Понятие «Культура» используется для характеристики широкого спектра биологических и социальных явлений — от разведения и выращивания растений и животных до описания целых народов и поведения соседей по лестничной клетке.
Среди множества ипостасей культуры нас должно привлекать описание ее социальной сути, которая может рассматриваться как совокупность ценностей, определяющих путь, образ жизни и мышления человечества и передаваемых от одного поколения к другому (Вебстер, 1989).

Можно приводить и иные, более или менее изощренные толкования культуры, но очевидно одноосновным объектом культуры является человек — носитель культурного достояния общества, одновременное отражение его достижений и недостатков. Он продукт культуры и в тоже время — ее творец. Нет культуры без человека и это наиболее важный для нас постулат.
Медицина, с другой стороны — «система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление здоровья, продолжение жизни и предупреждение болезней» (ЭСМТ,1983).
Очевидно, она, как и культура, объектом своей деятельности имеет человека. Однако, основное внимание при этом уделяется его биологической сущности — способности воспринимать, чувствовать, реагировать, изменять окружающий его мир, воспроизводить себе подобных, то есть, другими словами, — жить.
Надо полагать, что обе рассматриваемые категории находятся в определенной иерархической подчиненности.
Культура — база, почва, матрица, на которой и из которой произрастает медицина.
У первобытного человека была первобытная медицина, у человека современного — наркоз, трансплантация органов и тканей, реанимация и др. Более глубокое рассмотрение этой структуры позволяет, вместе с тем, говорить о разных взаимовлияниях и взаимозависимостях медицины и культуры.

Первая, высшая сфера: прессинг культуры, ее ценностей, являющихся общечеловеческими, и их перенос на медицинскую науку, то есть, на особую зону интеллектуальной деятельности, приводящей к открытиям и достижениям в знаниях о биологической сущ-ности здорового и больного человека, а также в методах коррекции нарушенного здоровья или его защиты.
Вторая, более «приземленная» область — взаимовлияния в системе «врач — пациент». Здесь оба действующих лица могут обладать рядом общих точек притяжения или, напротив, отталкивания, вследствие различного культурного «груза», который они несут в себе, а также культурного пространства, в котором они пребывают в данное время. В обычных условиях межличностные связи, при духовных различиях индивиду-умов, могут быть прерваны уже на ранней стадии контакта.
Однако, в системе «врач — больной» степень культурологической близости становится фактором, во многом определяющим будущее, а иногда и жизнь пациента. При этом возможны три варианта: 1) врач репрессирует, подавляет больного человека; 2) имеется баланс культурно-интеллектуальных уровней и, наконец, 3) культурное поле, излучаемое пациентом, обладающее значительно большей мощностью, чем врачебное.
Ясно, что эти ситуации могут приводить к разнообразным последствиям, поскольку медицина, экология и культура существенно влияют на принятие врачебного решения и адекватность его восприятия пациентом.

Медицинская наука и практика, ее достижения, прорывы в ранее запретные зоны, в свою очередь, оказывают огромное влияние на мироощущение и духовный уровень человечества в целом. Пересадка сердца, генная инженерия, манипуляции с мозгом, «выращивание человека» в пробирке вызывают всплеск разнообразных эмоций — от восхищения и неоправданной веры во всемогущество медицины до подавленности, страха, ощущения беззащитности перед все разрушающим прогрессом. Отсюда отрицание обоснованных методов профилактики и лечения, уход в псевдонародные, так называемые, «традиционные» методы лечения, оккультная медицина, «очищение» организма, «изгнание порчи» и т.п.
Требуются громадные усилия культурно-интеллектуального слоя общества, на-правленные на установление разумных рамок и пределов в развитии медицинской науки, параллельно с трудоемкой, но исторически необходимой работой по восстановлению вечных духовных ценностей человечества.
___________________________
© Шапошников Александр Васильевич