шедевров, мягко говоря, не дотягивает. А бывает и так, что даже фильмы-победители потом не попадают не в широкий прокат, ни в «узкий». Нынешний фестиваль открыл много отличных отечественных фильмов, но, памятуя о политкорректности дирекции фестиваля, многие эксперты боялись, что награды достанутся зарубежным авторам. Этого не случилось – победа фильмов «Свои» и «Отель “Венера”» была однозначной и предсказуемой, не остались без внимания и работы Владимира Машкова и Марины Разбежкиной.
Из списка фильмов-призеров меня абсолютно не впечатлили «Бунт свиней» и «Время жатвы». Возможно оттого, что меня давно не волнуют темы советской эпохи, слишком много воды утекло со времени красных знамен и трудовых лагерей. Хотя специалистам эти два фильма понравились, ибо имеют несомненную эстетическую ценность. Далее, чтобы не утомлять читателей излишними размышлениями, приведу список фильмов, которые видела, могу рекомендовать и которые, надеюсь, будут доступны в том или ином формате.
1. Для всех:
«Папа», Россия, 2004, режиссер Владимир Машков.
«Свои», Россия, 2004, режиссер Дмитрий Месхиев.
«Национальная бомба», Азербайджан/Россия, 2004, режиссер Вагиф Мустафаев.
«Мой сводный брат Франкенштейн», Россия, 2004, режиссер Валерий Тодоровский (через месяц будет участвовать в конкурсе кинофестиваля в Карловых Варах).
«Отель “Венера”», Япония, 2004, режиссер Хидета Такахата.
«Обратная сторона Луны», Канада, 2003, режиссер Робер Лепаж.
«Усама», Афганистан/Япония/Ирландия/Нидерланды, 2003, режиссер Сиддик Бармак.
«Русское», Россия, 2003, режиссер Александр Велединский.
«Дни футбола», Испания, 2003, режиссер Диас Серрано.
«Станция “Лямур”», док. фильм, Россия, 2004, режиссер Владимир Попов.
2. Для страстных любителей кино и рок-музыки:
«Кофе и сигареты», США, 2003, режиссер Джим Джармуш.
«Дженис и Джон», Франция/Испания, 2003, режиссер Сэмюэль Беншетри.
3. Для страстных любителей кино:
«Дурное воспитание», Испания, 2004, режиссер Педро Альмодовар.
«Моя мать», Франция, 2004, режиссер Кристоф Оноре.
«Только не в губы», Франция/Швейцария, 2003, режиссер Ален Рене.
«К чему помыслы о любви?», Германия, 2004, режиссер Ахим Борриес.
4. Для страстных любителей кино и видеоарта:
«Кремастер» (цикл из 5 фильмов), США, 2002, режиссер Мэттью Барни.
5. Для страстных поклонников прозы Сергея Лукьяненко, фильма «Властелин колец», блокбастеров и компьютерных игр:
«Ночной дозор», Россия, 2004, режиссер Тимур Бекмамбетов.
Это, конечно, далеко не все фильмы, которые мне понравились. Я не упомянула много других прекрасных картин, которые я, к сожалению, просто не увидела. Но рекомендовать с чужих слов не могу.
Не вижу смысла писать и о фильме Квентино Тарантино «Убить Билла-2», который по высказываниям мэтров, произвел неизгладимое впечатление буквально на всех, что мне тоже кажется странным. Но о вкусах киноакадемиков или хорошо или никак…
Напоследок процитирую реплику о киноискусстве самого Тарантино, которой он закончил пресс-конференцию: «Конечно, хотелось бы вечерком приятно провести время, если удается сделать что-то большее – прекрасно, но надо уметь хотя бы это!»
Фото Евгения Айвазяна
(пресс-конференция Квентина Тарантино (1)
и с официального сайта ММКФ www.miff.ru:
Богдан Ступка (2);
Мерил Стрип (3);
Эмир Кустурица (4);
кадры из фильмов:
«Свои» (5);
«Время жатвы» (6);
«Папа» (7);
«Бунт свиней» (8).
____________________________
© Кочева Елена Николаевна