Дом Москвы уже давно входит в число самых престижных и интересных центров культурно-деловой жизни латвийской столицы. Год от года палитра проводимых в его стенах мероприятий становится ярче и разнообразней, и, конечно же, за каждым из них стоит большая работа, порой растягивающаяся на месяцы. В подготовке одного из таких проектов речь идет об уникальной персональной выставке знаменитейшего московского фотохудожника Елены Мартынюк.
Экспозиций подобного уровня в Риге еще не было!

Дабы уважаемый читатель сразу же поверил, что громкие эпитеты в отношении Елены Мартынюк — не просто красивые слова, хочу привести неполный список ее регалий. Елена — обладатель почти двух сотен золотых, серебряных и бронзовых медалей, Гран-при и множества других наград, полученных на крупнейших международных биенналле в России, Украине, Англии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Германии, Шотландии, Португалии, Кореи, Бельгии. Произведения Елены Мартынюк экспонируются в известных музеях и галереях, для своих коллекций их приобретают ценители со всего света. Пока что, Елена — единственная женщина из Восточной Европы, награжденная фотографическим «Оскаром» за победу в конкурсе SuperCircuit Hasselblad.

Эксперты ведущих изданий называют Елену «Явлением в современном искусстве», и утверждают, что ее творчество окажет серьезное влияние на развитие фотографического языка. Лондонский арт-ежегодник Yearbook в 2000 году включил Елену Мартынюк в пятерку самых интересных и модных фотохудожников мира. «Вести Сегодня» встретилась с Леной в ее новой московской фотомастерской, которая недавно переехала в мистическое место — дом № 10 по улице Большая Садовая. Теперь студия Лены находится прямо напротив легендарной Нехорошей квартиры № 50, где располагается Фонд гениального драматурга Михаила Булгакова.

— Лена, ваши работы — удивительные. Они обладают какой-то особой магией, завораживают, окрыляют, вдохновляют! Образы, которые вы создаете, настолько изумительны, что даже тщательно подобранные для их описания слова зачастую кажутся какими-то громоздкими и неуклюжими… Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как вы начали заниматься фотографией?

— Спасибо, всегда очень приятно, когда-то, что делаешь — нравится. Все самое хорошее, самое искреннее — каким бы ни было призвание — получается у человека из Любви. Так и у меня. Дело в том, что я выросла в семье, где придавали большое значение литературе, живописи, музыке… Благодаря этим интересам я научилась созерцать и чувствовать красоту окружающего мира. Мой дедушка увлекался фотографией, ребенком я, затаив дыхание, наблюдала за тем, как в свете красной лампы он священнодействует над негативами. Мне казалось, что он — чародей, а фотоаппарат его — волшебная палочка. В общем, классе в 4-м, у меня появился аппарат «СМЕНА 8М». Я бродила по родным одесским улочкам и, на свой детский лад, с азартом ловила неповторимые мгновения скоротечного бытия. Вокруг же столько сиюминутных чудес, которые необходимо увековечить! Получив среднее образование, я поступила в Одесский художественный институт, всегда любила рисовать. В то же время приобрела и «Зенит» — страсть к фотографии разгоралась все сильней. Родился сын, я начала делать фоторепортаж о его жизни. Но хроника событий — не совсем искусство, а мне, как художнику, хотелось создавать фотоаппаратом картины… Да, именно фотоаппаратом! Хоть я и слыла лучшим акварелистом на курсе, а после института устроилась преподавателем в художественную школу, вдруг поняла, что ничего нового в изобразительном искусстве сказать не смогу… Возникло ощущение, что не кистью писать, а заниматься светописью — то есть, фотографировать — вот мое истинное предназначение!

— Как же вам удалось осуществить перерождение из художника в фотохудожника? Какими были ваши первые заказы?

— Конечно, метаморфозы происходили со мной постепенно. Я продолжала фотографировать природу, своих домашних… В выходные дни приходила в класс, сдвигала мольберты, вешала фон, выставляла свет и …снимала, снимала, снимала своих многочисленных подружек и знакомых. Как-то я узнала о том, что за рубежом проводят специальные конкурсы и вернисажи, решила принимать в них участие и стала отправлять фотографии в Париж, Лондон… Вскоре мне начали давать медали, кубки. А однажды, листая каталог «самых-самых» фотографов мира, к несказанному своему потрясению, я увидела один из собственных снимков! Подумала, ну надо же, значит, точно, получается! Потом начали поступать серьезные заказы. Обратился ныне покойный режиссер петербургского «Ленсовета» Игорь Владимиров — увидел мои работы и попросил в том же стиле выполнить портреты актеров театра. Он сказал: «Боже мой, это же великолепно! А у нас в фойе — не театральная галерея, а доска почета передовиков производства! Срочно приезжай!». Я приехала. Затем меня ТЮЗ пригласил, балет Михайловского… Когда вернулась в Одессу, муж предложил, чтобы я оставила преподавание и ушла в свободное плавание, тем более, что на фотографии к тому времени уже начала зарабатывать больше. Так я стала себе хозяйкой, открыла в Одессе студию и целиком отдалась фототворчеству. Началась совершенно новая жизнь — выставки, участие в зарубежных биеннале, переписка с иностранными мастерами…

— Лена, вы уехали из Одессы, и вот уже несколько лет входите в плеяду самых знаменитых московских фотографов. С вами мечтают работать звезды шоу бизнеса, политики, бизнесмены… Легко ли давалось привыкание к мегаполису?

— Знаете, получилось так, что наступил период, когда вдруг все стало резко меняться — и в личной жизни, и в профессии. Настал этап кардинальных перемен, и я с радостью и благодарностью их приняла. В одну из заграничных поездок произошло знакомство с московским предпринимателем, издателем журнала. Мы подружились. Увидев мои фотографии, он буквально вцепился в меня и ошарашил предложением о переезде в Москву. На тот момент мое имя на Украине уже хорошо знали… Но, как бы сказать… Там я достигла своего потолка, с грустью стала отмечать, что мне будто бы не хватает пространства, воздуха… В общем, я согласилась стать москвичкой, устроилась на работу главным фотографом в журнале этого бизнесмена. Сложно поверить, но специально для меня даже построили двухэтажную студию с мини-бассейном! Я могла вести подводную съемку, осуществлять любую свою фотофантазию! Эта сказка длилась 4 года, пока не пришел следующий период перемен. И вот, сейчас я здесь, на Большой Садовой, в доме, где некогда творил мой любимый писатель Михаил Афанасьевич Булгаков! Так что, о своем глобальном решении я не пожалела ни разу — меня закружило вихрем потрясающих событий! В Москве я почувствовала свою востребованность. Со мной хотят работать, я вижу плоды своего труда, об этом мечтает любой художник. Сегодня выполнила заказ — через пару дней на мои фотографии уже вся столица смотрит! В Одессе подобной отдачи, увы, не было. Да и быть-то ее не могло — масштабы иные. А Москва город громадный, это средоточие мириадов возможностей. Самая моя главная московская наработка — опыт. Одесса — замечательная, в ней очень хорошо жить, отдыхать, но в моем случае, остаться там — означало бы прекратить развитие… Жизнь в Москве очень бурная. Постоянно бьет по голове, жестко заставляет преодолевать препятствия, превозмогать себя. Но я всегда помню: без преград не бывает и достижений!

— У вас очень много сказочных, фантастических работ…

— Да, обожаю фантазировать — я романтик и мечтатель. Быть может, поэтому так часто создаю вариации на сказочную тематику, мне нравятся образы, в которых присутствуют элементы волшебства. А еще, люблю снимать персонажей ироничных, или, пронизанных грустью — это уж, какое настроение. Вообще, считаю, что нужно постоянно быть готовым к чуду, то есть, жить в его предвосхищении, предощущении. Такова моя философия. И ФОТОсофия тоже. Мне важно, чтобы все эти фотовпечатления, фотописьма, если хотите, достигали своего адресата. Когда у тебя что-то есть — этим необходимо делиться! Кстати, знаете, однажды, люди которые участвовали в моей фотосессии, потом признавались, что ощущали бешеный энергообмен, необыкновенный душевный и телесный подъем, и даже заявили, «что это круче, чем секс!». Что и говорить, когда столь эмоционально отзываются о твоей работе — это наивысшая похвала!

— Как вам живется в новой фотомастерской? Известно, что Большая Садовая — место мистическое. Тем более, ваша студия расположена аккурат напротив Нехорошей квартиры…

— Мистики действительно хватает. Но, если не вспоминать о декабрьском инциденте, то по большому счету, мистика эта позитивная. Тут нутром ощущаешь какие-то удивительные космические вибрации! Я счастлива, что теперь могу бывать здесь каждый день!

— А что это был за инцидент?

— Один из жильцов, очень скандальный, и, судя по всему, неадекватный тип, третирующий весь дом разными бредовыми выходками, пока никого не было, взломал замки на квартире и всех ее помещениях, и стал выбрасывать из окна вещи! Пострадала не только моя мастерская, но и другие организации. Автомобиль, стоявший во дворе и принявший на себя основной «удар», был настолько искорежен, что не поддавался восстановлению! Я уже оправилась от шока, но когда наблюдала за тем, как об землю бьются мои работы в рамах, фотоаппараты, компьютер — пережила настоящий стресс. Слава Богу, я тогда еще не все успела перевезти, в том числе, и диски с файлами, иначе бы просто этого психа задушила. Мы, конечно, вызвали милицию, но гражданин этот оказался хитрецом и заранее позвонил в скорую помощь, поэтому его забрали в больницу, а не в отделение. Но мы этого так не оставим.

— Вот это да… Просто жуть! Давайте-ка о приятном. Как вы сами для себя определяете, в чем залог фотографической удачи, что помогает мастеру сделать так, чтобы кадр получился незабываемым?

— Секрет заключается в том, чтобы «насытить», пропитать фотографию своей любовью, энергетикой, творческим жаром… Все это составляющие единого понятия, имя которому ДУХ. Без искреннего наполнения своего дела душевным теплом ничего стоящего не выйдет. Собственно, это касается любого занятия. Известный драматург и эзотерик Густав Майринк в уста одного из своих героев вложил такую фразу: «Сколь бы скромным ни было ремесло, ты можешь облагородить его, вложив в него душу!». Замечательно сказано. И я очень в это верю. В фотографии нельзя полагаться на одни лишь технические средства и «наметанный зоркий глаз». Фотография — это вдохновение, мечта, полет. Здесь обязательно присутствует божественное начало! Когда срабатывает затвор — вовсе не «птичка» вылетает. Это на миг концентрируется дух происходящего действа, он стремится освятить и осветить все вокруг себя своей благодатью, чтобы остаться запечатленным и преисполнять радостью сердца зрителей. Поэтому для меня каждая фотография — прежде всего, Душа. Душа момента.

— Благодарю за беседу, надеемся в скором времени увидеть вас и ваши работы в Риге!

Елена МартынюкСправка о Елене Мартынюк:
Заслуженный фотохудожник Международной федерации фотоискусства. Член Европейского союза профессиональных фотохудожников.
Фотографией занимается с детства. Художественной фотографией — с 1989 года. Первую золотую медаль получила в 1990 г. в Лондоне на выставке «London-Salon». На данный момент Елена обладатель более 180-ти золотых, серебряных и бронзовых медалей, Гран-при и других наград, полученных на крупнейших международных выставках таких стран как Англия, Франция, Италия, Испания, Австрия, Германия, Шотландия, Португалия, Корея, Бельгия и др.
Елена Мартынюк — первый фотохудожник и пока единственная женщина из Восточной Европы, обладатель фотографического «Оскара» за победу на международном конкурсе «Суперкруг-Хассельблад» в Австрии в 2000 г.
Лондонский фотографический ежегодник «Yearbook» в 2000 году включил Елену Мартынюк в пятерку самых интересных фотохудожников мира.

В 1995 г. победа в номинации «Искусство, живопись, дизайн» на конкурсе «Профессиональный успех», проводимом журналом «Космополитен». Ее фотографии экспонируются в известных фотомузеях, приобретаются для частных коллекций.
Елена предпочитает работать в монохромной манере. Любимые темы: портрет, ню, подводная съемка. В коллекции Елены более 300 фоторабот. Специализируется на съемке индивидуальных портретов, рекламе ведущих фирм и их продукции, портфолио.

___________________________
© Кочнева Мария