В Малом зале Ростовской филармонии, 12 декабря, состоялся камерный концерт из произведений для скрипки и гитары. Исполнители — преподаватели ДМШ им. М.Ф. Гнесина Эльвира Восканян (скрипка) и Сергей Федоров (гитара).
Программа, составленная из произведений композиторов ХVI-ХХ веков, началась исполнением пьесы Джона Дауленда «Гальярда». Приемы, характерные для исполнения старинной музыки — игра без вибрации, точность исполнения камерных штрихов у скрипки, скупая нюансировка и т.д. — все это помогло музыкантам передать «наивность и целомудрие, свойственные иным временам, иным эпохам» (Г.Гессе).
Рамки жанра камерного концерта были расширены Эльвирой Восканян, которая выступала также в роли ведущей, предваряя исполнение музыковедческим комментарием и поэтическим эпиграфом. Так, перед «Гальярдой» слушатели познакомились с сонетом У. Шекспира «Страстный пилигрим», где упоминается имя Джона Дауленда.
В начале концерта с исключительным вдохновением были исполнены мелодии танцев 16-18 веков: «Фугированный танец» Мельхиора Нойзидлера, «Балет» Луиса де Мои и «Венгерский танец» Бенграфа Йозефа.
Небольшой цикл, составленный из шести менуэтов Гайдна, прозвучал на одном дыхании, а высокое мастерство дуэта позволило почувствовать рисунок и грацию «галантного» менуэта. Исполнителями были подчеркнуты лежащие в основе гайдновских менуэтов яркие народные интонации и духовное здоровье музыки.
Большое впечатление на слушателей произвело исполнение «Андалузского романса» знаменитого испанского скрипача-виртуоза и композитора второй половины 19 века П.Сарасате (награжденного, кстати, за виртуозную игру королевой Изабеллой скрипкой Страдивари). Исполнителям удалось передать яркий национальный колорит музыки Сарасате, чувственность и страсть интонации.
Два крупных сочинения составили основу второго отделения — «Концертный дуэт» Мауро Джулиани и «Концертная соната» Никколо Паганини. Блестящий концертный стиль, красота мелодики, проникновенность певучей итальянской кантилены и виртуозность — все это объединяет произведения двух великих композиторов-современников. В исполнении дуэта были слышны отличное чувство ансамбля, владение материалом, единство трактовки и творческое вживание в образный строй музыки.
Запоминающимся эпизодом концерта стало исполнение пьесы аргентинского композитора ХХ века Астора Пьяццолы «Кафе 1930». Музыкантам удалось передать в своей игре шарм, красочность звукописи, ритмическую прихотливость и свободу танго, положенного в основу этого произведения.
В заключение концерта дуэт решился пойти на смелый эксперимент и преподнес слушателям сюрприз, исполнив балладу Maybe Next Time всемирно известного английского гитариста Риччи Блэкмора из группы Deep Purple. Исполнители мастерски передали причудливое сочетание классической музыки и рока, которое хотел передать в своем произведении ностальгирующий по классике рок-музыкант.
Поэтическая часть программы была также на высоте. Эльвира Восканян подобрала целый ряд стихотворений Шекспира» Блока, Ахматовой, Вяч. Иванова, Лорки, которые органично дополняли музыку и служили для нее камертоном. Концерт вызвал большой эмоциональный отклик у слушателей.
Ансамбль Эльвиры Восканян и Сергея Федорова в среде профессиональных музыкантов является пока единственным в своем роде, хотя это удивительно, так как единая струнная природа этих двух инструментов, которая дает классическое сочетание тембров, делает скрипку и гитару идеальным дуэтом.
Хочется пожелать музыкантам дальнейшего совместного музицирования, творческих успехов и новых программ.
___________________
© Черных Маргарита