Виды рыб» для российской электронной сцены — что Эйфелева башня для Парижа, Тауэр для Лондона, джинсы для ковбоя, лапидарный стиль для Хемингуэя, ты для меня. Дебютировав в 94-ом на отделении голландского андеграундного монстра Staalplaat — Korm Plastic удивительно романтическим альбомом «Songs of a dumb world» (Песни немого мира), Виталий Штерн и Игорь Колядный выпустили следующий лонгплей «Trip Trap» на московской «Экзотике» спустя два года. И вот, третья работа музыкантов с философско-эзотерическим названием «Time and place».
Будучи всегда очень самобытным и оригинальным проектом, «Виды рыб», тем не менее, не могли избежать некоторого влияния западных электронных банд на первых двух альбомах. «Songs of a dumb world» был явно инспирирован подводно-булькающим творчеством великолепных The ORB (на дебютном альбоме англичан — куча русских голосовых сэмплов, один из которых и дал название проекту Штерна и Колядного) и некоторых других представителей так называемого «интеллигентного техно». На «Trip Trap» же испытанный слух истинного меломана не мог не уловить параллелей с работами японского электронщика Ryogi Ykeda, работающего в эстетике minimal hi-tek.
За пять лет, наши рыбки превратились в настоящих китов современного русского электронного авангарда, стилевые рамки-аквариумы «techno» (в очень широком понимании) стали для них слишком узкими. «Time and place» удивительнейшим образом свободен от каких бы то ни было музыкальных клише и стереотипов. Здесь, как в хорошем постмодернистском романе: и время и место фиктивны и «действие» переносится в метафорическую область вечности. И все становится возможным. Сочетая несочетаемое, «Виды рыб» рисуют наистраннейший узор, в котором причудливо переплетаются пост-индустриально-амбиентные атмосферы, тягучий героиновый псевдо-джаз, задушевные балалайки и гитары, звуки скрежещущих заводских станков. Музыканты явно играют со слушателем, представляя на его суд очень тонкий и ироничный бриколаж, своего рода музыкально-поэтический «поток сознания», требующий неоднократного прослушивания.
После прослушивания demo будущего альбома, шеф лэйбла «Экзотика» Андрей Борисов попросил Штерна и Колядного записать специальный трек, который соответствовал бы радио формату. В результате родилась, пожалуй, самая энергетически сильная вещь на альбоме- «Da original mutha-Fucka». Сильно сомневаюсь, что она хоть раз звучала на какой-нибудь радиостанции, но стала настоящим хитом в узких кругах. И что весьма показательно для искусства конца века: цитирование массовой культуры, ее ироническое переосмысление, демифологизация с одной стороны. А с другой, превращение расхожего репперско-гангстерского стереотипа в некое подобие мантры путем его монотонного повторения. Этому рукоплескали бы и Энди Уорхол и Хакуин.
P.S.
Возможно, большинство, прочитавших материал лишь удивленно разведут руками: «Какие-такие «Виды рыб?» А зря, страна должна знать своих героев.
_________________
© Нерсесов Георгий