Одной из особенностей в развитии сетевых СМИ последнего времени стало появление и рост популярности изданий, ориентированных на женщин. Это явление связано, в первую очередь, со все более активным вхождением женщин в киберпространство. Женщина и Интернет перестают быть несовместимыми понятиями, во многом, к недовольству сильной половины человечества, которой всегда хотелось иметь эксклюзивное право на технологические достижения. Женщины используют Интернет для получения справочной и новостной информации, переписки, знакомств и т.д. Очевидно, что для удовлетворения спроса на подобную продукцию, должны были появиться ресурсы, ориентированные исключительно на женщин. Однако, зачастую женщин не удовлетворяет положение простого пользователя, они хотят сами участвовать в сетевой жизни. В этой связи показательно, что издателями большинства женских журналов являются женщины (которые, помимо авторской, редакторской, дизайнерской и др. работ, сами осуществляют верстку в HTML).

Среди сетевой периодики для женщин много электронных версий печатных изданий, к примеру, «Крестьянка», «Работница», «Домашний калейдоскоп», «Shape» и др. Некоторые из них представляют в Сети только дайджест отдельных материалов журнала, как делает «Работница» http://www.rabotnitsa.ru и «Shape» http://www.passion.ru/shape), а некоторые — номера журнала полностью и даже архив («Крестьянка» — http://www.krestyanka.ru), архив с №1, 1999).

Существуют и специфически сетевые издания: «Дамский клуб», «Девичник», «Подруга», «Яблоко», «Невестушка», «Femina», «WWWoman» и т.д. Всего на настоящий момент нам известно 14 женских сетевых изданий, некоторые из которых имеют достаточно высокий рейтинг на поисковом сервере Rambler: так, журнал «Женские страсти» занимает 21-е место, «Подруга» — 25-е, «Девичник» — 51-е (данные от 7.04.2000). Существуют тематические каталоги женских сетевых ресурсов (напр. http://www.wwwomen.ru), а также «Женская баннерная сеть» — система обмена значками-ссылками на ресурсы для женщин.

Журнал «Женские страсти» http://www.passions.ru выходит с 26 июня 1999 г. по понедельникам. Ведется сквозная нумерация номеров, всего на 10.04.2000 вышло 42 номера. Аудитория журнала — современные женщины, самостоятельные и независимые. Тематическое наполнение журнала — кулинария, секреты красоты, косметика, семейные отношения, знакомства, выращивание комнатных растений, рукоделие, ювелирные украшения, покупки. Одним словом, все, что интересно женщинам. Тип журнала можно определить как массовый. Издание имеет одиннадцать рубрик. «Страстный кулинар» — рубрика для домашних кулинаров, настоящих и будущих. Свой «фирменный» рецепт, простой и доступный или оригинальный и изысканный, здесь сможет найти любая хозяйка. В рубрике «Страстная и красивая» публикуются материалы о том, как естественнее ухаживать за собой и быть в форме с помощью различных косметических средств, правильного питания, физических упражнений и здорового образа жизни. «Семейные страсти» рассказывают как найти свою половинку и выйти замуж и, самое главное, — сохранить свою семью и быть в ней счастливой. «Плоды страсти» — рубрика о детях и их воспитании, рассказ о развитии и росте ребенка (представлен цикл статей по данному вопросу). «Интимные страсти» публикуют статьи на интимные темы. Материалы рубрики подбираются в соответствии с пожеланиями читателей, на настоящий момент большинство из представленных статей — переводы зарубежных публикаций по вопросам сексологии. «Страстные знакомства» дают возможность познакомиться с кем-нибудь, завязать переписку, пофлиртовать, приобрести сексуального партнера или даже найти свою вторую половинку. Остальные рубрики посвящены женским увлечениям и слабостям: «Рукоделие — моя страсть», «Страстный цветовод», «Страстный гороскоп», «Ювелирные страсти», а также «Страсть тратить деньги». Последняя публикует информацию о том, где можно купить качественные и красивые товары по приемлемым ценам, но не в форме рекламы, а как «советы подружки». Редакция предлагает читателям: «Пишите, что на днях купили, почем, где, довольны ли своей покупкой. Если у вас есть любимый магазин — расскажите о нем остальным. В случае, если ваше приобретение было не слишком удачным — обязательно предостерегите на нашей страничке от подобной ошибки своих подруг». Материалы нового номера представлены на входной странице, а каждая рубрика содержит тематический архив публикаций. Значительное количество материалов составляют переводные статьи. Журнал поддерживает читательский форум по обсуждению проблем, предложенных читательницами.

Журнал «Девичник» http://www.devichnik.ru начал выходить 15 апреля 1998 года. Издатель и редактор — Ольга Дунаева. Помимо этого, она совмещает должности менеджера, вебмастера, дизайнера статей, заботится о рекламе сервера и т.д.. Члены редакции работают самостоятельно в различных городах и странах, занимаясь поисками авторов, подбирая и оформляя материалы. В качестве иллюстрации приведем данные о некоторых членах редакции и постоянных авторах: Ольга Дунаева (редактор «Девичника») — Германия, г. Падерборн; Елена Климакова (рубрика «Туризм») — студентка Санкт-Петербургского Государственного Университета (факультет географии и геоэкологии); Татьяна Мотина (ведущая рубрики «Муза») — выпускница филологического факультета Украинского Государственного университета, Киев; Юлия Новикова — выпускница Московского государственного института электроники и математики, Всероссийского института промышленной собственности и инноватики, Москва; Оксана Осадчук (рубрика «Стиль) — медик; Наталья Саед (рубрика «Рукоделие») — музыкант-педагог, Канада; Алексей Коринский (рубрики «Туризм», «Конкурсы»); Елена Лебедева (рубрики «Тема», «Жизнь») и др.. «Девичник» не является ни для кого из них основным занятием и не приносит никаких материальных доходов. Многие стали участвовать в создании «Девичника» случайно: «гуляя по просторам интернета, я набрела на «Девичник» и влюбилась в него с первого взгляда» (Ю.Новикова).Средний возраст членов редакции — 24-35 лет. В самых первых выпусках журнала было лишь 4 маленьких рубрики, постепенно же «Девичник» превратился в большой и серьезный проект и собрал вокруг себя команду из постоянных авторов. Все эти изменения не могли не оказывать влияние как на структуру сервера, так и на его оформление. Последний дизайн, например, уже сделан с учетом возможного добавления или удаления рубрик. Основные рубрики — «Тема», «Жизнь», «Интервью», «Стиль», «Хозяйка», «Рукоделие», «Малыш», «Муза», «Хиханьки», «Кино», «Туризм». Названия рубрик подбираются очень тщательно и могут меняться в случае, если рубрика разбивается на несколько разделов со схожей тематикой.

«Дамский клуб» http://www.glasnet.ru/dk — ежедневный он-лайновый журнал для женщин. Рубрики: «ЕГор» (Ежедневный гороскоп), «Фотокоролева» (конкурс фотографий), «Конкурс» (Что бы это значило?), «С миру по вести», «И это все о ней» (Знакомства), «Тема» (Тематические статьи), «Зуев-сам» (Стихи и проза Веб-мастера журнала М.Зуева), «Тет-а-тет» (Беседы с интересными людьми), «SOS» (консультации психолога), «Феминистка», «Уголок стервозы» (Юмор и развлечения) и др.. Сквозной нумерации нет, однако рубрики нумеруются выпусками. Ежедневно помещаются новые материалы, но при этом задействованы не все рубрики.
Достаточно много региональных изданий: «Яблоко» http://www.cofe.ru/apple — Самара, «Веста» http://www.permonline.ru/~marvesta — Пермь, «Femina» http://femina.vladnews.ru — Владивосток, «Pretty» http://www.pretty.nnov.ru — Нижний Новгород.
Особенности женских сетевых изданий, в основном, определяют два фактора — специфика читательской аудитории (женщина-пользователь Интернета) и особенности Интернета как медиа-среды. Рассмотрим основные аспекты их воздействия.

Следует отметить, что на настоящий момент женщины-пользователи Сети представляют собой относительно небольшую, но достаточно однородную группу. Как правило, это женщины с высшим образованием, достаточно обеспеченные, самостоятельные, уделяющие много внимания карьере, творчески мыслящие, новаторы по природе. При этом, как любая женщина каждая из них выполняет функции жены, матери, хозяйки дома. Именно личность читательницы определяет тематическую направленность женских сетевых изданий. Так, значительное внимание уделяется вопросам равноправия полов, становления личности женщины, карьеры (см. напр. рубрики «Феминистка» в журнале «Дамский клуб», «Личность», «Работа и карьера» в журнале «Фемина»). Большой интерес для женщин представляет поиск партнера и устройство личной жизни: действуют многочисленные службы знакомств и ярмарки невест (напр. «Страстные знакомства» в журнале «Женские страсти», «И это все о ней» — «Дамский клуб», журнал «Невестушка»). Важное преимущество сетевых СМИ в том, что они не ограничены ареалом распространения: материалы любого регионального издания могут увидеть люди, находящиеся в разных точках земного шара. Проблемы отношения полов и вопросы интимной жизни в сетевых СМИ представлены более откровенно, чем в печатных, что связано, в первую очередь, с отсутствием четкого законодательного регулирования. Важным разделом большинства изданий становится индустрия красоты — мода, уход за телом, фитнес, методики омоложения — то, без чего немыслима жизнь современной женщины.

С другой стороны, Интернет обусловил особую форму и структуру периодических изданий: четко структурированных за счет гипертекстовых ссылок, размытых по объему и периодичности. Как правило, трудно выделить отдельный номер издания, поскольку материалы обновляются с разной периодичностью (и зачастую в «новом номере» ежедневного журнала появляется всего одна статья). Структурно издание делится на рубрики, в которых представлены материалы предыдущих выпусков, и, таким образом, журнал по форме становится, по сути, тематической библиотекой ресурсов. В качестве примера можно назвать библиотеки кулинарных рецептов, имеющиеся почти во всех журналах, справочники по воспитанию детей, рукоделию, садоводству и пр. Безусловно, это — важный положительный момент, такая форма гораздо удобней для читателей, поскольку значительно облегчает поиск информации и экономит время. Кроме того, Интернет позволяет женщинам создать свое виртуальное сообщество — это различные чаты, форумы и т.п., существующие при каждом периодическом издании. Возможность обратной связи, быстрота передачи данных и указанные выше специфические средства общения повышают интерактивность сетевых СМИ, что является еще одним преимуществом.
______________________
© Колесникова Мария Михайловна