Древнегреческий философ Гераклит Эфесский сказал, что «огонь живет смертью земли». В земле таинственного Танаиса археологи находили и находят следы крупных пожаров…

В археологический музей-заповедник «Танаис» я отправилась в качестве сотрудника Центра противопожарной пропаганды и общественных связей вместе с начальником этого подразделения УГПС ГУВД Ростовской области. Нас встретил заместитель директора музея Павел Григорьевич и сразу удивил: «Танаис горел несколько раз».

Последний пожар произошел в середине III в.н.э., когда город был разрушен племенами готского союза. После этого Танаис больше ста лет не восстанавливался и пролежал в развалинах. Нападение и последовавший за ним пожар, видимо, были внезапными, жители покинули город, не успев унести даже самые ценные и дорогие вещи. В конце IV в. жизнь в городе возобновилась, но былого расцвета и могущества Танаис уже так и не достигнул.

Причинами еще более ранних пожаров в основном оказывались именно войны. При осаде и защите города обе стороны использовали специальные устройства, которые заряжались сосудами с горящим маслом и метались за оборонительные стены и башни. Среди экспонатов музея можно встретить такие катапульты, камне- и стрелометы. Например, один из них — евтихон, предназначенный для поражения живой силы на дистанции 500 м. Евтихон сконструирован в Сиракузах около 400 г. до н.э.

Представленный в музее экспонат реконструирован в натуральную величину по описаниям военных античных авторов и сохранившимся археологическим остаткам.

Другая машина — монанкомн (онагр) использовалась не только для нападения на осажденные города, но и для поджога вражеских судов. Монанкомн онагр устанавливался на палубе корабля и метал горшки с горящей нефтью. При работе устройство скрипело, напоминая крик осла («онагр» означает «осел»).

Хотя огромное количество пожаров происходило из-за войн, случались и бытовые пожары, не менее опасные. Ведь в каждой хижине стояла печь. Перекрытия крыш в основном были деревянными и соломенными. Освещение домов осуществлялось с помощью лепных или бронзовых светильников с маслом. А в человеческой природе заложена неосторожность. Если к элементарным правилам не может приучить себя наш современник, то что говорить о древнем танаите?!

Западный район города представлял собой скопище небольших жилых и хозяйственных построек без правильной планировки с изогнутыми стенами и мощеными двориками, разделенные узкими извилистыми проулками и проходами. Жилые комплексы настолько близко расположены друг к другу, что стоило огню загореться, и город уже нельзя было спасти.

Борьбой с возникающим огнем в Танаисе занималась определенная социальная группа — эпимелеты. На представителей этой прослойки населения возлагались разные функции, в том числе тушение пожаров и ответственность за пожарную безопасность.

Профилактические меры регламентировались специальными нормативными актами, которые принимались правителями города и высекались на плитах. Образцы таких плит можно увидеть в музее-заповеднике. В основном эти мраморные документы касались правил строительства — прообразы современных СНиПов.

В частности, согласно правилам, все пожароопасные работы и производства выносились за пределы Танаиса. За чертой города располагались кузницы и мастерские для железоделательных, стеклоделательных и бронзолитейных ремесел. За городом греки кремировали покойных (трупосожжение входило в особенности погребального обряда с III в. до н.э. по I в.н.э.). Захоронение оставшихся от огня останков происходило в некрополе. Прах предавали земле в амфорах вместе с ценными вещицами — золотыми украшениями, зеркальцами и др. Все это представлено в экспозиции музея «Танаис».

Кроме того, в форме профилактики каждый горожанин обязан был держать в своем дворике цистерны (амфоры и пифосы), наполненные водой. Огромные пифосы с водой располагались и на кораблях в целях пожарной безопасности. Они служили так же балластом на корме.

В самом городе водопровод существовал, но система водоснабжения еще недостаточно изучена. Учеными обнаружено несколько колодцев, глубиной около 8 м, предназначенных для сбора дождевой воды, используемой в хозяйственных нуждах. Следует упомянуть, что единственными средствами тушения были вода, песок и земля. А в качестве оборудования использовались пожарные насосы (помпы) и деревянные лестницы.

О рассказанных нам пожарах говорят находки археологических групп — пережженное зерно в остатках древних амфор, лопнувшая от высокой температуры черепица кровли, множество экземпляров изделий из жженого железа — ключей, кандалов, орудий труда. Следы больших пожаров содержат капители, красный от воздействия пламени известняк, сильно закопченные каменные стены хижин. И когда смотришь на обнажившиеся раскопки этих беззащитных домиков, на паутинку переулков, то сжимается сердце от мысли: на этой земле люди пытались разгадать неведомую силу огненной стихии, хранили «противопожарные» талисманы, поклонялись огненным богам. Но сколько бы сотен лет не прошло, все остается, как прежде: огонь требует внимательности к себе, и это требование не изменит время.