Потребность общества в высококвалифицированных специалистах и требования вуза при подготовке выпускника развиваются в условиях экономического кризиса с неясными социальными перспективами. Нынешняя ситуация в России совпадает с общеевропейской ситуацией постмодерна, которая характеризуется неясностью, неопределенностью, утратой утопических энергий (Ю.Хабермас), застреванием между прошлым и будущим. Однако эта ситуация усугублена экономической нестабильностью, безработицей, отсутствием жестко структурированного и специализированного производства.
В этих условиях потребность в узкоквалифицированном специалисте становится сомнительной, ибо снижена вероятность не только найти работу по узкому профилю, но даже найти работу по специальности. Хаотичность и неопределенность общественной жизни требует подготовки выпускников с большими возможностями, со способностями переключаться в смежные сферы деятельности. Кроме того, решение проблемы преодоления кризиса предполагает необходимость формирования выпускника с определенными нравственными качествами. Решение вопросов связано с необходимостью развития культуры специалиста, что возлагается в вузе на гуманитарный блок дисциплин. Однако возникают вопросы: каковы особенности подготовки по сравнению со специальностью? Каковы должны быть нравственные характеристики специалиста в условиях неопределенности социальной этики?
Гуманитарная подготовка — это особый способ мышления, предполагающий общее видение мира и понимание личности как высшей ценности в сфере любой деятельности. Профессиональная подготовка, напротив, это конкретное знание, навыки и умения в узком виде деятельности, в котором цели «дела» или «бизнеса» порой замещают человека. Гуманитарная подготовка предполагает, что всякая деятельность осуществляется для блага человека, а не ради денег или дела самого по себе. Сохранить баланс гуманитарного и профессионального означает сохранить перспективу экономического и социального развития.
В условиях капитализма (особенно американского) складывается этика утилитаризма, близкая к протестантизму и обслуживающая узкокорпоративные интересы. Долг усматривается в приумножении капитала, добропорядочность в кредитоспособности, добродетель в методической профессиональной деятельности и пр. Эти позиции явно расходятся с этикой коллективизма, господствовавшей прежде в России, а также с этикой православного христианства. Этические требования к личности специалиста в России складываются в условиях переоценки ценностей, этического релятивизма. Ясно одно, что существует потребность в людях активных, ответственных, честных и порядочных.
Но как сформировать ориентацию на общечеловеческую мораль в условиях, когда развиваются эгоистические интересы, когда нарушаются права человека, когда не видно перспектив экономического развития, в политике царят интриги, а общество поражено анемией? Думается, что это сложнейшая задача высшей школы, которая должна решаться не путем ограничения гуманитарных знаний, а на основе развития и углубления гуманитарной подготовки, ибо ее решение открывает перспективы развития экономики и социальной сферы жизни.