Сложность современной социально-экономической ситуации в стране во многом зависит от нестабильности инновационных процессов, происходящих в ней, которые становятся закономерностью развития современного общества. И если в недавнем прошлом такие изменения происходили очень медленно, то в настоящее время они приобретают революционный характер. Тем самым, обуславливая постоянное внимание ученых к проблемам: изучения их жизненного цикла; источников идей инновационных процессов; важности их нормативно-правового обеспечения; технологий организации инновационной деятельности в различных ее сферах; зависимости их распространения от особенностей среды; психологических механизмов их реализации и возникающих при этом психологических барьеров; управления инновационными процессами. Но во всех исследованиях прослеживается и выделяется как главный аспект — роль личности, которая является как субъектом, так и объектом данного процесса.

Результаты исследований проблем, перспективы и ценностные ориентации молодежи, позволяют выделить один из аспектов данного исследования, относящийся к рассматриваемой нами проблеме — психологические барьеры, тормозящие инновационные процессы в обществе. К ним относятся организационно-психологические барьеры, возникающие вследствие неприятия нововведений из-за несоответствия ценностных ориентаций личности инновационным процессам, а также социально-психологические барьеры, проявляющихся в структуре отношений личность-личность, личность-группа, группа-группа как барьеров делового общения, ценностно-ориентированных барьеров, возникающих при несовпадении ценностей личности и группы.

Сопоставив данные вопросы с той ролью, которую призвано сыграть молодое поколение в развитии инновационных процессов в стране и той возможностью, которую дает нам система высшего образования молодежи, мы пришли к выводу о необходимости формирования инновационной культуры молодежи в процессе их обучения в вузе. И предпосылки к этому у студенчества имеются. Проведенный нами опрос показал, что всего 46% опрошенных удовлетворены тем, как складывается их жизнь, а следовательно, большинство студентов чувствуют необходимость инновационных процессов в обществе; в будущее смотрят: с чувством надежды и оптимизма — 54%, спокойно, хотя особых перемен для себя не ждут — 29%; с тревогой и неуверенностью — 15%; и скорее со страхом и отчаянием — 3%. Оценивая свои качества, опрошенные студенты считают, что им присущи следующие качества: жизненный оптимизм, вера в свои силы — 84%, трудолюбие — 83%, способность менять убеждения, если они не отвечают реальности — 67%, целеустремленность — 86%. Анализируя свои жизненные планы на ближайшее будущее, большинство опрошенных отметили следующее: завершить учебу, стать высококвалифицированным специалистом, найти интересную работу.

Ученые отмечают, что образование как общественная функция должно следовать за изменениями в обществе и при этом влиять на него и его развитие и что без соответственно образованных кадров данный процесс затруднителен, так как они находятся во взаимодействии — один процесс обуславливает другой, ускоряет или тормозит его. От образования сегодня требуется, чтобы оно решало жизненноважные проблемы общества.

Одной из таких проблем современного общества — современные социальные проблемы, нововведения в данной области — самый эффективный путь их разрешения. Учитывая, что инновационная деятельность является составной частью научно-исследовательской работы и обязательно проходит через одну из своих начальных фаз — индивидуальной активности новатора, мы считаем, что подготовку к этому необходимо начинать с первых дней обучения в вузе, так как в соответствии с требованиями Государственного стандарта специалист должен быть «способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах социальной деятельности; способен находить нестандартные решения типовых задач; способен к проективной деятельности в профессиональной сфере и т.д.»

Примером такого подхода является разработанная нами и апробируемая в вузе программа формирования инновационной культуры студентов по специализации » социальная работа».

Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании предоставлена вузам возможность свободного (в рамках Закона) выбора форм, методов и средств организации деятельности вуза и содержания образования (с учетом государственного образовательного стандарта ). Этим же Законом и определены условия соответствия статусу вуза, которые обязывают не только реализовывать образовательные программы, но и выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования, являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. В соответствии с современными социально-экономическими условиями, это:

— делает сам вуз инновационным учреждением как новую или изменившуюся организационную структуру;

— инновационным становится сам педагогический процесс в связи с изменением содержания, форм и методов обучения, необходимостью инновационных подходов к системе воспитательной работы в вузе;

— способствует соединению возможности и необходимости вести разработку, научное руководство и внедрение инновационных процессов во все сферы в областях своей деятельности в регионе, территории;

— позволяет обучать студентов (как будущих менеджеров) технологиям инновационной деятельности;

— развиваться студенту как субъекту настоящего и будущего инновационного процесса, совершенствуя и развивая необходимые для этого качества.

Все эти подходы нашли свое отражение в реализуемой нами программе, как инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс студентов в их поисково-исследовательскую деятельность на всех этапах вузовского обучения, включая содержание психолого-педагогических и специальных дисциплин, сроки и порядок их изучения, не выходя за рамки образовательного стандарта.

Результатом такой деятельности должна стать готовность студентов университета как молодых ученых к разработке, организации, научному руководству и продуктивному участию в инновационных преобразованиях общества.